MENU

Назад в СССР или Стокгольмский синдром по-украински

4960 1

На днях посол Латвии в Украине Аргита Даудзе в интервью одному из украинских изданий выразила свое удивление тем, что многие люди в нашей стране выступают против закона о десоветизации.

«Мы знаем об ужасных преступлениях советской власти, о чудовищных преступлениях против украинских людей. Голодомор - сознательно организованный голод, стоивший жизни миллионов людей, репрессии, депортации. Если люди защищают советское прошлое, это напоминает мне стокгольмский синдром. Словно вы заложник и защищаете того, кто взял вас в плен», - говорит она.

Даудзе подчеркивает, что есть сегменты общества, где ностальгия по советской власти особенно распространена - например, в Крыму и восточной части Донбасса.

«Нынешняя ситуация показывает, как уродливо проявляется там советское прошлое. Нужно избавиться от этого прошлого, чтобы освободить себя. Отбросьте ненужное старое, откройте окно, впустите свежий воздух. Забудьте о постсоветском, вы - проевропейская страна», - призывает латвийский посол.

Надо отдать должное г-же Даудзе за то, что она, говоря о Донбассе, указывает лишь на его восточную часть. Хотя и эта часть не совсем однородна. Но рассматривать регион в таком ракурсе, как ни крути, лучше, чем делать грубые обобщения относительно всего края. Ведь события последнего года разделили Донбасс почти пополам как территориально, так и социологически.

Акцент именно на донбасовском востоке уместнее и в том плане, что это действительно самое советское пространство региона. Самое советское оно главным образом потому, что самое шахтерское.

В советское время у горняков и всего Донбасса был привилегированный статус, и для этого региона советская власть действительно была больше родительской, нежели враждебной. По крайней мере, для большинства местного населения, исходя из его ценностей. В годы независимости ситуация изменилась не в пользу рабочего класса, поэтому для многих жителей региона СССР стал идеалом, к которому хочется вернуться в той или иной форме ...

Обо всем этом уже много сказано и написано, в частности - в последнее время. В контексте слов Даудзе надо обратить внимание на то, что в восточно-донбасовском случае речь идет не о «стокгольмском синдроме», а об обычной ностальгии. То есть не об идентификации с агрессором ради выживания, что является одним из видов психологической защиты, а о желании вернуться туда, где жизнь казалась более счастливой, чем настоящая.

Ведь в основе «стокгольмского синдрома» лежит механизм психологической защиты, а именно - надежда жертвы на то, что агрессор проявит снисходительность при безусловном выполнении всех его требований. Поэтому пленник пытается быть послушным, оправдывать действия захватчика, вызвать его одобрение и покровительство.

А ностальгия - это реальное стремление возродить прошлое и попытка одомашнить окружающую действительность, сделать ее похожей на ту, где чувствовалось лучше, чем сейчас.

Другой вопрос, чем человек измеряет или чем ему навязали измерять общественное благо - лишь удовлетворением первичных потребностей или еще чем-то другим. И является ли приемлемым, когда о тебе система заботится и у тебя нет к ней политических вопросов, а твоего соседа убивает или отправляет за решетку из-за того, что он не такой, каким он ей нужен ...

Что касается «стокгольмского синдрома», он скорее подходит к тому, что сейчас может происходить на территории «ДНР» и «ЛНР». Часть местного населения, ностальгируя по СССР, поддержала эти формирования, веря, что таким образом могут «одомашнить окружающую действительность», в частности - при поддержке России как правопреемницы Советского Союза.

Но в социально-экономическом плане возвращение под заботливое государственное крыло пока не происходит. Оно происходит разве что в военно-политической плоскости. Это - один из главных факторов, который может формировать среди местного населения тот самый «стокгольмский синдром», который развивается от безысходности и бессилия.

Иногда очень тяжело просто терпеть - человеческая психика для облегчения может прибегнуть к тому или иному защитному механизму наподобие отождествления с агрессором. Или взбунтоваться. Например, как в недавнем случае в Донецке, который привлек внимание многих украинских СМИ. Один переселенец из шахтерской столицы, побывав дома, опубликовал на своей странице в Facebook такую ​​историю ...

В маршрутку зашли несколько человек в камуфляже. Все выпившие. Демонстрируя свой героизм, начали провоцировать мужчин, которые находились в салоне. Спрашивали, почему они не на передовой и не помогают тем, кто воюет. В ответ, пишет свидетель, в маршрутке произошел эмоциональный взрыв. Пассажиры, особенно женщины, красноречиво высказали людям в камуфляже все, что думают о них и об их пребывании в городе. После этого провокаторы были вынуждены покинуть салон маршрутки

Евгений СЕРЕДА


Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter

Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки

Інші новини по темі

Правила коментування ! »  
Комментарии для сайта Cackle

Новини