MENU

Следующие 100 дней Трампа: "московский фронт" станет основным направлением

3027 0

Дональд Трамп начинает активно действовать. В мае состоится первое зарубежное турне 45-го президента США. Он посетит Саудовскую Аравию, Израиль, Ватикан, примет участие в саммите НАТО в Брюсселе и во встрече глав государств G-7 в Италии.

К этому времени его предшественник Обама осуществил уже три зарубежных поездки, посетив девять стран, включая, среди первых, традиционные для американских президентов Канаду и Мексику.

Трамп предпочел принять лидеров этих стран в Белом Доме. В качестве его гостей в Вашингтоне также побывали главы Израиля, Саудовской Аравии, Египта, Иордании, Палестинской автономии, так что посещение Эр-Рияда и Иерусалима будут уже ответными.

География турне сама по себе красноречиво свидетельствует о внешнеполитических приоритетах новой администрации, однако важна не только форма, но и содержание. "Толерантность является краеугольным камнем мира", - заявил Трамп на церемонии в Белом Доме, посвященной его ближайшим планам. По словам представителей администрации, Трамп намеревается посетить центры всех трех мировых монотеистических религий, чтобы подчеркнуть толерантное отношение США к их последователям.

Читайте также: Трамп хочет всеми средствами остановить расследование, которое может вскрыть связи с Россией

Барак Обама в свое время также посещал Саудовскую Аравию, но не Израиль, а затем использовал визиты в Египет и Турцию для произнесения публичных речей, обращенных напрямую к народам этих стран и ко всему мусульманскому миру. Программой визита в Саудовскую Аравию публичных мероприятий для Трампа не предусмотрено, хотя и его целью, как и Обамы, провозглашается "построение коалиции со странами исламского мира в борьбе с международным терроризмом".

Команда 45-го президента США учла чувствительность арабских стран к публичным мероприятиям, проводимым представителями Запада на их территории, и приняла во внимание пожелания саудовской монархии обсудить чувствительные для мира и региона проблемы, которых накопилось немало, в тиши переговорных комнат. И если покойный ныне король Саудовской Аравии Абдалла заявил в свое время Обаме, что "Саудовская Аравия станет последней страной, которая подпишет мир с Израилем", то теперь вашингтонские инсайдеры говорят об "удивительной готовности саудитов сотрудничать с Вашингтоном".

Любопытно также, что после Иерусалима Трамп собирается посетить Вифлеем, чтобы обсудить перспективы будущего палестино-израильского урегулирования. Однако детали плана Белого Дома относительно конкретных аспектов такого урегулирования остаются неизвестными.

Известно лишь то, что этот вопрос курирует лично зять и советник президента Дж.Кушнер и среди идей, которые обсуждаются - созыв израильско-арабского саммита, возможно, уже этим летом.

Одним из общих вопросов, который объединяет США, арабский мир и Израиль - это ужесточение позиции по Ирану. Именно поэтому в Саудовской Аравии кроме встречи с королем Салманом предусмотрено участие Трампа в заседании Совета сотрудничества стран Персидского залива, а также расширенная встреча с лидерами других арабских стран. Саудиты очень высоко оценили тот факт, что их страна оказалась первой в списке зарубежных турне Трампа и называют предстоящий визит едва ли не историческим. По мнению аналитиков, символичность посещения именно Саудовской Аравии президентом Трампом имеет и серьезное экономическое основание.

Кроме цен на нефть, которые всегда остаются в центре внимания республиканцев, на повестке дня стоят контракты на поставку в королевство американского оружия на десятки миллиардов долларов. Один из проектов - новейшая система противоракетной обороны THAAD разработки Lockheed Martin (аналогичная система уже поставлена в Южную Корею) стоимостью более миллиарда долларов.

Кроме того, обсуждаются поставки крупных партий компьютерных систем управления и оперативного командования, боевых машин пехоты и бронетранспортеров, четырех новейших боевых кораблей (стоимостью 11.5 млрд долларов), управляемых бомб с лазерным наведением и боеголовок производства компании Raytheon, способных пробивать любую броню и бункеры.

Разумеется, все эти сделки должны получить согласие Конгресса, и при этом учитывается требования американского законодательства, что при любых поставках оружия арабам Израиль все равно должен иметь качественное превосходство, однако ожидается, что большинство контрактов будут одобрены. При Обаме США предложили Саудовской Аравии поставки вооружений на 115 млрд. долларов и значительная часть из этих договоренностей воплотились в жизнь. В 2015 году королевство стало второй страной после Южной Кореи по закупкам систем вооружений. США также обеспечивают техническое обслуживание и обучение сил безопасности Саудовской Аравии.

Читайте также: Россия имеет возможность убедиться в том, что задирать Трампа чревато

Крайне любопытно, что переговоры с Саудовской Аравией по вопросам поставок оружия из США как раз накануне визита проходят на фоне сообщений из Москвы о том, что "Саудовская Аравия хочет приобрести современное оружие из России". Сообщается также о переговорах, которые прошли в Москве на прошлой неделе на уровне министерств обороны двух стран.

По мнению экспертов, подобные сообщения редко появляются случайно. Они могут означать, что Эр-Рияд просто использует тактику демонстрации США, что американские компании не единственные на рынке и есть альтернатива (к подобной тактике прибегают и другие страны, например, Турция), однако с учетом планов Саудовской Аравии увеличить на 7% и без того немалый военный бюджет в связи с войной в Йемене и растущей угрозой со стороны Ирана, подобные переговоры могут иметь под собой основания.

Разумеется, никто не ожидает, что Россия сможет вытеснить компании США с арабского рынка, однако поставки Саудовской Аравии тех систем вооружений, которые не одобрит Конгресс, из России вполне возможны. В частности, саудиты интересовались поставками "искандеров", а еще раньше вели подобные переговоры с Китаем.

Однако в арабской прессе циркулирует информация, что когда Россия поставила С-300 Ирану и Сирии, она же поделилась с Израилем кодами, которые позволяют рассматривать израильские самолеты как "дружеские" и именно поэтому израильтяне так свободно летали над Сирией. Подобные публикации стали причиной того, что особого доверия Эр-Рияд к россиянам не испытывает.

Подготовка к первому внешнеполитическому турне Трампа проходит в беспрецедентных для американской дипломатической практики условиях, когда Государственный департамент, фактически, дезорганизован. 107 руководящих должностей на ключевых направлениях остаются вакантными, как и позиции 31 посла, включая такие страны, как Саудовская Аравия, Германия, Канада, Австралия и Франция.

В минувшую среду госсекретарь Тиллерсон выступил перед сотрудниками Госдепа и сообщил о намечающемся сокращении финансирования в 10.1 млрд. долларов (при Обаме Госдеп получил дополнительно 8.7 млрд.). Потеряет работу 2300 дипломатов, на подготовку которых были затрачены сотни миллионов долларов.

При этом бюджет Пентагона возрастает на 54 млрд. долларов, что, по мнению экспертов, свидетельствует о новых приоритетах Белого Дома - решать проблемы внешней политики военным, а не дипломатическим путем. Группа из 60 ветеранов дипломатической службы обратилась в Сенат с требованием вмешаться в ситуацию, поскольку подобное сокращение может привести к непредсказуемым последствиям для интересов США в долгосрочной перспективе.

В своем выступлении Тиллерсон также разъяснил некоторые аспекты внешнеполитической доктрины Трампа, в основу которой, как хорошо известно, положен принцип "Америка сначала". По поводу России он подчеркнул, что необходимо усиленно работать, чтобы найти пути к сотрудничеству.

Он признал, что существует длинный перечень поводов для разногласий (и это, по информации СМИ, единственный контекст, в котором он упомянул Украину), а отношения "находятся на самой низкой точке со времен холодной войны".

Попытки РФ проникнуть на рынок вооружений Саудовской Аравии только добавляют масла в огонь. В Госдепе создана специальная группа во главе с и.о. заместителем Госсекретаря Шенноном, которая тщательно прорабатывает каждый спорный вопрос "российского досье". Очевидно, Сирия станет первым из тех направлений, по которым США и РФ найдут точки соприкосновения. Проблему Северной Кореи США будут решать путем наложения жестких санкций на компании, которые ведут бизнес с КНДР. В то же время, по словам Тиллерсона, США готовы к переговорам с Пхеньяном по вопросу о безъядерном статусе Корейского полуострова.

Отношения с Китаем несут, по мнению Госсекретаря, "великолепные возможности", невзирая на разногласия по вопросам торговли и кибербезопасности, а также понимания того, кто и что должен предпринимать в отношении КНДР. Госсекретарь подчеркнул, что отныне США будут несколько меньше внимания уделять вопросам защиты прав человека, поскольку, по его мнению, чрезвычайно щепетильное преследование целей в этой сфере часто вредило в прошлом национальным интересам США. Что касается НАТО, то Тиллерсон подчеркнул важность увеличения оборонных бюджетов всеми членами Альянса, а не только США.

По мнению аналитиков, многие из утверждений Тиллерсона прозвучали весьма поверхностно. Сотрудники Госдепа считают, что новоиспеченный Госсекретарь мог бы больше прислушиваться к мнению профессионалов, ведущих свои направления не один год. Так, к примеру, надежды на Китай в "усмирении" Северной Кореи могут и не оправдаться, поскольку КНР вовсе не заинтересована в появлении в регионе еще одного мощного экономического конкурента в виде объединенной демократической Кореи (если вопрос об экономическом "удушении" Пхеньяна будет решаться через санкции) или в миллионах беженцев из КНДР, если против Пхеньяна будет применена военная сила. Безусловно, Китай заинтересован в активной торговле с США, однако вовсе не желает видеть вблизи своих границ мощную военную группировку США, которая вынуждена будет там находится в связи с растущей ядерной угрозой из Пхеньяна.

С Россией, как считают в Вашингтоне, можно договориться по отдельным аспектам сирийской проблемы, а также начать диалог по некоторым вопросам глобальной безопасности. Однако стратегические интересы Москвы и Вашингтона настолько расходятся, что остается совершенно непонятным как строить стратегию сотрудничества с Москвой хотя бы на среднесрочную перспективу.

Читайте также: Поки ми спали, у Вашингтоні сталася оглушлива сенсація

Кроме крайне сложной и запутанной ситуации на Ближнем востоке, где необходимо также учитывать амбиции и интересы обновленной Турции (через неделю Эрдоган как раз очень вовремя посетит Вашингтон), у США под боком, в Венесуэле, зреет серьезный правительственный кризис, который, возможно, приведет к экономическому коллапсу этой страны.

Следующие сто дней Трампа обещают быть крайне напряженными. И какие бы планы ни строились сейчас, очевидно, они будут скорректированы с учетом окончания выборов во Франции, приближающихся выборов в Германии, продолжения агрессивных действий России (которая пошла настолько далеко, что на прошлой неделе послала боевые самолеты к границам США), развития ситуации в Сирии, а также от внутриполитической ситуации в самих США, где новоизбранному президенту пока не удалось не то что осуществить обещанное, а даже потерпеть неудачу, как с реформой системы здравоохранения.

По мнению аналитиков, ситуация неопределенности относительно лидирующей роли США в мировой политике грозит перейти на 2018 год, когда состоятся выборы в России. Следует ожидать, что с учетом этого фактора все же "московский фронт" станет к концу года основным направлением в разработках Госдепа и Белого Дома.

Сергей КОРСУНСКИЙ


Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter

Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки

Інші новини по темі

Правила коментування ! »  
Комментарии для сайта Cackle

Новини