MENU

New Eastern Europe: Экономическая свобода для Украины

3067 0

Валерий Пекар:  

Украине нужен экономический рост, поскольку именно это позволит нарастить мощности для обороны, социальной сферы и реформ. Вмешательство государства в экономику было слишком сильным, и увеличение социальных обязательств, вызванное негативным состоянием  бизнес-среды, ограничивало деловую активность.

Существует много причин предполагать, что следующий год, несмотря на возвращение уличных протестов, в политическом плане будет более-менее спокойным для Украины. Между тем экономика будет испытывать значительное давление.

Украина делает небольшие успехи. В области военной промышленности, дипломатии и внутренней политики были достигнуты неоспоримые успехи. Российская агрессия была остановлена, армия модернизируется, а мировое сообщество поддерживает Украину в ее борьбе. Последние четыре года Украине удается избегать крупных социальных потрясений, она сумела позаботиться о 1,8 миллиона человек, перемещенных из региона проведения антитеррористической операции в другие части страны, и запустила реформирование большинства государственных учреждений, хотя и с переменным успехом.

Однако этим достижениям не сопутствует экономический рост.

В 2014 году украинская экономика получила сильный удар: война, оккупация Донбасса, аннексия Крыма и потеря традиционного российского рынка сбыта породили затяжной кризис. С тех пор хрупкая украинская экономика не восстановилась.

Экономический рост необходим, поскольку это обеспечит ресурсы для обороны, социальной сферы и реформ. Бедность стала основной причиной недовольства населения.

К сожалению, успехи украинской экономики слишком незначительны. Вялый экономический рост примерно в 2,5 % после перенесенного удара означает, что восстановление уровня жизни до показателей 2013 года будет задачей для целого поколения. Но у Украины есть еще более серьезная проблема: цены растут быстро  и инфляция превышает любые ожидания. Низкий экономический рост, высокий рост цен и высокий уровень безработицы являются наиболее смертоносным сочетанием, поскольку это приводит к стагфляции.

Вот почему Национальный банк Украины недавно повысил ставку дисконтирования в два раза, отправив сигнал правительству, парламенту и населению о том, что у страны есть серьезная проблема. Диагноз ясен: вмешательство государства в экономику было слишком сильным при том ,что увеличение социальных обязательств, вызванное плохим деловым климатом, сдерживало деловую активность.

Читайте также: Основными целями украинцев должны стать экономический рывок и военная мощь – эксперт

Мои поездки по стране и встречи с сотнями местных бизнесменов в разных городах позволяют мне сделать несколько выводов.

Самая важная проблема – безопасность бизнеса. Существуют многочисленные правоохранительные учреждения, которые используют свои полномочия для проникновения в бизнес, угрожают прекратить их деятельность и фактически собирают взятки. Недавно правительство продвинуло в парламенте закон, который существенно ограничивает права государственных учреждений уничтожать малый и средний бизнес. Хотя это можно назвать позитивным изменением, этого недостаточно.

Деловые люди знают, что самая жестокая так называемая "налоговая милиция" была ликвидирована год назад, но она по-прежнему активно собирает деньги с частных предпринимателей. Пришло время окончательно распустить многочисленные "экономические подразделения" правоохранительных органов и создать долгожданную единую Службу финансовых расследований для борьбы с крупнейшими компаниями, уклоняющихся от уплаты налогов, вместо того, чтобы бороться с небольшими местными магазинами, кафе и мастерскими.

Давайте вернемся к вопросу необходимости перехода к быстрому экономическому росту. Есть много стран, которые совершили экономический прорыв всего за 15-летний период: "азиатские тигры" в 1970-х годах, Израиль в 1980-х годах, страны Восточной Европы в 1990-х годах. Но для обеспечения такого роста нам необходимо улучшить бизнес-климат и привлечь огромные инвестиции.

Украина занимает 166-е место в рейтинге индекса экономической свободы Фонда "Наследие" и 76-е в рейтинге "Ведение бизнеса". Большой скачок, запланированный после Евромайдана, не состоялся.

Украинские экономисты говорят, что несколько решений позволят нам быстро развиваться и создать в Украине привлекательную экономическую среду.

Читайте также: The Economist: В Украине царит хаос. Запад должен давить сильнее, чтобы она решила проблему коррупции

Во-первых, мы должны ускорить проведение прозрачной приватизации: большинство из 3500 государственных предприятий не являются стратегическими и должны быть немедленно проданы через онлайн-аукционы. Это будет способствовать снижению политической коррупции и снижению числа бюрократов, занимающихся управлением государственным имуществом.

Во-вторых, мы должны провести земельную реформу: временный мораторий на продажу сельскохозяйственных угодий, который был принят много лет назад на короткий срок в шесть месяцев, постоянно продлевается, чтобы угодить местным "магнатам", а тем временем процветает чёрный рынок торговли землёй. Прозрачный рынок земли привлечет инвестиции и стимулирует банковскую систему.

В-третьих, налог на выведенный капитал вместо неэффективного корпоративного налога на прибыль резко увеличит местные инвестиционные ресурсы (15-20 миллиардов долларов США через пять лет, по данным Украинского института будущего), и в то же время позволит снизить объем теневой экономики и коррупции. Это связано с тем, что текущий налог на прибыль корпораций дает широкую свободу действий налоговым инспекторам и позволяет использовать оффшоры.

В-четвертых, нам необходимо осуществить кардинальное дерегулирование. По данным Офиса по эффективному регулированию (BRDO), 95 % нормативных актов не дают точного понимания, когда дело доходит до того, что и для чего они регулируют.

Наконец, необходимо провести реформу системы "налогов на труд". Постсоветская система налогообложения удобна для устаревших отраслей с огромными активами и низкими зарплатами, но в то же время она сдерживает развитие экономики в новых условиях, где основной составляющей цены является высокооплачиваемая творческая работа.

Читайте также:  Аtlantic Сouncil: Возможно, мы ошибались в отношении  качества газовых реформ в Украине

Важными шагами должны стать ввод в действие накопительной пенсионной системы, программ партнерства между государственным и частным секторами в области развития инфраструктуры, аренды жилья, энергетической независимости и других решений. Соответствующие исследования в основных секторах экономики в настоящее время ведутся украинскими исследовательскими институтами.

Украинская политическая элита уже готовится к следующим выборам и выбирает стратегию высоких социальных обязательств. Более высокие зарплаты работникам государственного сектора, более высокие пенсии и активные реформы в социальной сфере призваны доказать избирателям, что власти заботятся о них.

Однако при низком экономическом росте и высокой инфляции эта стратегия обречена на провал. Быстрый рост цен сведет на нет увеличение зарплат и пенсий, и бедные слои населения погрузятся в еще большую нищету. Тогда люди могут стать легкой добычей для популистов, которые пожелают обратить тысячи голодных людей против властей.

Принимая во внимание, что Украина должна выплатить огромные взносы по внешним долгам в ближайшие годы, очевидно, что обеспечить продвижение вперед можно только за счет ускорения экономического роста. Украина может достигнуть роста в шесть, семь и даже восемь процентов в год, если не больше. Но изменения должны начинаться прямо сейчас.

Оригинал на New Eastern Europe

Перевод: Андрей САБАДЫР, специально для UAINFO


Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter

Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки

Інші новини по темі

Правила коментування ! »  
Комментарии для сайта Cackle

Новини