MENU

Старая экономическая модель у нас не работает, а новую – не знают, как построить

1470 0

Сейчас, в преддверии голосования в четверг 7 июня, в ВРУ идет обсуждение законопроекта о Высшем антикоррупционном суде. Наши западные партнеры непреклонны.

Сколько бы в Кабмине ни разгоралось скандалов, сколько бы, возможно, справедливых разоблачительных писем не написал министр финансов Александр Данилюк в адрес послов в Украине стран G-7, всё равно у нас ситуация со структурными и институциональными реформами будет только ухудшаться. Почему? Потому, что старая экономическая модель уже не работает. 

     А какая это модель? Прежде всего, обеспечение бумажного экономического роста за счет эмиссии гривны под будущие доходы в евро и долларах. И все эти последние почти 10 лет продолжается реальный спад на украинских рынках. И ни у кого уже нет сомнений, что нас ждет в ближайшие 7 - 8, а то и 10 лет довольно существенный спад, в рамках которого и будут зарождаться новые сценарии выхода из этого большого кризиса. Однако, к сожалению, никто из политиков у нас пока не предложил, как строить новую экономическую модель? Также в предстоящую предвыборную кампанию они войдут с совершенно иными лозунгами и проектами нацпрограмм, затягивая нас в еще более худшие сценарии.

     Так, что же делать? Лично я вижу следующий выход: подъем украинской экономики с опорой на долгосрочный инвестиционный ресурс из Китая, США и стран ЕС. Но возможно ли это при коррумпированных чиновниках? Конечно, нет. О чем уже вслух говорят наши западные и азиатские партнеры, настаивая на формировании антикоррупционных судов и законодательной базы для создания цивилизованного внутреннего рынка капитала. Правда, сейчас и в развитых странах огромные проблемы и, вряд ли, скоро дойдут руки до Украины. Например, трудно спрогнозировать, чем обернутся для мировых рынков недавние решения о введении пошлин администрацией Президента США Дональда Трампа.

     Вот почему нам самим сегодня надо строить современную национальную модель экономического развития, умело используя потенциальные точки взаимодействия с Китаем, США и ЕС. И начал бы я с построения в Киеве инфраструктурного ХАБа биржевой торговли с контрагентами из этих стран. Пока это нам еще по силам. Но при этом, прежде всего, финансовая система Украины должна выступать одним из основных элементов экономического роста. Почему? Ну, хотя бы потому, что если мы хотим узнать, как будет выглядеть украинская экономика через 3 - 5 лет, то нам надо знать, какие отрасли экономики выбраны приоритетными нашими банками и институтами совместного инвестирования.

Читайте также: Відкараскатися від Антикорупційного суду за міжнародними вимогами не вийде – Пекар

     К примеру, в случае выбора в пользу розничного кредитования – в результате увидим больше импорта. Если в приоритете будет ипотека – увидим рост строительной индустрии. Словом, в каких секторах экономики будет наибольший объем кредитования и инвестирования, там и заметнее будет наращивание показателей роста. А пока, как ни горько в этом признаваться, Международный валютный фонд – это наше всё. Именно так следует резюмировать рассуждения Главы Нацбанка Украины Якова Смолия на прошлой неделе в четверг 31 мая о возможных сценариях развития событий в случае отсутствия очередного кредитного транша МВФ.

     И в этой связи, прежде всего, Яков Смолий пообещал «закрутить гайки» (другие инструменты и меры таргетирования инфляции, видимо, сейчас не подвластны), заявив: «Если будет возрастать инфляционное давление, безусловно, НБУ будет усиливать монетарные инструменты для сдерживания инфляции, будем вводить определенные ограничения для предотвращения возможного вывода капитала». Фактически нам объявили, что ожидается высокая инфляция и, соответственно, значительную стоимость своих сбережений и реальных доходов люди снова потеряют. А разве кто-то нам говорил, что экономика у нас может быть честной?

     В сложившейся ситуации складывается такое ощущение, что политики хотят навечно зафиксировать наше отставание от современных тенденций развития мировых рынков, например, законодатели упрямо ничего не делают. Вслух они говорят, что намерены выполнять рекомендации западных партнеров, а в приватных беседах сетуют на то, что для реализации намеченного нет денег. Но самое главное – не знают,  откуда мы их получим? В итоге все обсуждения этих проблем сводятся к одному, где взять на реформы деньги?  И никого из народных депутатов не интересует, а что конкретно надо сделать для реформирования украинских рынков?

Читайте также: Ключовим питанням цього сесійного тижня є законопроект про Антикорупційний суд

     Почему так происходит? Потому, что в Кабмине и Верховной Раде никто не отвечает за результат. И хотя у бизнеса и западных спонсоров деньги есть, но кто их даст этим нашим политикам?! Ведь всё равно либо разворуют, либо профукают! Снова с горечью приходится признавать, что украинский рынок, расположенный в центре Европы, а не в центре Африки, очень привлекателен для инвесторов из США, Китая и стран Евросоюза, однако,  длинные деньги  стратегов к нам не идут. И опять тот же проклятый вопрос, почему? Всё очевидно, Потому, что тот же американский инвестор очень слабо защищен на законодательном уровне. Во-вторых, у нас нет убедительных аргументов в пользу того факта, что наша экономика вышла на устойчивый тренд роста. В-третьих, горькое разочарование и подлинные слезы вызывают у американцев «смешные» размеры капитализации украинских компаний.

     Грустно, тем более от того, что американских и китайских инвесторов по всему миру ждут с распростертыми объятиями. Но это не про наших экономических топ-чиновников и законодателей, они иностранцам непонятны и даже чужды. Соответственно, не будет положительной динамики, если не удастся оживить и региональную экономику, а для этого правительству и Главам облгосадминистраций надо стимулировать аккумулирование финансовых ресурсов для прямых инвестиций с привлечением до конца 2018 года до 300 млрд. гривен преимущественно на внутреннем рынке совместного инвестирования, а также реструктуризировать корпоративные долги местных компаний и финучреждений, сократив в текущем году объем проблемных активов на 30% - 40%.

     И вот если теперь резюмировать всю ту критику, которую озвучивают ведущие зарубежные и украинские эксперты в связи с отсутствием у нас экономических реформ, то основными причинами их не проведения есть, во-первых, отсутствие политической воли, во-вторых, масштабная коррупция и, в-третьих, угрожающая некомпетентность топ-чиновников и законодателей. Наконец, проблема построения новой экономической модели в Украине не имеет никакого отношения к экономике и находится вне производственных отношений. А ключевое предложение предпринимателей – не падать на колени перед МВФ, а создавать и развивать национальный рынок совместного инвестирования и бизнес хеджирования – воспринимается многими министрами и народными депутатами как личное оскорбление.

     И как втолковать этим политикам «наверху», что нам не нужны их кресла, нам нужны конкурентные рыночные условия, чтобы снова, как в жирные «нулевые» годы, повысить скорость и доходность украинского бизнеса? Поэтому до тех пор, пока предложения к обсуждению этой проблемы власть будет воспринимать как оскорбление, попытки бизнеса начать конструктивный диалог остаются бессмысленными.

Підписуйся на сторінки UAINFO у FacebookTwitter і Telegram

Александр ГОНЧАРОВ


Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter

Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки

Інші новини по темі

Правила коментування ! »  
Комментарии для сайта Cackle

Новини