MENU

Почему Махновщина лучше, чем Бандеровщина

709 4

 


Всякое околонацистскоедвижение в России, Белоруссии и наУкраине 40-х годов (речь идёт об Украинек востоку от линии Днестр-Случь) быломаскарадом, малодушным приспособленчеством.Никаких сколько-нибудь заметных«национальных партизан», продолжавшихбороться с большевизмом после приходаКрасной армии, на территории традиционнойПравославной цивилизации не возникло.Канула в омут мифическая «Локотскаянациональная республика» инженераВоскобойникова на Брянщине. Попряталисьпо щелям «бобики» (презрительная кличкаполицаев) в Белоруссии. Не оказывалиантисоветского сопротивления в тылуКрасной армии казачьи области, гдевербовались сотни атамана Краснова игенерала фон Панвица. Зато в годыгитлеровской оккупации на этих территорияхкипела беспощадная партизанская борьбапротив Вермахта.


Совсем другую картинумы видим на территории, духовнопринадлежащей Западу, – в Прибалтикеи Галиции. Здесь коммунистическоепартизанское движение под немецкойоккупацией носило точечно-очаговыйхарактер; зато вчерашние нацисты сприходом Советов массами уходили в лесаи продолжали сопротивление в течениедолгих послевоенных лет. Древняя границаПравославного и Западного миров и всередине двадцатого века продолжалаиграть роль своеобразного водораздела.Симпатии народов, разделённых этойчертой, стремились либо на восток, ккрасному Кремлю – либо на запад, ккоричневому Рейхстагу. Очевидно, чтона грозном водоразделе решающей Мировойбитвы украинцы, в отличие от галичан,выбрали Восток.


Бандеровцам не удалосьсформировать сколько-нибудь значимыхподразделений Украинской Повстанческойармии или отделов ОУН к востоку отсоветско-польской границы 1939 года. Таму них просто не нашлось идеологической(а если копнуть глубже – этнической)почвы. Украинская Повстанческая армияс духовным центром в Лемберге имеламало общего с украинцами, проживающимик востоку от Днестра. (Именно от Днестра,а не Днепра или современной линии«сине-оранжевого» разделения!) Всябандеровская сеть на территории довоеннойсоветской Украины ограничиласьразрозненными кружками в тонком слоеинтеллигенции. При этом её участникипредпочитали заниматься просветительскойработой.


Один из галицкихидеологов того времени, О. Мотыль, писал,что для бандеровцев «встреча с Востокомбыла большим шоком... одного завоеванияУкраинской соборной самостоятельнойдержавы недостаточно, чтобы притянуть«схидняка», что в нём должно быть ещёкакое-то социальное, а ещё лучше –демократическое содержание» (цит. поМ. Зиньковский, Е. Герасименко, «Борьбапродолжается»). То есть, в ходе экспансиина восток люди, выросшие в лоне западнойцивилизации того времени, столкнулисьс чужим миром, где узкоплеменные,национально-эгоистические интересы непредставляют большой ценности, – гораздоважнее считается организация жизнивсего человеческого сообщества.


Может быть, поведениеукраинцев (не галичан) в годы войны былорезультатом двадцати лет интенсивногосоветского воспитания? Ничего подобного!Ещё до установления советской власти,когда решалась судьба всего Православногомира, украинцы вели себя точно так же.Этноцентричные (и одновременнопрозападные) движения – такие, какЦентральная рада и петлюровскаяДиректория – не нашли массовой поддержкине только на востоке, но и в центререспублики. Народное большинствосклонялось либо в пользу «красных»,либо в пользу батьки Махно. Примермахновской крестьянской вольницы, какраз свидетельствует о полном контрастедвух национальных архетипов.


Армия Махно называласьпочти так же, как УПА – Революционнаяповстанческая армия Украины. РПАУ Однакосущность двух движений различаетсякатегорически.


urb-a


Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter

Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки

Інші новини по темі

Правила коментування ! »  
Комментарии для сайта Cackle

Новини