«Власть» Крыма делает вид, что «занимается экономикой»
Кризис крымской экономики после аннексии стал виден всем, и тревога о будущем промышленности и сельского хозяйства вышла на передний план. Заниматься дальше «политикой» для «героев крымской весны» означало бы показать всему Крыму, что они не в состоянии адекватно оценить ситуацию. Поэтому они заметались по полуострову от одного региона к другому, пытаясь, во-первых, продемонстрировать «заботу о людях», во-вторых, выдавить хоть какой-то «рост» экономики, если удастся, а главное - создать иллюзию благополучия, погасить в зародыше появившиеся ростки недовольства и попутно выявить резервы для наполнения бюджета. Теперь о «самодостаточности» Крыма уже и речи нет. Аксенов проводит по районам и городам выездные заседания «совмина», а Константинов просто ездит со свитой по регионам и агитирует за Россию, по-прежнему обещая большие деньги, безоблачное будущее, помощь Москвы, и демонстрирует личное счастье от вхождения в Россию.
Многие отрасли сельского хозяйства уже убиты - например, ликвидировано рисоводство, сведено к минимуму выращивание требовательных к влаге кормовых культур - сои, гороха, кукурузы, а это те белковые добавки в корма, без которых животные не дадут нормальной продуктивности. И дождь, даже самый обильный, тут уже не поможет. Говорят, что корма возят из России, а это дорого, себестоимость, а отсюда и цена, всей аграрной продукции уже выше украинской. Поголовье птицы сейчас в Крыму от прошлогодних 9,6 миллиона голов упало до 7,9 миллиона, а свиней - со 145 до 141 тысячи. По состоянию на 1 мая производство мяса уменьшилось с 59,5 тысячи тонн до 53,7, молока - с 73 тысячи тонн до 61,1, яиц - с 165,5 миллионов штук до 142,5. Все животноводство посажено на минимальный паек.
«Власть» пытается что-то делать, но эффективных мер в такой ситуации нет, вместо «новой экономики» приходится обойтись «латанием дыр» старой. От всех аграриев требуют срочно оформлять право собственности на землю и на производственные фонды по российским законам. Большинство хозяйств только что оформили ее по украинскому законодательству, но их заставляют все делать по-новому. Зачем?
А вот зачем. На одном из совещаний председатель сельскохозяйственного производственного кооператива «Грузия» (переименованного в «Правду») Валерий Хаситошвили рассказал: «Чтобы один коровник перерегистрировать, необходимо 22 тысячи рублей заплатить. А если их в хозяйстве несколько? Приходится изымать из оборота деньги, которые можно было бы вложить в развитие производства. В Украине 15 лет сертификаты оформляли, госакты меняли, сейчас всю процедуру нужно проходить заново. И опять платить». По данным председателя «аграрного комитета госсовета» Крыма Юрия Шевченко, только оформление собственности на землю обойдется среднему хозяйству в 7-12 миллионов рублей!
Лишившись воды из Северо-Крымского канала, фермеры стали бурить колодцы для воды. Но не тут-то было. Оказалось, что по российским законам вода - это полезное ископаемое, и для ее добычи нужна лицензия, нужно оформление платной документации. Теперь «где, кому и сколько ее из подземных скважин можно использовать для орошения, решат в Министерстве экологии и природных ресурсов», - говорит Юрий Шевченко. Теперь, даже чтобы сельчанину накосить сена для коровы, нужно заключить договор с органами «власти», а для этого нужно за плату оформить документацию и опять же заплатить за использование природного ресурса.
Поняли откуда рост бюджета? А хозяйств в Крыму несколько тысяч, и если с каждого коровника, птичника, с каждой сотки земли, с каждой артезианской скважины, с каждого сада и виноградника содрать плату за регистрацию, то бюджет можно наполнить и без всякого производства.
Сергей Аксенов ратует теперь за перестройку аграрного сектора в крупно-товарное производство, то есть крестьян ждет укрупнение или объединение хозяйств. Власть всегда была за крупные хозяйства, потому что вместо того, чтобы возиться с тысячей частников-фермеров, легче руководить десятком государственных «совхозов», каждый из которых занимает несколько тысяч гектаров. Между тем, такое производство на селе, как правило, скоро становится не рентабельным. Во-первых, потому, что растут затраты на его организацию, во-вторых, потому, что власть такими хозяйствами командует политическими методами, не сообразуясь с экономикой. В экономике США, например, до сих пор размер среднего фермерского хозяйства составляет не более 70-80 гектаров, а все крупно-товарные фермы составляют всего несколько процентов от всего количества и созданы по воле самих хозяев и исходя из интересов производства.
В Крыму до сих пор, например, для уборки урожая не хватает примерно тысячи комбайнов, которые раньше привлекались из Украины. Потом крымские комбайнеры ехали убирать в Херсонскую, Запорожскую области и удавалось обходиться минимумом машин. Таким образом, Крыму не нужно было содержать их круглый год. Но поскольку возить комбайны через Керченский пролив было бы не разумно, то уборка может растянуться на полтора месяца, а отсюда и потери. Поэтому крестьян сейчас заставляют через лизинг брать дополнительную технику, которая ляжет новыми затратами и снова поднимет цены.
Урожай зерновых в этом году в Крыму, даже несмотря на обилие майских дождей, остается проблемным вопросом. Во-первых, первые дни июня показали, что в Крыму наступает период повышенного зноя, а зерновые только начинают колоситься. Жара в период колошения приводит к тому, что зерно получается мелкое, плюсклое и легкое. Но «власть» не может без рапорта, и поэтому в этом году «просто необходимо» собрать больше прошлогоднего. Для этого, во-первых, засеяли озимкой больше площадей, чем надо было бы, добавили яровых культур, во-вторых, приготовились рапортовать по валу, а не по урожайности. «Министр сельского хозяйства» Виталий Полищук уже доложил, что вал зерна вырастет на 8%, будто бы вместо 1,1 млн. тонн будет собрано 1,2 млн. Но будет ли так, никто не знает. Тот факт, что Крым раньше собирал по 2 с лишним миллиона тонн, пока не вспоминают.
Наиболее проблемным регионом остается север Крыма. «Власть» долго думала, что делать, например, с Красноперекопским и другими районами. Раньше такой проблемы не было - развивали и сельское хозяйство, и промышленность. Теперь без воды и то, и другое зашло в тупик. По мнению «министра экономики» Крыма Николая Коряжкина, для севера и Присивашья подойдет особый вид сельского хозяйства - ускоренное развитие овцеводства. По его подсчетам, можно производить в год 17 тысяч тонн баранины, 2,2 тысячи тонн шерсти. Это так. Но дело в том, что предприятий для переработки шерсти в Крыму нет, их нужно создавать, и хотя это дело перспективное, но за один год этого не сделаешь. Поэтому о «новом клястере» можно пока только говорить. К тому же, занять весь север только овцеводством было бы не разумно, это, возможно, 20% потенциала региона, но возродить былое овощеводство, промышленность без воды не получится. Говорят о развитии северного виноградарства, но опять же без воды и условиях солончаковой степи это слишком проблемная отрасль как для столового винограда, так и для технического.
Кировский район, например, намечен для садоводства и технических культур. Но опять та же проблема. Нужны заводы по переработке фруктов и масличных семян, которых в Крыму нет, а без них большая часть урожая будет просто погибать. Денег же для создания этих мощностей ни у хозяйств, ни в крымском бюджете, ни в «федеральном кармане» нет. Чтобы снять ответственность с местной власти, председатель «парламентского комитета по экономической, бюджетно-финансовой и налоговой политике» Виталий Нахлупин заявил, что «стратегические объекты инфраструктуры в Крыму должны быть построены за бюджетные средства».
Кризис крымской экономики после аннексии стал виден всем, и тревога о будущем промышленности и сельского хозяйства вышла на передний план. Заниматься дальше «политикой» для «героев крымской весны» означало бы показать всему Крыму, что они не в состоянии адекватно оценить ситуацию. Поэтому они заметались по полуострову от одного региона к другому, пытаясь, если удастся, выдавить хоть какой-то «рост» экономики, а главное - создать иллюзию благополучия. Теперь о «самодостаточности» Крыма уже и речи нет.
По инициативе президента Владимира Путина и почему-то под ширмой Общероссийского народного фронта по всей стране прошла конференция «Страна живёт, когда работают заводы». 8 июня в Москве состоится ее завершение - Всероссийская промышленная конференция ОНФ. Крымские политики и бизнесмены также провели «круглые столы», обсудили проблемы в сфере промышленности, а потом состоялось пленарное заседание ОНФ, которое прошло под руководством «главы Крыма» Сергея Аксёнова.
В ходе работы двух тематических площадок «Развитие промышленности - залог экономической безопасности Крыма» и «Пищевая и перерабатывающая промышленность: курс на импортозамещение», а также последовавшего пленарного заседания, был составлен перечень итоговых вопросов и выбраны делегаты для участия в Московской конференции.
Что это показало, если реально и без хвастовства? Во-первых, присоединение к России не спасло крымскую промышленность от кризиса и она продолжает, по сути, выживание, но уже в новых экономических реалиях. Торжествуют заводы «Фиолент» и феодосийское «Море», которые, по словам Сергея Аксенова, уже загружены заказами на 10 лет вперед. Сделаем небольшое уточнение - военными заказами. Например, на днях объявлено, что завод «Фиолент» изготовляет какую-то электронную деталь к новому российскому танку «Армата». Завод «Море» известен, прежде всего, изготовлением кораблей на подводных крыльях и воздушной подушке.
«Ожил», говорят, и Феодосийский казенный оптический завод, производящий прицелы для танков, и другую военную оптику, но такие предприятия можно пересчитать по пальцам.
Нет слов - это для Крыма создание рабочих мест, зарплата, налоги, однако это - старый и бесперспективны путь развития: с точки зрения экономики, трата человеческих, финансовых, научных и других ресурсов для производства оружия является бесполезной. С точки зрения благополучия общества, производить ракеты, танки, военные самолеты и всякое другое оружие - все равно, что просто перерабатывать на мусор не только деньги, но и мозги ученых, и мышцы рабочих. От производства оружия общество не становится богаче. Тем не менее, в Крыму сильно гордятся тем, что на военно-техническом форуме «Армия-2015» Крым будет представлен не только «Фиолентом», но и НИИ аэроупругих систем из Феодосии, известным производством парашютов, конструкторско-технологическим бюро «Судокомпозит», заводами «Залив», «Море» и предприятием «Передовые технологии парашютостроения».
В Крыму, к сожалению, именно военное производство стало генеральным направлением в развитии заводов. Все другие заводы, даже и большинство бывшего ВПК, сегодня простаивают, и решений по их реорганизации нет. Власть отмечает, что ухудшилась ситуация на Керченском стрелочном заводе, численность рабочих сократилась на 25%. Но этот завод выбран для примера потому, что он по-прежнему принадлежит Ринату Ахметову, а о тех заводах, которые «крымская власть» национализировала, умалчивается. Тем не менее, средняя заработная плата у крымчан составляет всего 9 тысяч рублей в месяц (а это 108-110 тысяч рублей в год), хотя чиновники «совмина» и «госсовета», как видно из недавно опубликованных деклараций, имеют доходы от 1 до 3 и более миллионов рублей.
Нужно также констатировать, что создание в Крыму так называемой российской СЭЗ большого эффекта не принесло. О ситуации в промышленности Крыма более откровенно высказался на днях меньше связанный с политикой «председатель законодательного собрания» Севастополя Алексей Чалый. «Несмотря на то, что Севастополь уже пять месяцев является свободной экономической зоной, эффекта от данной деятельности для города нет», - заявил он. По его словам, в СЭЗ зарегистрировались «по-моему, только один участник, или, может, три. Но это вообще ничто». По мнению Чалого, закон о СЭЗ «очень хороший», однако с точки зрения его практического выполнения имеется очень много недостатков. Нет написанных подзаконных актов, не созданы органы по его реализации.
«Это все должно работать эффективно и открыто, - заявил на днях Алексей Чалый в интервью «Интерфаксу». - Бизнес - это все-таки сборище достаточно свободных людей. Особенно если говорить про высокотехнологичный бизнес. Он же не привязан к месту. Строители привязаны, или владельцы ресторанов. Они далеко не убегут. А хайтековский бизнес, IT - да ему хоть на Луне можно работать. И если здесь кто-то начинает вести себя неадекватно - он развернется и уйдет в другое место, где ведут себя более адекватно. А в Российской Федерации, должен сказать, такие места есть. Я во многих регионах работал, и есть регионы с нормальной, не докучающей системой власти».
В целом в Крыму статус участников СЭЗ получили только 5 компаний, что тоже «ничто», и результатов пока нет. Председатель «комитета по экономике госсовета» Крыма Виталий Нахлупин не так откровенен, как Чалый, но и он заявил, что «эффект от СЭЗ Крым получит в будущем», другими словами - эффекта от СЭЗ пока нет совсем.
Одной из ошибок «власти» в промышленности была национализация, а она особенно бурно проводилась в Крыму. Опять же Алексей Чалый заявил, что «национализация предприятий в Севастополе нарушает конституционную норму, гарантирующую неприкосновенность частной собственности». По его словам, «заксобрание» отказалось в конце февраля объявить собственностью города ряд предприятий, предложенных правительством, «руководствуясь, прежде всего, соображениями законности».
«Есть норма Конституции, защищающая частную собственность. И что же это, извините, товарищи, будет за Заксобрание, которое своими местными законами будет нарушать Конституцию? Даже не федеральные законы - Конституцию! Это никуда не катит, даже если очень хочется», - заявил Алексей Чалый в уже упомянутом интервью «Интерфаксу».
Тем более, что в предоставленном правительством города списке на национализацию 35 объектов были «вполне работающие предприятия». «Они добросовестно перерегистрировались, юридически к ним никаких претензий нельзя было предъявить. Да и фактически нельзя было предъявить ничего - это одни из крупных налогоплательщиков в городе. И вот приходит власть и просто забирает. Что ж это за беспредел?», - возмущается Чалый. По его мнению, в такой ситуации нельзя рассчитывать на успешные переговоры с инвесторами.
Не удивительно, что в таких условиях промышленность преследуют две проблемы. Во-первых, те редкие инвестпредложения по развитию промышленного производства, которые зарегистрированы, поступают только из России и носят преимущественно авантюрный характер, там преобладает надежда на «авось», «давайте попробуем, может что-то и получится». Во-вторых, российские банки не спешат кредитовать такие сомнительные проекты, из-за этого крымские начальники пожаловались в Москву, и самому Медведеву пришлось издавать специальный приказ, которым он обязал работать в Крыму всего три банка. Но, извините, так промышленность не развивают.
Чтобы привлечь хоть кого-то, «глава Крыма» Сергей Аксенов «от безысходности» на днях заявил, что власти Крыма готовы сдавать туристические объекты в аренду за 1 рубль, чтобы инвесторы вкладывали в них средства и оказывали качественные услуги. А ранее глава комитета в «госсовете» Виталий Нахлупин говорил, что Крым встречается с многими «инвестиционными рисками», среди которых - наличие в Крыму исключительно российских инвесторов, логистические проблемы, существенно сужающие рынок потребления, сложность административных процедур и санкционные ограничения.
Например, как сообщила директор «Центра инвестиций и регионального развития» Ирина Бережная, с прошлого года поступило 164 инвестиционных предложения. Это всего два инвестпроекта в сельскохозяйственной сфере, только один - в промышленной, и 12 - в энергетике. Но на стадии реализации пока находятся всего 15 из всех 164-х проектов.
Соответственно, в кризисную зону ни инвестиции, ни специалисты не спешат. Президент Российской Гильдии риэлторов Валерий Виноградов сообщил агентству «Крым-Медиа», что в результате экономического кризиса даже крымская недвижимость у россиян пока не пользуется большим спросом. По его словам, на сегодняшний день в республике довольно низкий уровень сервиса и инфраструктуры - это останавливает россиян от покупки недвижимости в Крыму. Кроме того, на полуостров трудно добираться из-за логистических проблем. Он добавил, что цена на крымскую недвижимость необоснованно завышена, если ее стоимость будет снижена на 10-15%, то это может повлиять на спрос. Эффект роста спроса оказался кратковременным, отмечают специалисты.
Общие итоги ситуации в промышленности Крыма подвела «правительственная» «Крымская газета». В статье, посвященной итогам конференции «Страна живёт, когда работают заводы», газета пишет, что программа «Покупай крымское» не действует, закон о СЭЗ в Крыму следует отправить на доработку, неудобная и не проработанная логистика сдерживает все процессы развития, бизнесменов и промышленников «сводят с ума проверяющие», а требования российского законодательства вообще невозможно выполнить в срок. При этом и «аграрии - не конкуренты», все ресурсы в Крыму дороже, себестоимость выпускаемой продукции выше, а сбывать её приходится по ценам ниже, чем на материковой части России.
При этом газета философски замечает, что «когда-то Крым занимал первое место в стране по заработной плате, темпам роста объёмов промышленного производства, наши совхозы ежегодно получали доходы в 1,5 раза выше, чем в других областях страны, а большая часть населения была задействована в промышленности (22%), сельском хозяйстве (15%) и строительстве (17%)».
При этом в Крыму, как ни прискорбно, отказываются замечать, что усилия по преодолению нынешнего кризиса не приносят результатов, потому, что причины их лежат не в экономике, а в политике, и сколько бы «власти» не обещали «реализовать еще один шанс», результат будет тот же. Крым не сможет подняться в развитии экономики выше стагнирующей экономики всей России, как не сможет в таких условиях и стать самодостаточным регионом. Законодательство не то. Задачи не те. Подходы не те. И в целом ориентир не тот. Поэтому все это - одни разговоры и пустые мечты о «грядущем успехе».
«Copyright © 2015 RFE / RL, Inc. Перепечатывается с разрешения Радио Свободная Европа / Радио Свобода»
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки