MENU

Борьба с коррупцией или Рука обезьяны в кувшине

3921 3

В раскаленную июльским солнцем Одессу приехал Президент страны, а по его приглашению - некоторые ответственные за ликвидацию коррупции лица. Теперь в Южной Пальмире сосредотачиваются грузинские силы быстрого реагирования и украинские отряды неторопливого воздействия на опутавшее всех зло. Задача - взять Киев. Там, накрыли наконец шайку взяточников. Прятались и работали в Генеральной прокуратуре. Есть у нас такой карательный орган для мелких воришек, и одновременно синекура у больших людей с юридическим образованием.

О чем все догадывались, многие знали, а некоторые специально умалчивали, стало сенсацией для отечественных и зарубежных СМИ. Даже для президентов некоторых стран, включая родину Мугабе.

Картинку с зелеными сотками разложенными на площади в несколько соток, показали телеканалы разных стран. У нас и за рубежом зрители надеются: им продемонстрировали не короткометражку, а начало длинного сериала о нашем спруте. Кажется, в этот раз, съемки не будут свернуты. Во-первых, чувствуется режиссура зарубежных мастеров жанра. Во-вторых, демонстрации трейлеров надоели. Публика желает увидеть весь триллер до конца, чем бы он ни кончился, и какой бы национальности ни был главный герой, схватившийся с драконом. В-третьих, и в Европе поняли, помогать нам материально в таких условиях, все равно, что носить воду в сите. Получать транши от Европы на правоохранительные цели, и субсидии, а со стороны - на противоположные задачи способны только наши служители Фемиды!

Кстати, на исторической родине богини правосудия, докатившейся до дефолта, кредиты проедали всем миром. Потому образовался всенародный консенсус по прощению долгов. У нас с финансовой точки зрения лучше, а с моральной - хуже. Транши проедали только избранные. Здесь заключена пикантная особенность Украины. Народ, в отличие от греческого, не бенефициар иностранной помощи и доходов от национального достояния. Всем этим пользовалась и пользуется кучка начальников, поэтому консенсуса в способах ухода от ответственности не будет. Желательно, чтобы за все расплачивались активные едоки бюджетных и внебюджетных поступлений. Но едоки не торопятся раскошеливаться. Жадные, не умеющие делиться ни при каких обстоятельствах, они, как обезьяна, запустившая лапу в сосуд с узким горлышком, погибнут, но не разожмут кулак с прихваченным добром.

Такая уж уродилась наша коррупция. До сих пор мы никак не можем отыскать ее ахиллесову пяту, нажимая исключительно на барабанные перепонки жирных котов. Но, если в прежние годы процветающие феодалы иногда бросали кости со своих столов в массы, то последняя пятилетка оказалась мертвым сезоном для жаждущих сносного уровня жизни.

С 2009 года, когда слово «кризис» стали произносить как ругательное и прилагательное ко всем бедам, зарплаты и пенсии застыли. У всех граждан, кроме правоохранителей. Хотя они и без государственного денежного довольствия не теряли покупательной способности. Есть у меня знакомый прокурор областной категории с пенсией 24 000 гривень и должностью советника с окладом не меньше. Думаю, он не единственный в своем профессиональном цеху. Подобные примеры материального стимулирования прокурорского и судейского корпусов типичны, воспеты, перепеты в украинских СМИ тысячу раз. Сейчас к ним добавился еще и корпус СБУ. Развратились не сегодня, но только сейчас обнаружилось, что там состоятельных людей не меньше, чем в милиции. Особенно в отделах по борьбе с коррупцией. С одной стороны процесс понятен. Испокон веков все диктаторские режимы стимулируют лояльность и преданность полицейских сил. Но не все ведут себя, как наши по отношению к другим бюджетникам. В этом и заключена видовая особенность украинского правоохранительного братства. Чтобы убедиться, достаточно побывать на автостоянке районной прокуратуры, межрайонной поликлиники и отдела труда и социальной защиты. Просто сравнить кареты.

Средняя заработная плата в образовании и здравоохранении у нас в пять раз меньше, чем в Беларуси и России, в четыре раза - чем в Казахстане, в два раза, - чем в Туркмении, где, кстати, медики и учителя не платят за электричество и отопление. С другими странами сравнивать страшно. Наши целители тел и душ получают в 12 раз меньше польских коллег и в 40 - 50 раз меньше немцев, американцев. Однако такого перекоса нет в правоохранительной системе. Получая меньше высокооплачиваемых швейцарских судей и прокуроров, наши живут не хуже. И за это умение жить, им не только ничего не бывает, но еще регулярно приплачивает государство. Скажите, что не так?

На глазах обанкротилась идея, которую все еще артикулируют наши политики. Мол, стоит дать людям при исполнении большие зарплаты, они тут же пойдут служить родине бескорыстно. А то, как же им бедным работать рядом с миллионами и не брать себе долю?

Попробовали и результат озадачил. Получая 50 000 гривень отпускных, наш страж закона не едет на Шацкие озера, и не топчет тропинки нетронутой цивилизацией украинской глубинки. Он норовит податься туда, где Катя Осадчая обычно берет интервью у отдыхающих и скрывающихся персон. Основной инстинкт толкает людей с весами на щите, наверх. Туда, где все распределяется и решается, где только и есть неприкосновенность жизни и жилищ, и тот уголок цивилизации, который можно отгородить высоким забором, безмятежно любуясь на свой кусочек Днепра. Вот они и гребут наверх, как вылупившиеся мальки пескарей, стремясь набрать воздух в плавательный пузырь, построить дом в заповеднике, срубить деревья и посадить на высокую должность сына. Это не просто прихоть отдельных персон, мечта прокуроров и смысл жизни судей. Здесь выражен кучмовский заповіт счастливой жизни, выработанный за 25 лет поведенческий рефлекс государственных служащих. Он прост. Внизу и без денег ты никто и ничто, жалкий «вбрасыватель» бюллетеня и обладатель единственной собственности - ушей для развешивания лапши. Хочешь остаться только с ними, тогда не бери, не воруй, не шли по иерархической лестнице доли вышестоящему начальству. Желаешь сделать карьеру, поступай правильно - греби что есть мил. Иначе не проживешь в системе. Иначе тебя посадят свои же. Потому, что берут не только заместители генерального прокурора, а все, вплоть до президентов страны, не говоря о премьер-министрах, застуканных на воровстве, и пока еще не пойманных. Вот такие у нас размеры спрута и ареал его обитания.

Глава Днепропетровской госадминистрации Валентин Резниченко, тоже посетивший Одессу, во время дебатов о коррупции, высказался на банальную тему о порче рыбы с головы. По его мнению губернаторы не могут бороться с коррупцией, как это делает Саакашвили, только потому, что действуют в рамках закона, и у них не хватает полномочий использовать его силу по назначению. Пан Порошенко прервал спич подчиненного. Но своим присутствием в Одессе навел на более дерзкие мысли. Например, такие. Президент П.Порошенко и губернатор М. Саакашвили будут бороться с коррупцией вместе с Арсением Петровичем, или с Арсением Петровичем и коррупцией? Потому, что наступление на гидру проходит как то без участия пана Яценюка, в ведомство которого уже давно бросают камни общественные и партийные лидеры мнений. Надо ж не только над Виталием Кличко в фуражке копа подтрунивать. Ведь если оборотистые чиновники состояния сколачивают на взятках, то как может пополниться бюджет, если легализовать то, за что дают? Ведь деньги в стране есть, и немалые. Глупо отрицать, когда купюрами выстилаются полы только в одном кабинете. Так и хочется помножить площади других административных зданий, начиная с Грушевского, представляя новый бюджет страны. Дух захватывает!

Второй вопрос тоже интересный. Новая полиция окажется под началом Арсена Авакова, или станет концом его годового перемирия со старой милицией? Как получилось, что приезжий штатский Миша Саакашвили, только в одной Одессе накопал столько милицейских тайн, сколько министр МВД не смог обнаружить за год по всей стране? Вопрос же напрашивается.

Не знаю, будут ли у спрута отрубать щупальца из областей, или возьмутся за голову в столице? Мы то за голову давно взялись. В смысле пришли в ужас от мохнатой обезьяньей лапы в нашем украинском глечике. Хватит ума отдернуть у примата или нам придется рубить конечность, уже не важно. Важно не разбить глечик последней надежды.

Александр ПРИЛИПКО


Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter

Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки

Інші новини по темі

Правила коментування ! »  
Комментарии для сайта Cackle

Новини