MENU

Герои и смерть: Радикализм и вопросы языкознания

4670 0

В потоке непрерывного общения и изменяемых коммуникационных инструментов, в который превратился наш мир, язык становится ключевым идентификатором человека, вытеснив прежде традиционные идентификаторы - происхождение, социальный статус, материальное положение и прочие - в область динамических маркеров личности.

«Скажи мне что-нибудь, и я скажу, кто ты» - становится формулой общения сегодняшнего информационного общества.

Давно известно, что наш язык определяется нашим сознанием, набором наших ценностей и убеждений. От этого зависят морфологические и лексические особенности всей той совокупности слов, выражений и оборотов, которые мы используем для выражения своих мыслей. Например, объем и структура употребляемой лексики, характерная стилистика, функции специальной лексики и терминологии и проч. По тому что, как и о чем говорит человек, специалист не только может составить его достаточно точный психологический портрет, но и социальную карту его круга общения. Недаром информационным атакам обычно предшествуют масштабные исследования блогосферы и социальных сетей.

И тут важно в большей мере не то, о чем говорит человек, а то - как он говорит, какие слова и обороты при этом использует. Нельзя говорить о любви, используя «язык ненависти». Это, конечно, не значит, что серийный убийца и насильник не может испытывать эмоции любви - разумеется, может, в своем понимании. Но следует помнить, что ничего кроме страданий и смерти объекту его страсти такая «любовь» не принесет.

И тут важно заметить, что все радикалы в мире разговаривают на одном языке - от китайских хунвейбинов до сирийских исламистов из ИГИЛ, от «православных хоругвеносцев» в Москве до наших доморощенных радикальных националистов - все используют одинаковые речевые обороты, терминологию и стилистику.

Борьба с «жидами и гомиками», бессодержательные упрощения, расизм, изоляционизм, милитаризм и агрессивная ксенофобия - это не временные болезни молодых политических движений, а магистральная линия, обусловленная теми ценностями, которые лежат в основе их мировоззрения и отражаются в их языке. То, что сразу после Майдана кто-то списывал на посттравматический синдром, оказалось мировоззрением.

Их ценности не имеют ничего общего с ценностями современного мира, это ценности даже не вчерашнего, а позавчерашнего дня. Поэтому наши радикалы никогда не поддерживали европейского вектора развития нашего общества, и всеми силами пытаются сорвать наши отношения с союзниками - наш единственный шанс в этой войне.

Эти позавчерашние ценности - то, что роднит наших радикалов с их сегодняшними антиподами из русского мира. Потому что это ценности «русского мира». Увы, но качественной разницы между украинскими и российскими радикалами сегодня нет - и те, и другие в равной степени угрожают сегодня украинскому обществу и государству.

Сегодня нам нужно помнить одну важную вещь о нас самих: на всех последних выборах наши радикалы не набрали и 2%. Поэтому сегодня они не имеют никакого права делать никаких заявлений «от имени нации» и совершать действий, выходящих за границы правового поля. Если сегодня мы позволим им нарушить нашу свободу - завтра мы проснемся в обществе, похожем на российское, где таких как они - 86%. Именно туда - в «русский мир» - пытаются нас затолкать наши радикалы. При всем кажущемся радикальном различии внешних атрибутов.

Чтобы не превратиться в «86%» нам следует сохранять наше разнообразие, в том числе - мышления и выражений, защитить общественный диалог от упрощений и ненависти. Не стоит перенимать радикальный язык, язык ненависти только потому, что он характерен для определенного круга сегодняшних героев. Мне жаль, но героические поступки отнюдь не предусматривают истинности социальной парадигмы их носителей. Реконструкция мифа в рамках социального дискурса - абсурдная и разрушительная логика. Ибо героический паттерн - это паттерн гибели, а героический пафос - пафос смерти. Это существование вне времени, вне права и вне общества. Воспроизводить в повседневной жизни язык, поведение и образ мышления мифологизированных героев - путь смерти и разрушения, тогда как сейчас нам требуется взаимное доверие, учеба и систематическое сотрудничество.

Последствия реконструкции мифа мы и наблюдаем сегодня в Украине, и в частности, в Мукачево: представители объективно маргинальной политической силы, основываясь на мифологическом представлении о «социальной правоте», почерпнутом из тенденциозных общественных дискуссий об объективной медлительности власти, предприняли попытку псевдогероического мятежа криминального характера. Безоговорочно поддержать их сегодня - значит развить радикальный дискурс, дискурс ненависти, похоронить последнюю надежду на существование нашего государства и, возможно, на выживание нации.

То, что мы действительно можем сегодня - это избегать ненависти в нашем общении. Ненависть - это тот корень, из которого произрастает радикализм. Будем внимательны к своему языку - будем избегать проявлений ненависти и самоубийственных упрощений. Сложность - признак жизни, а простота - атрибут смерти. Оставим место для сомнений, ибо сомнения - основа человечности. Безапелляционность и показная решительность - путь к преступлению и гибели. Дадим шанс нашему языку сохранить наши жизни.

Юрій КОСТЮЧЕНКО


Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter

Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки

Інші новини по темі

Правила коментування ! »  
Комментарии для сайта Cackle

Новини