MENU

Вас выбрали, господин Президент. Теперь начинается самое сложное – Atlantic Council

3091 0

Спустя почти два месяца после своей сокрушительной победы Владимир Зеленский начинает совершенствовать свою политическую личность, сигнализировать о том, как он будет управлять, и формировать контуры президентской власти.

С общественностью он стремится быть слугой народа: обаятельным, заботливым и доступным. С бюрократами, олигархами и политиками из бывшего правящего большинства тон становится ближе к врагу народа: он ругается на чиновников, угрожает тюрьмой и требует их немедленной отставки.

С точки зрения театра и политических сообщений оба подхода были для него победой, но с точки зрения исполнения и управления, они совершенно разные.

Обращаясь к большинству старых порядков, Зеленский выбрал путь конфронтации, и, тем самым, он изолировал себя от совета и мудрости некоторых эффективных министров и чиновников, которые могли бы помочь ему освоить его сложную новую работу.

Его президентский офис на вершине населён неопытными друзьями и деловыми партнерами, в основном из мира шоу-бизнеса.

Несколько экспертов, которых он нанял, очень компетентны и уважаемы, но их ряды невелики. Более того, ожидается, что некоторые из лучших – например, Вадим Пристайко и Руслан Рябошапка – возьмут на себя руководство министерством иностранных дел и Генеральной прокуратурой, как только выборы 21 июля приведут к принятию действующего законодательного большинства.

Читайте также: Зеленский нащупал для себя особую форму поведения и артикуляции

С руководящей группой, не обладающей достаточным опытом работы в правительстве (у него до сих пор нет старшего советника с глубокими знаниями в области военной и национальной безопасности) и с крутым кругом обучения, на который должен подняться неопытный Зеленский, неудивительно, что представление было более театральным, чем реальным. Проекты законов из президентской канцелярии плохо написаны и вызвали внутренний и международный огонь.

Нападая на бывший режим Порошенко - казалось бы, чрезмерно, учитывая значительные достижения бывшего президента в восстановлении вооруженных сил и обеспечении поддержки Запада в отношении сильных санкций против России, - он набирает политические очки среди общественности, но можно надеяться, что кроме этого он имеет реалистическое ощущение того, какие части его политического наследства работают хорошо.

На прошлой неделе Зеленский призвал расширить закон о люстрации в Украине (принятый после массовых убийств в последние дни правления Януковича в качестве исключительной меры) и предложил применить его ко всем министрам, высокопоставленным чиновникам и парламентариям. Это не только помешает им когда-либо занимать правительственный пост, но даже запретит им баллотироваться на выборные должности. Такая санкция может быть популярна среди представителей его электората, но она обрушила на него решительный упрек стран G-7.

По мере приближения воскресных выборов его исполнительная команда вряд ли значительно укрепится с приходом большинства или почти большинства, которого он, вероятно, достигнет в парламенте.

«Слуги народа» – это, в основном, люди с небольшим опытом гражданской активности, государственного опыта или аналитической экспертизы. Здесь встречаются уважаемые юристы, антикоррупционные активисты, представители СМИ и успешные предприниматели. Но большинству не хватает законодательных навыков и опыта в политической свободе.

Вскоре Зеленский и его законодатели с широко раскрытыми глазами столкнутся с крутым риторическим вызовом со стороны нескольких сторон – «Оппозиционной платформы – За жизнь» и патриотической партии «Европейской солидарности» вывшего президента Петра Порошенко. В такой обстановке неопытные парламентарии, которые будут выступать за Зеленского в Раде, скоро станут обузой.

Читайте також: Зеленський готовий обміняти Вишинського на Сенцова

Быстрый рост Зеленского и его пренебрежительное отношение к большинству членов ориентированного на реформы гражданского общества и патриотических сил, которые организовали Революцию достоинства 2014 года, также представляет проблему. Это значит, что он должен заслужить их поддержку. К тому же он не пользуется уважением у независимых журналистов. Как и в случае с Порошенко, Зеленский также вряд ли получит поддержку в СМИ, контролируемых олигархами (с возможным краткосрочным исключением из канала Игоря Коломойского). Все эти влиятельные лица, вероятно, бросят вызов его законодателям и президентской команде, беспощадно набрасываясь на ошибки, конфликты интересов и компетентность. Это не радостная картина и требует решения.

К счастью для президента, воскресные выборы, скорее всего, дадут ему возможность исправить и укрепить его позиции. Будь то явным большинством или в коалиции с другой партией новых лиц, он может сформировать сильное правительство, которое может дать ему время и сосредоточиться, чтобы справиться с его президентской задачей и компетентно продвигать реформы, экономический рост и национальную безопасность.

Его идеальный путь - сосредоточиться на его многочисленных конституционных компетенциях и противостоять искушению попытаться управлять всей повесткой дня правительства, как это делал Порошенко.

Если Зеленский сосредоточит свое внимание в основном на конституционных обязанностях президента, ему многое предстоит сделать, включая проведение активной внешней политики и содействие прямым иностранным инвестициям; укрепление национальной сплоченности, национальной безопасности, правовой реформы, противодействия коррупции и преодоления продолжающейся войны, которую ведет Россия на востоке.

Лучший способ добиться успеха в тех областях, в которых он и его команда слабы, – это созвать правительство экспертов, посвященных фундаментальным реформам.

На данный момент слухи указывают на нескольких сильных кандидатов на высшую должность премьер-министра. Среди них Андрей Коболев, глава «Нафтогаза» и его партнер по реформированию и ликвидации грубой коррупции внутри нефтегазового гиганта Юрий Витренко. Другое рассматриваемое имя – Владислав Рашкован, бывший банкир частного сектора и чиновник Национального банка Украины, который помог реорганизовать центральный банк и теперь является исполнительным директором Международного валютного фонда.

Каждый из них является компетентным менеджером и реформатором, который пользуется уважением в западных столицах и имеет плюсы, которые намного перевешивают любые минусы.

Несомненно, каждый хотел бы договориться с президентом о команде реформаторов, которая будет выдвинута во главе ключевых министерств. В то же время президенту будет полезно избрать в качестве министра обороны уважаемого гражданского лица с «ястребиными» полномочиями, которого уважают патриотические активисты и ветераны. Такое выдвижение уменьшит его права на компромисс с Россией.

Однако существует сильный соблазн выбрать политического премьер-министра. Такое назначение позволит Зеленскому вознаградить своих ранних покровителей. Но, учитывая административную и политическую неопытность его внутренней команды, такой выбор несет в себе значительный риск. Если бы Зеленский выбрал политического премьер-министра, наиболее вероятным вариантом был бы лидер «Слуги народа», Дмитрий Разумков, бывший политический консультант, который превратился в красноречивого полемиста и увлеченного коммуникатора.

Читайте также: Зеленский больше не видит смысла общаться с Парубием

Но у Разумкова есть несколько больших минусов. Во-первых, он никогда не управлял сложной организацией и не имеет опыта управления или экономических вопросов. Во-вторых, к нему с большим подозрением относятся украинские патриоты, отчасти из-за его прошлого как молодежного лидера ненавистной «Партии регионов». Более того, его недавняя склонность говорить только по-русски во время кампании; его критика нового украинского закона о языке, который поощряет использование украинского языка в государстве, бизнесе, культуре и СМИ; его поддержка превращения русского языка во второй региональный административный государственный язык; и его поддержка отмены декоммунизации, вызывают значительные споры.

Какой бы путь Зеленский ни выбрал, это вполне может стать самым роковым решением его президентства. С надлежащей командой экспертов он, вероятно, достигнет ощутимого успеха. Он наследует стабильную экономику с прогнозируемым ростом в 3 процента. Более того, он может втиснуть новые доходы в бюджет путем приватизации и продажи богатых сельскохозяйственных земель Украины; обеспечение того, чтобы массовое уклонение от уплаты налогов в Украине сократилось; обеспечение сбора таможенных платежей; и снижение олигархической ренты. Не менее важно то, что у него есть шанс заставить своего главного покровителя, олигарха Игоря Коломойского, выполнить соглашение о выплате украинскому государству за 5,5 миллиардов долларов, которые государство обвинило его в краже в сложном банковском мошенничестве.

Нам не придется долго ждать, прежде чем мы узнаем, какой путь выбрал Зеленский. Он хочет собрать правительство до 24 августа.

Если Зеленский соберет неполитическое правительство экспертов по внутренней политике и национальной безопасности, они значительно увеличат шансы, что его срок окажет реальное влияние на уровень жизни и безопасность украинского народа.

Если он выберет путь мести, политику как обычно и пиар вместо политики, он потерпит неудачу и увидит, как быстро его поддержка испарится.

Підписуйся на сторінки UAINFO у FacebookTwitter і Telegram

Оригинал на  Atlantic Council

Перевод – UAINFO


Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter

Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки

Інші новини по темі

Правила коментування ! »  
Комментарии для сайта Cackle

Новини