MENU

Мы должны знать, что демократия - мощная и хрупкая субстанция

9931 5

Строить свою жизнь самим. Демократия Солона

(для тех, кто не боится, когда "многа букафф" и любит отслеживать параллели истории)

Нас снова ожидают реформы. Правда, еще не совсем понятно, какие. И власть пока не договорилась, кто и как будет их проводить. Но дискуссия в обществе уже идет: вспоминают и Бальцеровича, и Бендукидзе, и Гавела с Ататюрком.

А почему бы не почерпнуть опыт из истоков? Самых незамутненных? Ведь имя автора первых в истории человечества демократических реформ известно. Благодаря Аристотелю. Было это в древних Афинах за 500 лет до рождества Христова.

С какой стати, скажете, заглядывать в такую дремучую древность? А с такой, что, несмотря на интернет и рестораны быстрого питания, человек за это время не очень изменился. Как и психология всего земного сообщества.

ОЛИГАРХИ ДОСТАЛИ!

То, что олигархи - главный враг демократии было известно всегда. Достали они и народ древних Афин. Мало того, именно на землях Эллады и придумали само слово «олигархия» - власть избранных богатых семей.

Самоуправство греческих олигархов мало отличалось от нынешнего. Они нещадно грабили «демос». Отжимали бизнес (землю, коз). И ладно бы только бизнес - за долги и самих афинян в рабство забирали. Рабов продавали за границу. Народ жаловался в Ареопаг (состоящий из тех же олигархов) и понятно, что без успеха.

Словом, настало время когда, как писал Аристотель «большинство находилось в рабстве у меньшинства».

Но народ Афин был вооруженный народ. А древние олигархи - умнее нашего Януковича. По обоюдному согласию решились взяться за реформы.

ДОИСТОРИЧЕСКИЙ ГАВЕЛ

Как обычно в таких случаях, возник вопрос, где найти «камикадзе»? Решили выбрать кого-нибудь, не связанного с олигархами, но и не из простолюдинов. Выбор пал на Солона.

Солон был поэтом и диссидентом, (почти как чешский Гавел). Происходил из обедневшего знатного рода и подрабатывал морскими перевозками.

В ту пору олигархи заврались настолько, что потеряв в войне остров Соломин, оккупированный врагами, запретили даже публично упоминать его название. А поэт не испугался цензуры и «пошел в народ» со своими стихами, призывающими к реваншу. Правда, подстраховался: прикинулся умалишенным. И стал так популярен, что получил предложение - самому возглавить армию и срочно отвоевать остров. Отступать было некуда: Солон возглавил и - победил!

Трудно сказать, были ли древние афиняне совсем тупыми, поручив реформы сумасшедшему поэту, или, не в пример нам, мудрецами... Но, знаете, получилось!

В 594 году до н.э. Солон был избран первым Архонтом. История сохранила его грозный окрик в адрес олигархата от имени народа : «Знайте же меру надменному духу: не то перестанем мы покоряться, и вам то будет не по сердцу».

ПЕРИКЛ ПЕРЕД ФИНАНСОВЫМ ОТЧЕТОМ

Что же такого особенного изобрел Солон?

Отменил все «задолженности» народа олигархам. Запретил кредиты под залог людьми. Вернул крестьянам отжатые земли. За государственный счет выкупил и возвратил на родину проданных на чужбину афинян. Ограничил размер крупных земельных участков...

Но самое главное - это реформы политической системы. Солон поделил общество на четыре страты - по уровню доходов, и каждой из них прописал ответственность за определенную ветвь власти.

При словах «имущественный ценз» мы традиционно морщимся. Хотя, если задуматься, вещь эта в некоторых случаях небесполезная. Солону она помогла наполнять казну. Олигарх в такой ситуации уже не заинтересован «оптимизировать» налоги и скрывать реальные доходы от государства. Наоборот, чтобы сохранить свои политические права, он вынужден платить налоги «не по средствам», то есть реально переплачивать! Массовой эта практика стала позже, уже в древнем Риме, где даже был введен институт «цензоров», которые могли в любой момент войти на территорию загородных вил и выяснить у патриция: а не обманывает ли он общество по поводу своего достатка? Как видим, «цензура» не всегда была бранным словом.

Имущественный ценз имел еще один плюс: при всем богатстве олигархов далеко не все государственные должности были для них доступны.

Олигархи, например, могли претендовать на пост хранителей казны. Но за ним всегда следило «око» демоса: «полеты», контролирующие поступления в бюджет, «аподекты», ведшие списки поступлений и выдачи денег должностным лицам, «логисты», периодически проверявшие финансовую отчетность чиновников.

Плутарх рассказывал, что даже сам великий первый стратег Перикл трясся от страха накануне сдачи «квартального финансового отчета» демократическим афинским логистам...

БОГАТЫЕ ПОД СУДОМ БЕДНЫХ

Афиняне с самым низким доходом, по законам Солона, составляли основу Народного собрания, главного законодательного органа страны. Из них же избирались и народные заседатели в придуманном Солоном суде присяжных (гелиее) - а эта обязанность возлагалась практически на каждого пятого гражданина Афин! Почему так много? А потому, что купить всех было не по карману ни одному олигарху, а члены жюри по конкретному делу определялись жребием перед началом процесса. Как мы знаем, это изобретение Солона действует до сих пор - во многих демократических странах мира.

Сталкивались ли афиняне с коррупцией в суде? Историки отвечают деликатно: в их распоряжении нет данных о несправедливых решениях, злоупотреблениях и прочем судебном произволе.

Отдельная палата гелиеи играла роль нынешнего Конституционного суда. Каждый афинский гражданин имел право выступить с заявлением, что принятый Народным собранием закон вредит демократии или ухудшает жизнь народа. Действие закона тут же приостанавливалось, и начиналось расследование. Если жалоба подтверждалась, закон кассировался, а его автора либо штрафовали, либо... казнили.

Хороший опыт борьбы с вредоносными законопроектами! Правда, если заявление не подтверждалось, по заслугам получал уже жалобщик.

ГОСУДАРСТВО -ЭТО Я

Со времен Солона в государственном управлении Афин участвовало множество коллегий и магистратов, с немалым административным аппаратом. Но бюрократизма не наблюдалось. Дело в том, что все без исключения госдолжности (включая военные) были выборными. Только в оборонном ведомстве избирались открытым голосованием, а сотрудники гражданских коллегий - жребием. И лишь на год. Дважды избираться на одну и ту же должность запрещалось.

Практически каждый гражданин был занят не на одной, так на другой должности и мог попробовать себя в роли «кухарки, управляющей государством» на разных ответственных участках.

Увы, беда любой демократии в том, что активных людей в обществе немного! А абсентеизм сильно бил по легитимности принимаемых решений. Солон стал знаменит тем, что ввел норму о принудительном участии каждого гражданина в политической жизни! Мало того, граждане не имели права воздерживаться при принятии того или иного решения, или голосовать «против всех» при избрании на должности. За это могли лишить гражданства и изгнать из Афин.

Активность же поощрялась: неимущим за участие в заседании Народного собрания платили зарплату (так что тут Мустафа Найем прав!). Правда, это касалось только неимущих - их зажиточные коллеги должны были обходиться собственными средствами.

В конце ХХ века психологи, изучая современную политическую жизнь, подтвердили правоту Солона. Ведь обычно, в политике наиболее агрессивны радикалы. А при всеобщей обязательной активности они растворяются среди большого количества «умеренных». Что способствует политической стабильности.

ПАРТИЯ РЕГИОНОВ

И в Афинском государстве были регионы, жаловавшиеся, что «их не слышат». Солон попытался дать им больше прав: учредив четыре региональные «филы», избиравшие так называемый Совет четырехсот (что-то вроде совета федерации).

Это было ошибкой. Один из видных «регионалов» Писистрат, подкупив на корню свою филу, и через нее - влияние на Совет, уже после отхода Солона, захватил власть в Афинах. И только последователь Солона Клисфен, свергнувший диктатуру (тоже, кстати, диссидент и изгнанник), смог найти демократическое противодействие региональным кланам. Он увеличил количество фил до 10 и «отцепил» их от территорий (каждая из них получила одну базу в Афинах, другую - на сельских возвышенностях, третью - на побережье).

(Это к тому, что с «децентрализацией» надо быть поосторожнее!)

ПРЕДАТЕЛЬСТВО СОКРАТА

Но нет пророка в своем отечестве - как будет сказано через несколько столетий. Своими реформами Солон разозлил олигархов. Не угодил и беднякам, желавшим «реприватизации». Опальному мудрецу пришлось бежать. В преамбулах к своим законам он обещал им «сто лет жизни», покидая же родину, взял клятву с сограждан, что те не будут ничего менять хотя бы ближайшие 10 лет. Но и это обещание не было выполнено.

Тем не менее, его реформы оказались удивительно живучи. Все дело в том, считает историк Роджер Осборн, что Солон пытался не сконструировать модель идеального общества, а найти «как дела должны обстоять сами по себе». Если граждане сами исполняют все государственные функции, сами строят свою жизнь, то нет необходимости в насильственных мерах по исполнению законов!

И это действовало, причем не одну сотню лет.

Демократия в те годы, однако, не была доброй матерью для всех. В Афинах времен Солона очень болезненно относились к попыткам подорвать демократический строй. Всякого заподозренного в этом Народное собрание приговаривало к остракизму - изгнанию на 10 лет. На страже демократии стояла и политическая цензура, запрещавшая какую-либо критику ее устоев.

Под раздачу попал даже знаменитый философ Сократ. Легенда гласит, что его приговорили к смерти за неудобные вопросы. Однако документы судебного процесса свидетельствуют о другом. Есть версия, что Сократа осудили за участие в «заговоре тридцати» - попытке олигархов захватить власть. Мудрец был дружен со многими заговорщиками и вроде бы даже был их вдохновителем. Просто олигархи покаялись и были прощены, а несговорчивый Сократ отказался просить о смягчении наказания.

ЗАЩИЩАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЮ

В одной из версий фильма «300 спартанцев» царь Леонид говорит вроде бы, что «тут, у Фермопил решается судьба западной цивилизации». Это, конечно, перебор. Но думать подобным образом греки в то время уже могли.

Понятие личной гражданской свободы стало для эллинов второй религией.

Вот как красиво выразился на сей счет знаменитый последователь Солона Перикл:

«Мы живем свободной политической жизнью в государстве и не страдаем подозрительностью во взаимных отношениях повседневной жизни, мы не раздражаемся, если кто-то делает что-либо в свое удовольствие, и не показываем при этом досады, хотя и безвредной, но все же удручающей другого.

Свободные от всякого принуждения в частной жизни, мы в общественных отношениях не нарушаем законов...и повинуемся лицам, облеченным властью в данное время».

«Перикл, пишет историк Роджер Осборн, был первым знаменитым политиком, который считал один строй правления превосходящим всякий другой из принципиальных соображений. То, как он призывал афинян сражаться за свои ценности - в войне, которая на самом деле велась по чисто стратегическим причинам, - оказало сильнейшее влияние на всех последующих политических лидеров Запада».

(И мы ведь тоже стояли на Майдане за ценности, а не за дешевую колбасу!)

Это сыграло свою роль, когда афинской демократии пришлось столкнуться с деспотией Персидской империи. Ее повелитель Дарий долго не замечал пузатую греческую мелочь, прозябающую на окраинах великой империи. Пока демократия не перекинулась на Малую Азию, которую он контролировал. Это не могло оставаться безнаказанным.

В 491 году Дарий высадил около города Марафон 90 тысячную армию. Народное собрание Афин решило принять бой и ударить на опережение. Решило в открытом обсуждении, с соблюдением всех демократических процедур, консенсусом! Как мы знаем, 9 тысяч афинян напали на персов в момент, когда те грузили конницу на корабли, и разгромили их!

Победа под Марафоном привела к тектоническим сдвигам в сознании древних греков. Они вдруг осознали, что исход сражений определяют не боги, не отцы нации и не мудрые полководцы, а ...демократическое решение, принятое народом! И было это 2 с половиной тысячи лет назад!

Потом было много чего еще: полчища Ксеркса, римское завоевание...Казалось, с демократией, как формой правления, покончено навсегда. Она возродилась лишь почти через две тысячи лет. Но - возродилась!

...Порой кажется, что нам до древних греков еще тянуться и тянуться! До некоторых изобретений Солона мы еще не доросли. Хотя, если и не в стране в целом, то у себя в городе или микрорайоне могли бы и попробовать! Ну, а суд присяжных - это тема уже даже перезрела!

Принимаясь за демократические реформы, мы не должны забывать, что демократия на земле существует очень давно. Она намного старше и нашего нынешнего государства, и древней Киевской Руси. Она выстрадана тысячами лет ее непризнания, попыток диктаторов всяких мастей ее опорочить и олигархов - оседлать. Мы должны знать, какая это мощная и какая хрупкая субстанция! И беречь ее.

Евгений ЯКУНОВ


Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter

Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки

Інші новини по темі

Правила коментування ! »  
Комментарии для сайта Cackle

Новини