MENU

Стервятники над границей

2936 0

Когда я приезжал в Украину в феврале, гаишники остановили меня в 300-х метрах от границы. Десять дней тому назад остановили уже в городке Любомль, на 20 км дальше к востоку.

 

Пригласили в будку, где стоял старый письменный стол с ящиками и заплесневелым запахом. Самый толстый и самый старший по званию бросил шапку на стол и уселся, держа в руках мои документы.

 

- Куда и с какой целью едете? - спросил он обеспокоенно. - В Новоград-Волынский на свадьбу, – ответил я.  - Так почему вы нарушаете правила, скорость превысили? Здесь ограничение до 50 километров в час, а вы ехали со скоростью 74, - проинформировал меня инспектор. - Согласен, нарушил правила, - признался я. Хотя, наверное, это ограничение на новой, двухполосной трасе, построенной к Евро-2012, было введено, чтобы обосновать присутствие там поста ГАИ. Кроме него на этом участке больше ничего нет. Зато есть ограничение, есть правила и есть ГАИ.

 

- Нужно заплатить 250 гривен, - сообщил мне толстяк. - У меня нет ни одной гривны, поскольку мне пока что не попался банкомат.

 

Такой ответ инспектору не понравился.

 

- Едете в Новоград без денег? - спросил он. - Это долгий путь. Вам ведь придется что-то есть. И вашей семья в машине тоже. Без денег нельзя так ездить, - сделал мне замечание гаишник.  - Какой заботливый, - подумал я, но ситуация начала меня порядком доставать. - Пожалуйста, выпишите мне штраф, и я оплачу его в течении нескольких дней на ближайшей почте. - Но если вы не заплатите, то в следующий раз вы не будете таким желанным гостем в Украине, - снова забеспокоился гаишник. – Или выписывайте штраф, или арестовывайте: денег у меня нет, - отвечаю.

 

Лицо инспектора изменилось – ушло беспокойство обо мне и о моем следующем приезде в Украину. Он еще немного помял в руках документы и бросил их в мою сторону. Я был свободен.

Если бы я приехал не из Польши, меня, наверное, удивило бы это. Возможно, я даже не понял бы, чего хочет гаишник.  Но еще в 2000 году мы возвращались с другом из отпуска в Варшаву. Нас остановил полицейский – ехали слишком быстро. Он выписал нам штраф, а друг на глазах инспектора порвал квитанцию и выбросил в ближайшие кусты. Полицейский был счастлив. Он знал, что мой товарищ сейчас возьмет бумажник и даст ему денег. - Будьте осторожны, потому что через 50 километров стоит еще один постовой, - предупредил он нас, пряча деньги в кармане.

 

С тех пор в Польше многое изменилось. Уже многие полицейские получили новый опыт: как только они брали деньги, то сразу оказывались в наручниках, а в суд отправлялось дело о коррупции. Теперь они не хотят брать. «Мы больше теряем, чем получаем» - объяснил знакомый чиновник. Если поймают на взятке, даже маленькой, то полицейский не только теряет работу и попадает под уголовное дело, - он лишается права на пенсию. Что с ним будет дальше - уже никого не интересует.

 

«Это бесчеловечно, ведь они зарабатывают не так много», - можно было слышать в защиту бедных коррумпированных полицейских, когда у них отнимали возможность грабить людей на дороге.

«Мне действительно жаль, что они не могут получить прибавку к своим ничтожным зарплатам» - так я думал, когда возвращался из Украины в Польшу. Но эти сожаления развеялись, когда на обратном пути мне довелось задержаться на переезде Яготин-Дорогуск. От него на три километра вглубь Украины выстроилась очередь машин.

 

- Что здесь происходит? - спросил я людей впереди. - Долго еще придется стоять? - До утра, - ответил парень на старых Жигулях. Я посмотрел на часы: девять вечера. - Пограничники хотят денег, и пока не соберут, будем стоять, - объяснил парень из другого автомобиля.

 

Я не успел вернуться к машине, а возле нее уже стоял молодой человек с золотым перстнем на пальце. - Сто злотых и проезжайте, - предложил парень, немного пошатываясь, так как был нетрезв.

Меня не было на этом переезде всего три дня, а коррупция уже продвинулась на 20 километров к западной границе. Все, как при Кучме, Ющенко и Януковиче. Ничего не изменилось после Майдана, война в Донбассе тоже ничему не учит. Пограничные стервятники кружат над испуганными жертвами, собирают мзду и делят добычу между собой. Печальнее всего, что этим довольны все - даже те, кто стоит в очереди.

 

- Может, стоит проехать в другое место, например, в Устилуг. О нем мало кто знает, - предлагаю товарищам по несчастью. - А где гарантия? – слышу в ответ. Гарантии нет, но я в этой очереди стоять не буду. Проехал лишних почти 100 километров. На переезде Устилуг-Зосин в очереди – только один автомобиль. Границу пересек за полчаса. - А в Ягодине сказали, что до утра пришлось бы стоять, - пожаловался я украинскому таможеннику, осматривавшему мою машину. - Они там деньги зарабатывают, - слышу в ответ.

 

Это могло бы быть хорошим окончанием истории, если бы не одно «но». Может показаться, что мы в Польше такие умные и смогли справиться с коррупцией, которая сейчас уничтожает Украину. Но не до конца. Наша полиция боится брать взятки, это правда. Но этот страх отступает, когда удается остановить кого-то из-за рубежа. Два года назад мой товарищ-россиянин в Варшаве заехал на улицу с односторонним движением. Его сразу задержали. Когда увидели паспорт с двуглавым орлом, попросили 100 злотых. И, поверьте, причиной этому была вовсе не польская русофобия.

Мариуш КОВАЛЬЧИК


Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter

Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки

Інші новини по темі

Правила коментування ! »  
Комментарии для сайта Cackle

Новини