MENU

«Патриотизм» против «патріотизму»

4195 5

Сегодня и Россия, и Украина переживают небывалый патриотический подъем. Зашкаливают рейтинги первых лиц, государственные инициативы принимаются народом на ура, кредит доверия к власти кажется неисчерпаемым, общество консолидировано, в нем повышен интерес к истории, а в кухонную риторику, поправ бытовую тематику, вернулась политика.

 

Но даже при беглом сравнении становится понятно: несмотря на внешнее сходство, переживаемые двумя нациями патриотические состояния не просто отличаются – они полярны.

 

Разница между украинским и российским патриотизмом приблизительно такая же, как между поднятием флага и поднятием тоста. Духоподъемность этих процедур, в принципе, равна – и от первой, и от второй у настоящего патриота наворачиваются слезы. Вот только флаги уходят вверх, в небо, а содержимое рюмки опрокидывается внутрь, чтобы отозваться головной болью и через пару часов выйти с мочой.

 

Если говорить чуть менее выспренно, вектор украинского патриотизма направлен вовне. Он начинается с помощи солдатам и беженцам, с попыток реформ и изменений, со стремления к тому, чтобы было хорошо - пусть не нам, но детям.

 

У украинского патриотизма есть повод к существованию, есть основание и подоплека. Он зиждется не на бесконечных телевизионных заклинаниях, а на смертях и неожиданных воскрешениях, на победе на Майдане и котле под Иловайском, на средствах, собранных на армию, и готовности зимовать без газа.

 

Даже деньги – ключевое мерило современности, по-разному преломляются в понимании российского и украинского патриота. В российского патриота их надо постоянно вливать, дабы поддерживать нужный градус накала. Украинец же, наоборот, готов отдать последнее на нужды армии, соседа, страны. Украинский патриотизм жертвенен и тем оправдан. Российский патриотизм сам требует постоянных жертвоприношений.

 

Многим запомнилась фотография содержимого рюкзака, изъятого бравым ополченцами у одного из попавших в окружение под Иловайском бойцов Нацгвардии. Вместе с медицинским жгутом, чаем, сухпайком и фонариком человек носил с собой флаг и томик «Кобзаря». Забавно, что данное фото подавалось как изобличающее – поглядите, мол, какие «оголтелые нацики» в этой украинской армии воюют. Хотя еще Честертон писал в одном из своих эссе, что тот же флаг для патриота — пламенный символ.

 

Какова вероятность того, что в разгрузке российского солдата будет обнаружен томик стихов Державина или Пушкина? Она равно нулю даже не потому, что «никаких российских солдат в Украине нет». И даже не потому, что русские, в массе своей, необразованны и темны, как хотелось бы какому-нибудь махровому украинскому националисту – мы, во всяком случае, пока еще - результат одной системы образования.

 

Просто современный российский патриотизм не овеществлен. Это понятие абсолютно самодостаточное, оно не требует внешнего выражения. В его основе лежит восхищение русской богоизбранностью, особым, никому не ведомым русским путем, кровью, духом, историей, а главное - самим собой как частью всего этого. При этом все аргументы и доводы современного российского патриота в лучшем случае просрочены, в худшем – с сомнительным душком.

 

Да, был у России и Гагарин, и Сахаров, и Толстой, и побежденный Гитлер. Но ключевое здесь не «Гагарин», а «был». Потому что последние 20 лет главным экспортным продуктом РФ являлись не нетленные произведения мировой литературы, а прецеденты мирового права, не полеты в космос, а интернациональные войны, не научные открытия, а утечка мозгов.

 

Касательно двух главных катализаторов современной ура-истерии в РФ – сочинской Олимпиады и возвращения блудного Крыма, чье скорое вхождение в учебники современной российской истории было анонсировано еще в июне. Оба события обладают оборотной стороной, вторым дном: в первом случае - планетарных масштабов коррупция, во втором – таких же масштабов преступление. Впору пожалеть потомков современных россиян.

 

Настоящие же патриоты – те самые 13-15%, которых российский агитпроп брезгливо называет либералами и национал-предателями - если и испытывают что-либо по отношению к родине, так чувство вины, отчаяния, безнадежности и ненависти к вполне конкретным персонажам современной российской истории.

 

Но главное отличие между патриотизмом по-русски и патриотизмом по-украински - в конечных целях, которые они предлагают своим адептам, и ценностях, к которым апеллируют. Украинцы уверены, что все лучшее, что может произойти с этой страной и этой нацией, находится в будущем. Оно в евроинтеграции, в западных ценностях, верховенстве права и прав. В пусть и порядком дискредитировавшей себя, но демократии. Тогда как все чаяния России транслируются в прошлое – в те славные времена, когда корабли бороздили, деды воевали, а 1/6 часть суши казалась родиной того самого сверхчеловека. Вот только путешествие в прошлое начинается не с перезапуска космической программы, а с возвращения на Лубянскую площадь пусть и мини, но все же памятника Дзержинскому. По-моему, очень символическое событие, в котором хорошо выражается Россия образца 2014 года.

 

Как результат - у современной Украины в ее нынешнем виде есть шанс, а у современной России – увы. Потому что шанс рождается из действия. Украинский патриотизм - и есть действие. Тогда как современный патриотизм а-ля рюс - пусть и мощная, но все-таки мантра, столь же бессмысленная и пошлая, как Крымнаш. Добормотав ее, а рано или поздно это произойдет, Россия будет вынуждена занять свое место в очереди к окошку «Преодоление прошлого». И дай ей Бог сил и терпения выстоять эту очередь до конца.

Максим ЩЕБИНА


Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter

Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки

Інші новини по темі

Правила коментування ! »  
Комментарии для сайта Cackle

Новини