Helsingin Sanomat: Почему ГУЛАГ был хуже Освенцима
Финская книжная новинка "Дорога из костей" рассказывает о физическом и духовном наследии ГУЛАГа.
Ровно сто лет назад – летом 1919 года – через восточную границу в Финляндию пришли странные вести. Несколько сотен финнов, стремившихся на родину, поселили в заведения, именующиеся "концентрационными лагерями". Это происходило в Москве, столице коммунистической России.
В эти лагеря были превращены конфискованные у церкви монастыри. О голоде, принудительной работе и гибели их новых жителей сообщили тем же летом.
Особая связь Финляндии и коммунистического террора существует уже целое столетие. В финской книге "Дорога из костей" не сообщается об этой круглой дате, но это не снижает ценности произведения, которое впечатляет как содержанием, так и неторопливостью повествования.
Вилле Роппонен и Вилле-Юхани Сутинен изучили физическое и духовное наследие советских лагерей с рюкзаком за плечами. Из восточной Карелии они отправились в Казахстан и оттуда на край Сибири, бродили по тайге, ночевали в палатках и пили там чай.
Читайте также: ГУЛАГ замість Аушвіцу: гірка правда перемоги у Другій світовій
"Солнце заходит, – пишут авторы о своей дороге в сторону Коми. – Чувство безутешности, царящее у захоронений, усиливает собака, которая бегает кругами в поисках костей".
В своих зарисовках авторы книги отображают этапы существования системы государственного террора. Собранный материал позволил им написать самое масштабное в Финляндии исследование о ГУЛАГе, который был прототипом современных массовых убийств.
Известно, что Гитлер восхищался суровыми действиями Ленина и Сталина и подражал им. В работе "Дорога из костей" проводится сравнение двух деспотов. Сообщается, что нацисты выбирали своих жертв с "немецкой скурпулезностью", а коммунисты – "с широтой, присущей русским".
Меньше всего исследователи изучили период до основания ГУЛАГа в 1930 году. Они побывали на островах Белого моря, но описание пути получилось скудным и частично дезориентирующим. Например, в книге говорится, что Соловецкий монастырь начали использовать для новых целей раньше остальных, хотя остров был превращен в лагерь для заключенных только в 1923 году.
В целом авторам удается достоверно рассказать о мрачной истории ГУЛАГа. Расцвет деятельности ГУЛАГа пришелся на послевоенный период, когда миру была раскрыта жестокость нацистских лагерей, а солдат Красной армии назвали освободителями Освенцима. Мало кто знает, что узники Освенцима часто оказывались в ГУЛАГе. Один из них назвал сталинские лагеря "худшим из двух зол", пишут Роппонен и Сутинен.
Последний советский лагерь для инакомыслящих был закрыт только в 1980-е годы. Наши исследователи-путешественники успели побывать и там. Пермский музей, появившийся на склонах Уральских гор, стал настоящим "туристическим объектом" – но все же он не сопоставим с Освенцимом по популярности среди туристов.
Читайте также: Блатний барак: ментальний ГУЛАГ довкола нас
Политика в отношении к прошлому проявляется и в разговорах с местными жителями. Реакции разнятся от безразличия до восторженного желания помочь. Музеи, музейные комнаты и памятники можно посмотреть в иллюстрированном приложении книги. Под Санкт-Петербургом была обнаружена важная плита: "Этот памятник был поставлен всем финнам, которых в советское время везли на смерть".
Согласно оценке, приведенной в книге, в советских репрессиях погибли примерно 30 тысяч финнов и людей с финскими корнями. Хотя их судьба была представлена не только в исследованиях, но и в романах и фильмах, о ГУЛАГе говорят значительно меньше, чем о Холокосте.
Чем можно объяснить такую несоразмерность?
Пожалуй, тем, что эти ужасы происходили на востоке, частично – в Азии. На Западе эти концлагеря считают "естественным делом, поскольку речь идет о России", – к такому выводу пришли Роппонен и Сутинен.
Вилле-Юхани Сутинен и Вилле Роппонен
"Похоже, в данном случае имеет место определенный если не расистский, то, по крайней мере, восточный подход". Это наблюдение настолько интересно, что необходимо продолжить изучение этой темы в Финляндии.
Можно начать с арестов летом 1919 года, перейти к лагерям в монастырях Восточной Карелии и затем – к 1930-м годам, когда с советскими финнами стали расправляться активно. Тогда же в Финляндии широко распространилась русофобия. Даже президент Юхо Кусти Паасикиви радовался "хорошему наследию" Ленина.
Создателям книги, прошедшим по пути этого "наследия Ленина", удалось создать свой памятник – памятник тысячам финнов и миллионам других уничтоженных людей.
Підписуйся на сторінки UAINFO у Facebook, Twitter і Telegram
Оригинал на Helsingin Sanomat
Перевод – ИноСМИ
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки