«Российская газета» о том, как Украина покупает российский газ у Европы
Закупки Украиной газа в Европе напоминают мошеннические схемы, с которыми "надо разбираться". Об этом накануне заявил в интервью "Вестям недели" глава "Газпрома" Алексей Миллер. На вопрос "Российской газеты", что может предусматривать "разбирательство", представитель газового концерна Сергей Куприянов уклончиво заметил, если "сказано было разбираться, то значит, будем разбираться".
Ясность внес директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. Эксперт поясняет, что на самом деле российский газ не покидает украинскую территорию, а поступает с Запада лишь на бумаге, как газ, купленный на спотовом рынке. "Как будто бы Украина его в Европу прокачала, как будто бы Европа его купила и Украине продала. А при этом выбирается из трубы во время транзита", - говорит эксперт о смысле "виртуального реверса". При этом эксперт считает, что факт мошенничества в реверсных схемах вряд ли присутствует, поскольку при обсуждении с "Газпромом" третьего Энергопакета с ЕС, предусматривающего формирование единого "газового пространства", концерн вынужден был отказаться в контрактах с европейцами от пункта, запрещающего перепродажу газа.
И хотя Украина и не член ЕС, но на правах страны, стремящейся в Евросоюз, она в это "пространство" на основании собственных соглашений с ЕС вписалась. Причем европейский газ в данном случае ей достается дешевле, чем из России, примерно процентов на 10-15. Такие скидки "Газпром" представил в 2012 году для тех европейских компаний, которые сотрудничают с "Газпромом" по совместным проектам - транспортировке, сбыту. Что касается спотовых (день в день) цен на газ, то, действительно, в январе 2013 года, к примеру, газ из Европы стоил Украине $390 за 1 тыс. кубометров, в то время как цена "Газпрома" - $406, то есть 10-15 долларов Украина на разнице заработала. Но случись контракты в марте, с возвращением в Европу зимнего похолодания, когда цены на спотовых площадках (500 долларов за тысячу кубов) намного превысили цены (400 долл.) российского поставщика, выигрыша бы не было. Кроме того, теми объемами газа, которые Украина закупает в Европе, удовлетворить свой рынок она не может. В реальности для закрытия газового баланса Украине каждый год требуется от 30 до 40 миллиардов кубометров импортного газа.
Официальный Киев не комментирует высказанные руководством ОАО "Газпром" сомнения в том, что объявленная Украиной диверсификация поставок газа происходит в реальности. Однако национальная акционерная компания (НАК) "Нафтогаз" в этом году значительно снизила импорт законтрактованного в России топлива. В феврале Украина импортировала на 40 процентов меньше "голубого топлива", чем год назад - всего 2,25 миллиарда кубометров. Причем на долю НАК "Нафтогаз", единственного поставщика российского топлива, пришлось всего 0,4 млрд. куб, остальной газ - "не российский" - принадлежит украинской фирме, контролируемой известным украинским бизнесменом Дмитрием Фирташем. Тем самым, кто стоял и за компанией "РосУкрЭнерго" (РУЭ), из-за которой между Украиной и Россией уже случилась одна "газовая" война.
Причем в минувшем году эта частная фирма, не имеющая, кроме НАК, конкурентов на внутреннем рынке, поставила в Украину почти четверть всего потребленного газа - около 7 миллиардов кубометров. Газ этот, как и в случае со схемой, использованной "РосУкрЭнерго", покупался в Туркменистане и Казахстане, но на территорию Украины поступал по российским трубопроводам. В этом году этот газ поступать больше не будет - туркменские и казахские контрагенты не продлили контракты с украинской фирмой. Но именно благодаря такому импорту руководство Украины получило возможность заявить о снижении зависимости от поставок "российского", то есть купленного у "Газпрома", газа. Попутно украинские чиновники потребовали снижения цены и пересмотра действующих контрактов и даже пригрозили России арбитражным судом в Страсбурге.
Одновременно Украина искала пути получить газ из Европы. На помощь пришла германская компания, согласившаяся поставить на Украину до 10 миллиардов кубометров. Однако немцы ведут речь о краткосрочных так называемых "спотовых" контрактах, заключаемых по требованию и по фактической рыночной цене на день заключения контракта.
Катерина РИЗАНЧУК katerizanch
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки