Время истекло, или у реформ должен быть владелец. Опыт Словакии
Сегодня Украина может выбирать только между двумя вариантами: либо радикальные и рискованные реформы, либо безнадежные, пишет в блоге на "Новом времени" Иван Миклош. Я согласен с Кахой Бендукидзе, что времени на постепенное воплощение реформ от одной сферы к другой нет. Это утверждение применимо практически к любой стране, которая идет по пути перехода от коммунистической к рыночной модели экономики. Но в случае с Украиной этот фактор является критическим.
Страна находится в состоянии войны, и это особенно сложная ситуация. Единственный возможный путь достичь успеха в подобных условиях - воплощать реформы максимально глубоко, целостно и даже радикально.
На примере Словакии я хочу доказать, что Украина может справиться с этим вызовом. В 2003 году Словакия находилась в схожей экономической ситуации. Тогда мы пошли по пути одновременного достижения и макроэкономической стабилизации, и воплощения глубоких структурных реформ. Благодаря чему мы за год сократили дефицит бюджета с 8,2 до 2,3%. В последующие годы добились максимального в Европе экономического роста. Одновременно достигли сокращения бюджетных трат в соотношении с ВВП из почти 40% в 2000 году до 33% уже в 2008-м. Но эти цифры относительны. На самом деле, благодаря экономическому росту бюджетные траты возросли, и сократились они лишь по отношению к динамично растущему ВВП. В абсолютном измерении бюджетные расходы каждый год росли на 10%.
Именно 2003 год мы использовали для подготовки макроэкономической стабилизации, структурных реформ и бюджетной консолидации. Непосредственная реализация реформ началась уже в 2004 году. Поэтому 2015 год столь важен для Украины - необходимо максимально стабилизировать макроэкономические показатели и подготовиться к глубоким реформам со следующего года.
Пример Словакии говорит о том, что это сработает - если реформы будут достаточно радикальными, комплексными и всеобъемлющими. Так, словацкая налоговая реформа была одной из наиболее радикальных в мире, и она сработала. Даже мы не ожидали от нее столь позитивных результатов.
Здесь в Киеве я часто слышу, что Словакия была в более благоприятных условиях на своем старте - тогда был глобальный экономический бум, и у нас не было войны. Но мой ответ будет таков: да, это правда, у Словакии действительно было больше времени. Но это не причина для того, чтобы отказываться от подобных реформ в Украине. Наоборот, это причина для того, чтобы делать их еще более радикально и комплексно.
И последнее. Главным предусловием успешных политических реформ должно быть политическое лидерство. На 90% реформы - это не техническая проблема, а политическая.
За 25 лет перехода к рыночной экономике мы имеем разные примеры более или менее успешных преобразований. Этот опыт показывает нам, что политическое лидерство является необходимым условием для совершения успешных реформ.
Иными словами, у реформ должен быть владелец. Важно говорить с людьми, коммуницировать, объяснять, что вы делаете и для чего. Важно доказать, что предпринимаемые шаги необходимы стране в целом, а не только власти, что правительство это делает не от давления МВФ или Всемирного банка, а потому, что это необходимо украинскому народу.
Те страны, где были хорошие лидеры, которые брали ответственность за проведение реформ, стали успешными. Мы знаем и другие примеры, такие как Греция, где брак собственности за реформы привел в тупик. Если реформы проводятся лишь потому, что этого требует Тройка (главные кредиторы Греции: МВФ, Европейский центральный банк и Европейская Комиссия), то результаты будут соответствующими.
Я уверен, что у Украины есть все предусловия для совершения успешных реформ. Самое главное из них - это Майдан и последующие парламентские и президентские выборы, которые предоставили власти сильный мандат на совершение необходимых реформ и интеграцию страны в европейское сообщество.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки