MENU

Bloomberg: Может ли Путин спасти российские компании-банкроты, идущие ко дну?

3449 1

Российская агропромышленная группа «ЭкоНива», занимающаяся выпуском молочной продукции, недавно получила 2 млрд рублей. ($ 32 млн.) в качестве кредита для расширения своей деятельности в регионе государственного природного биосферного заповедника "Черные земли" в Воронежской области. На первый взгляд в этом нет ничего необычного, но этот кредит компании предоставил Центральный банк России, который в общей сложности направил уже 100 млрд. рублей для финансирования промышленных и сельскохозяйственных проектов.

Центральные банки, как правило, занимаются макроэкономической политикой, и оставляют дело кредитования бизнеса другим.

Однако введенные за агрессию в Украине западные санкции значительно усложнили российским банкам и компаниям задачу поиска дополнительных средств. Таким образом, в последние несколько месяцев, кредиторами «последней надежды» для них стал сам Центробанк и правительство России. "Мы должны быстро насытить экономику долгосрочным и дешевым финансированием", - говорит Андрей Марголин, экономист, вице-ректор Академии государственной экономики, лицо, приближенное Владимиру Путину.

Если верить последним утверждением Кремля, то правительство готово потратить 60 % из $ 75 млрд. Фонда национального благосостояния России, чтобы помочь обеспечить финансирование компаний, а также крупных промышленных и инфраструктурных проектов. Такой шаг создаст дополнительное давление на Центральный банк, так как он будет вынужден расширить свою программу проектного финансирования. Начиная с прошлого года, Центробанк уже направил десятки миллиардов в финансовые учреждения страны, и помог государственному нефтяному гиганту «Роснефть» собрать деньги, чтобы заплатить долга в размере $ 26 млрд.

В ответ на западные санкции, Москва ограничила импорт европейских продуктов и товаров, а ослабление рубля вызвало значительный рост цен на иностранные товары в национальной валюте. Это должно было бы создать возможности для российских компаний, повышая спрос на их продукцию внутри страны. Но высокие внутренние процентные ставки и отсутствие доступа к иностранному капиталу не позволяют многим компаниям воспользоваться ситуацией.

«ЭкоНиве» пришлось бы выплачиватьь, по крайней мере, 16 % ставку, если бы компания согласилась на коммерческий банковский кредит, но в рамках программы Центрального банка она получила возможность взять средства под 11,5 %, сообщает Вольфганг Блази, главный финансовый директор находящейся в Германии материнской компании «ЭкоНивы». Помощь из Центрального банка поступает через счета государственного Сельскохозяйственного банка.

После того, как Центробанк принес краткосрочное финансирования в банковскую систему, кредиторы получили инструкции "вложить, по крайней мере, 50 % в проекты, одобренные Кремлем", говорит Вячеслав Смольянинов, главный акционерный стратег московской финансовой группы «БКС». Кремль составил список из 199 "государственно важных" компаний, которые получат приоритетное право на предоставлении помощи, в том числе на гарантии по кредитам. В этот список входят такие государственные энергетические гиганты, как «Роснефть» и «Газпром», а также сети супермаркетов, производители удобрений и розничная сеть продажи электроники.

В купе со средствами Фонда национального благосостояния, правительство России располагает $ 358 млрд. валютных резервов и золота. Так почему бы не использовать часть из них, чтобы помочь работе бизнеса? Одной из проблем является то, что некоторые банки и компании на самом деле плохо справляются с делами и заслуживают того, чтобы обанкротится, говорит Берни Сахер, американец, давно инвестирующий в России, состоящий в совете директоров московской компании по управлению активами UFG Asset Management. Спасение таких компаний лишь отстрочит день, когда они закономерно обанкротятся, говорит он. Это именно то, что случилось во время финансового кризиса 2008 года в России, когда "правительство распространило ликвидность на всю экономику", - говорит он. "Большой ошибкой, совершенной в 2008 году, стал отказ использовать кризис для проведения глубоких структурных реформ".

Щедрость Кремля только усугубит контролируемость экономики, где уже давно доминируют крупные, неэффективные государственные компании, такие как Роснефть - и такая ситуация только усилит давление на экономику, которое началось в 2012 году, задолго до прошлогоднего спада цен на нефть и санкций, которые подтолкнули страну к экономическому кризису.

Казна в $ 358 млрд. может быть опустошена довольно быстро. Начиная с прошлого года, запасы уже истощились на 30 %, а Центробанк уже неоднократно выходил на валютные рынки, чтобы купить рубли. Если цена на нефть останется неизменной (около $ 50 за баррель) в следующем году Кремль, скорее всего, потратит 73 млрд. долларов из Фонда национального благосостояния, используя эти средства для заполнения дефицита бюджета. Затем он, вероятно, обратится к золотовалютному запасу страны, на счетах которого хранится около $ 75 млрд., которые изначально предназначались для укрепления пенсионной системы страны, а сейчас, возможно, будут использованы для помощи частным и государственным компаниям, говорит Дмитрий Полевой, главный экономист российского банка ING Bank Eurasia в Москве.

Более 20 миллиардов долларов из этого фонда были выделены на проекты, но относительно мало из них были освоены. Во-первых, это объясняется тем, что Кремль внимателен к деньгам, выделяемым в рассрочку, а во-вторых, тем, что бюрократия значительно замедляет распределение средств, говорит Полевой.

Глава Центробанка РФ Эльвира Набиуллина негативно относится к идее расширения программы кредитования, которая помогает «ЭкоНиве». В июне она сказала, что программа не простимулировала рост частных инвестиций, на что рассчитывали ее сторонники.

Другие, в том числе Дмитрий Тулин, первый заместитель главы Центробанка, хотят наоборот увеличить спонсорство. "Если наша финансовая система не повернется лицом к материальному производству, то у нашей страны нет будущего", - сказал он в интервью газете Комсомольская правда. Между тем, Кремль ищет новые источники финансирования. Его последняя находка - Роснано, государственный Инвестиционный фонд, созданный в 2011 году для поддержки развития наноиндустрии. 27 июля 2015 года, в Роснано объявили, что направили почти $ 100 млн. российским инновационным компаниям, разработки которых призваны снизить зависимость страны от импортных технологий. Соинвестором этого проекта является московский банк «СМП», принадлежащий друзьям Путина Борису и Аркадию Ротенбергам. "Правительству не важно, где искать новые средства", - говорит высокопоставленный чиновник Кремля. - "Они берут деньги там, где только найдут".

Оригинал на Bloomberg

Перевод: Андрей Сабадыр


Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter

Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки

Інші новини по темі

Правила коментування ! »  
Комментарии для сайта Cackle

Новини