MENU

Тhehill: ООН утрачивает влияние. Пришло время ее реформировать?

2710 2

15 сентября - 6 октября в Нью-Йорке (США) проходит 70-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН.

Перед каждым заседанием составляется длинный список глав государств, желающих выступить с высокой трибуны. Большие ожидания к текущей сессии связаны с необходимостью найти решения множества вопросов, ведь именно ООН призвана урегулировать проблемы во все более и более усложняющемся мире.

Тем не менее, международная организация не смогла эффективно бороться с такими непростыми проблемами, как украинский конфликт, борьба с международным терроризмом, нераспространение ядерного оружия или профилактики глобального экономического кризиса.

Международное сообщество решает эти вопросы вне системы Организации Объединенных Наций - например, используя формат G20 или многосторонних конференций, таких как P5 + 1 (пять постоянных членов Совета Безопасности ООН, плюс Германия). Одна из главной проблем ООН в том, что система голосования Генеральной Ассамблеи не отражает политический и экономический мировой баланс. Например, по ныне действующей системе - один голос от одной нации - США, которые вносят 25 процентов в бюджет организации, имеет в ГенАссамблее практически только полголоса (один голос из 193 стран-членов). Без права вето в Совете Безопасности, влияние США не имело бы никакого значения.

Ветер перемен подул в коридорах ООН в начале нового века, когда США и некоторые другие страны разочаровались в эффективности некоторых программ. Например, Комиссия по правам человека ООН под председательством Ливии, лидером которой был Муаммар Каддафи, одобрила действия жестокого диктатора в нарушении тех же прав, которые должна была защищать.

В системе ООН отсутствует координационный центр. Она состоит из 20 специализированных учреждений (в том числе Группы Всемирного банка), каждое из которых обладает своим собственным бюджетом и собирает свои собственные ассамблеи, примерно по 180 делегаций (от одного члена ООН одна делегация). Таким образом, в ООН более, чем 3500 делегаций и 20 генеральных директоров.

При этом функционируют и различные специализированные агентства и комиссии, деятельность которых требует согласования с генеральным секретарем ООН для внедрения единых принципов работы и оптимального распределения ресурсов.

Бывший Генсек ООН Кофи Аннан и нынешний Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун осуществили некоторые реформы и заслуживают уважения за признание важной роли частного сектора. Они разработали Глобальный договор ООН по развитию государственно-частного партнерства, цель которого - повышение глобальной устойчивости.

Их усилия были поддержаны президентом Всемирного банка, Джимом Кимом. В прошлом году Всемирный Банк запустил инициативу «Глобальный фонд инфраструктуры», которая объединяет частный капитал и общественную экспертизу, чтобы способствовать международному развитию.

Не менее горячо их поддерживает директор Международного валютного фонда (МВФ) Кристин Лагард, которая выдвигает серьезные аргументы в пользу реформирования МВФ. Предложенная ею реформа фонда, предусматривающая пересмотр квот в пользу стран с развивающейся экономикой, при сохранении американского право вето, не получила необходимого одобрения от Конгресса США. Сегодня обсуждается компромиссное решение, которое позволит оказывать большее влияние на развивающиеся рынки, не изменяя управление и финансирование и которое не потребует согласования с американским Конгрессом.

Итак, осуществляются небольшие, но важные шаги по модернизации организации, которая рискует утратить влияние и эффективность. Однако требуются намного более глубокие изменения. Необходимы комплексные реформы, чтобы сделать ее менее бюрократической, более скоординированной и, следовательно, более продуктивной.

Любая поправка к Уставу ООН может быть принята только при наличии одобрения со стороны двух третей членов Генеральной Ассамблеи, и при отсутствии «вето» со стороны постоянных членов Совета Безопасности. Реформа должна быть инициирована группой не менее, чем из пяти стран с правом вето (США, Великобританией, Францией, Китаем и Россией). Таким образом, нынешнее противостояние Запада и России из-за Украины делает любые попытки реорганизации заранее безуспешными.

Пока международный климат препятствует проведению структурных реформ, ООН должна активизировать сотрудничество как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскости. Сотрудничество по вертикали означает укрепление связей между ООН и региональными организациями, такими, например, как «Организация американских государств». Горизонтальный вектор означает улучшение координации между Генеральным секретарем и специализированными учреждениями. Всемирный банк и МВФ должны укреплять свое сотрудничество с Банком международных расчетов.

Организации Объединенных Наций необходимо реформирование. Она должна лучше отображать политический и экономический баланс своих членов и иметь дело с глобальными вызовами нового тысячелетия. 70-я сессия Генеральной Ассамблеи предоставляет хорошую возможность возобновить обсуждение этого важного вопроса.

Оригинал статьи на Тhehill

Перевод Андрей Сабадыр


Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter

Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки

Правила коментування ! »  
Комментарии для сайта Cackle

Новини