Как преодолеть социальное неравенство в Украине
Вместо экономики, которая работает на общее благосостояние,
для будущих поколений и для планеты,
мы создали экономику для 1%
Доклад компании Oxfam
На фоне политических страстей последних недель как-то отошли на задний план результаты исследований, заявленные в начале 2016 года. Они интересны как с точки зрения динамики развития мировой экономики, так и аналогичных процессов в Украине. Если сформулировать ситуацию кратко, она может прозвучать таким образом: мы стремительно беднеем. Дисбаланс между бедными слоями населения и состоятельными людьми неудержимо увеличивается.
Исследования благотворительной компании Oxfam (Великобритания) на основании данных именитого банка Credit Suisse говорят о том, что благосостояние 1% самых богатых людей на Земле (а это порядка 1 млн человек) сравнялось с благосостоянием всего остального человечества. В этот «золотой» 1% входят все те, чьи активы достигают $760 000 и выше, а в 10% богатейших людей мира включены владельцы активов на сумму около $69 000.
За порогом бедности
В Украине, согласно исследованиям социологической группы «Рейтинг», проведенным при поддержке правительства Канады (ноябрь 2015 года), результаты следующие: 76% украинских семей почувствовали ухудшение своего финансового состояния. Из них:
заявили о значительном ухудшении - 40% респондентов;
частичном ухудшении - 36% респондентов;
финансовое состояние не изменилось - 20% респондентов.
Согласно данным Госстата Украины за 2013-2015 годы, почти половина зарплаты рядового гражданина (42%) уходит на покупку еды (причем на наиболее дешевые продукты). Для развитых стран это показатель бедности.
Можно обратиться к существующим стандартам, которые используются ООН для расчета порога бедности. Усредненно, если человек тратит на проживание менее $5 в день ($150 в месяц), такой человек живет за порогом бедности. С точки зрения курса НБУ, заложенного в бюджет (24 гривны за $1), сумма должна составлять 3600 гривен в месяц, по текущему курсу НБУ (возьмем как индикатив 26) это уже 3900 гривен в месяц.
Подходы Всемирного банка более низкие: до 2015-го порог бедности определялся $1,25 в день, с 2015 года он ограничен суммой $1,9 в день (соответственно, при курсе 24 гривны за $1 сумма составит 1368 гривен, при расчете 30 дней).
Напомним, текущий прожиточный минимум в Украине установлен на уровне 1330 гривен, и достигнет 1496 гривен с 1 декабря 2016 года.
Нерешенность проблем насущных формирует мышление «сегодняшнего дня», растит социальную напряженность в обществе, радикализирует настроения, растит пессимизм и минорные настроения, и, по сути, убивает будущее.
Данные Института социологии НАН Украины много раз за последние годы в исследованиях подтверждал показатель, близкий к 80% ответов респондентов с утверждением: «В настоящий момент все так шатко, и кажется, что может произойти все что угодно».
Неуверенность в будущем и будущем страны, неустойчивое состояние человека в обществе формирует у него черту временного исполнителя в том значении, что он не выстраивает какую-либо длительную стратегию (финансовый, жизненно-событийный план), и стремится не упустить ни одного шанса, даже самого незначительного, здесь и сейчас.
К сожалению, это стратегия модели выживания, но не модели развития (существует прошлое и настоящее). Будущее больше пугает, нежели оценивается как перспектива.
Добавьте к этому растущий уровень недоверия к институту «Украина» (органы исполнительной и политической власти).
Каковы возможные перспективы?
По статистике, с ноября 2013-го по ноябрь 2015 года населением было снято с банковских депозитных счетов порядка 75 млрд гривен, а депозитов в валюте - около 14 млрд гривен. Эти суммы находятся вне банковской сферы, «под матрацем», как часто говорят на сленге. При этом эти суммы больше, чем объем продекларированной помощи от МВФ и других партнеров Украины.
Аналогичны ожидания по отношению к «золотому 1%» в Украине. Владельцы крупных состояний в нашей стране не только сосредоточили в своих руках колоссальный объем активов, но и способны оказывать непосредственное влияние на политический ритм жизни государства.
Ожидания в обществе действительно велики: помимо того, что к владельцам крупных капиталов относятся с недоверием, и откровенно говоря, недоброжелательно, в целом уже сформировано ожидание их большего участия в экономической и социальной жизни страны.
Согласно данным исследований компании Research & Branding (2013 год), около 60% респондентов хотели бы видеть участие состоятельных граждан в экономике, около 30% - в социальной сфере.
Существуют ли позитивные примеры? То что сразу приходит на ум как пример из совсем недалекого прошлого нашей страны: футбольный чемпионат, который, по сути, является одной из самых позитивных страниц истории современной Украины.
Преобразование Харькова, ответственность и руководство которым взвалил на себя один частный инвестор. Сошлись и интересы государства, и населения города, и страны, и рачительного инвестора, который воплотил этот проект в жизнь. Пример настолько ярок и позитивен, что и имя этого человека называть необязательно.
Начиная с 2014 года, владельцы крупных капиталов не только увидели риски для собственного состояния, но и впервые в истории страны - физическую угрозу и для себя, и для членов собственных семей. Большинство предпочитают обустраивать жизнь вне Украины, рассматривая страну как плацдарм для бизнеса. Реализуется стратегия, которую на рубеже XXI века описывал знаменитый ученый А.С.Панарин в своей работе «Искушение глобализмом».
Пока не работает Закон, который одинаков для всех и не используется для решения чьих-то личных или групповых интересов, пока возможен вариант «власти толпы», инвесторов [владельцев крупных состояний] привлечь в процессы развития страны невозможно
Стратегию можно охарактеризовать как создание «надстрановой элиты», которая все больше отрывается от собственной страны, живет глобальными интересами бизнеса, и все меньше - реальными проблемами страны, где элита зародилась и состоялась. Эта сцепка год за годом, месяц за месяцем теряется. Украина перестает быть Родиной, становится территорией для ведения бизнеса.
Горячие головы должны учитывать этот фактор, и учиться выстраивать отношения с финансовой элитой страны.
Следующий момент - стремление обезопасить себя и свой капитал, частную собственность от вмешательства или воздействия государства. Этому фактору во многих исследованиях владельцы крупных состояний отводят второе место после экономических и политических проблем (38% до 62% в различные годы, согласно исследованиям Knight Frank The Wealth Report).
Пока не работает Закон, который одинаков для всех и не используется для решения чьих-то личных или групповых интересов, пока возможен вариант «власти толпы», этих инвесторов привлечь в процессы развития страны невозможно. Необходимо предоставить гарантии того, что частная собственность, во-первых, неприкосновенна, во-вторых, защищена.
Теперь представьте себе ситуацию, когда найдены приемлемые условия для безопасной работы инвестиционного капитала, внутреннего и внешнего, в Украине, когда предоставлены гарантии сохранности и неприкосновенности. Учтите потенциал географический, ресурсный, потенциал индустриальный и потенциал человеческий. Наша страна просто обречена на успех.
Все, что нужно: реформы; заявленная стратегия действий; прозрачность работы и проекты, интересные для инвестора. Так просто, и так сложно. Но пока, глядя на происходящее, всплывают слова из «Горя от ума» Грибоедова: «Свежо предание, да верится с трудом».
Вместе с тем, озвученные риски существенны, и они, к сожалению, не статичны: растет и социальный разрыв, и исход финансовой элиты, и очевидное отсутствие каких-либо реальных действий для исправления ситуации.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки