Atlantic Council: В Украине настало время начинать приватизацию
После переучета, проведенного украинским правительством в прошлом году, оказалось, что в стране 1833 действующих государственных предприятий и еще 1700, работа которых была приостановлена. Эти в общей сложности 3500 компаний не приносят стране дохода; вместо этого они приносят правительству убытки. Малейшая прибыль разворовывается. Руководствуясь здравым смыслом, с 2015 года правительство сфокусировалось на сокращении потерь и улучшении качества корпоративного управления. Теперь этот устаревший «хлам» нужно передать в частные руки.
Дискуссия по поводу приватизации, от которой государство планирует получить высокий доход, сводится в основном к нескольким крупнейшим в стране предприятиям, имеющих важное значение - это в первую очередь, самый большой в Украине завод по производству удобрений "Одесский припортовый завод", и единственная оставшаяся электрогенерирующая компания "Центрэнерго". Однако то, что продается сразу после кризиса, будет стоить дешево. Питать любые надежды на то, что государство быстро получит большую прибыль, скорее всего, неразумно.
Вместо этого первой целью приватизационного процесса должно быть налаживание качественного функционирования экономики и освобождение ее от чрезмерного государственного вмешательства. Во-вторых, необходимо искоренить тотальную коррупцию в государственных компаниях. В-третьих, из соображений национальной безопасности, объекты стратегической инфраструктуры и ключевые военные предприятия не должны подлежать продаже. В-четвертых, несколько по-настоящему ценных госкомпании должны быть проданы только когда экономика нормализуется и цены на активы вырастут.
Украинские СМИ регулярно сообщают о коррупции в крупных государственных компаниях. Как правило, госпредприятие закупает сырье и материалы по завышенной цене у какой-либо торговой компании, нередко анонимной, зарегистрированной на Кипре.
Затем госпредприятие продает свою продукцию другой торговой компании, по уже заниженной цене. Полученная в результате прибыль переводится на счета офшорных торговых компаний. Главные в этом грязном бизнесе, обычно, депутаты Верховной Рады - так называемые "серые кардиналы" - именно они на не совсем законных основаниях назначают на должности руководителей государственных предприятий своих людей. "Серые кардиналы" состоят в сговоре с партийными лидерами, поскольку финансируют политические партии.
Подобные коррупционные схемы справедливо стали одним из основных направлений атаки украинских реформаторов.
Правительство создало ряд независимых наблюдательных советов, а также учредило независимый процесс отбора кандидатов на должности руководителей большинства государственных компаний. Для борьбы с коррупцией в сфере госзакупок была создана электронная система "ProZorro". Депутаты Верховной Рады теперь обязаны декларировать свои доходы и активы, что предположительно заставит их быть честными. А Закон о публичности финансирования политических партий и их избирательных кампаний призван сделать прозрачным процесс политического финансирования.
Все это похвально, но пока многие предприятия остаются в собственности государства, достигнутое, вероятно, не даст полного эффекта. Следующим шагом должна стать приватизация. Сегодня приватизация не может проводиться так же, как в начале 1990-х годов, поскольку условия изменились. Ваучерная или инсайдерская приватизация больше смысла не имеет.
Украина на сегодняшний день - страна разрушенных заводов. Многие предприятия прекратили работу еще в начале 1990-х годов, большинство из них полностью устарели, относительную ценность представляют лишь здания. В большинстве европейских стран такие предприятия были закрыты и снесены. В Украине, на удивление, приватизация многих из этих руин запрещена парламентом.
В этом году Верховная Рада одобрила приватизацию 450 компаний. Это хорошо, но под контролем украинского правительства остается еще более 3500 государственных предприятий: 1700 из них уже превратились в развалины, а 1600 являются источником расходов для бюджета страны. Все они должны быть проданы как можно быстрее. Сегодня вопрос состоит не в том, чтобы максимизировать доходы государства, но в том, чтобы свести к минимуму потери и очистить правительство от коррупции. В то же время, правила передачи имущества в частную собственность должны быть усовершенствованы.
Успешная приватизация малых предприятия, проведенная во многих посткоммунистических странах, может послужить для сегодняшней Украины примером. Например, в Польше, приватизация набрала наибольших оборотов после того, как региональные власти взяли на себя административную ответственность за процесс и, как следствие, стали получать финансовые дивиденды.
Приватизация любого предприятия должна осуществляться в один шаг, с одномоментной продажей всей доли государственных акций. Продажа акций по частям позволяет "серым кардиналам" удерживать контроль над предприятием, избегая конкуренции.
Такие продажи справедливо были запрещены недавним законом о приватизации. Также государству было запрещено сохранять так называемую «золотую акцию», которая могла бы являться постоянным источником государственного вмешательства и коррупции.
Предприятия военной промышленности Украины в целом остаются под контролем государства. Концерну "Укроборонпром" принадлежат около 120 компаний. Военный сектор имеет для страны особое значение. Но, в конце концов, большинство компаний также должны быть приватизированы. "Мотор Сич", производитель двигателей для вертолетов из Запорожья, вероятно, остается лучшей украинской компанией сектора - а она является частной.
Государственная власть должна, наконец, выйти из управления предприятиями, а вместо этого заняться созданием открытого и ровного игрового поля с минимумом бюрократии и максимум прозрачности для всех без исключения предприятий.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки