New Eastern Europe: Торговое соглашение Украины и ЕС. Вызовы и возможности
В апреле 2015 года после односторонней ликвидации со стороны Европейского союза барьеров в сфере тарифного и нетарифного регулирования Украина получила свободный доступ к европейскому внутреннему рынку. В 2015 году в соответствии с положениями Соглашения о глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговли с Украиной было отменено 98,1 % тарифных пошлин ЕС.
На практике это означает, что теперь украинские производители могут продавать свою продукцию европейским потребителям, не уплачивая при этом таможенные пошлины на большинство товаров. Помимо простой либерализации торговли путем отмены таможенных тарифов, соглашение также предусматривает сокращение или полное устранение нетарифных барьеров, упрощение инвестиционного режима, либерализацию рынка услуг, гармонизацию и взаимное признание регулятивных и институциональных механизмов, касающихся торговли и инвестиций.
Вступление в силу Соглашения о глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговли было важным событием для украинской экономики, поскольку это сделало доступным для Украины самый большой по объему рынок в мире. Согласно многим исследованиям, соглашение должно было привести к увеличению темпов экономического роста Украины за счет роста экспорта в ЕС и роста объема прямых иностранных инвестиций.
Между тем, последние данные, опубликованные статистической службой Европейского Союза "Евростат", говорят о том, что после подписания соглашения украинский экспорт в ЕС сократился на семь процентов. Такой результат неудивителен, поскольку в 2014 году Украина де-факто потеряла большую долю своего промышленного потенциала, сосредоточенного на Донбассе. Однако цифры исследований показывают, что это не единственная причина - украинский экспорт в ЕС неуклонно сокращался в течение последних пяти лет.
Украина считается крупнейшим поставщиком на рынок ЕС сельскохозяйственной продукции. Украинское правительство рассчитывает на то, что благодаря зоне свободной торговли (ЗСТ) страна сможет получить наибольшую выгоду от торговли сельскохозяйственной продукцией и природным сырьем. Однако важно отметить, что когда речь заходит о внутреннем производстве сельскохозяйственной продукции, ЕС придерживается политики протекционизма.
Во-первых, в Европе действует Единая сельскохозяйственная политика (ЕСП), которая формирует вторую по величине статью расходов общего бюджета ЕС. В 2014 году доля бюджетных средств, выделенных на реализацию этой программы, составила 39%.
Во-вторых, положениями Соглашения о глубокой и всеобъемлющей ЗСТ в сфере торговли сельскохозяйственной продукцией все же предусмотрены "тарифные квоты" на 36 сельскохозяйственных товарных категорий. Это означает, что украинские производители могут экспортировать товары беспошлинно лишь в ограниченном формате; после достижения определенной границы они будут вынуждены платить таможенные пошлины по общим тарифам.
Такое положение дел и вправду существенно ограничивает потенциал украинских экспортеров сельскохозяйственной продукции, однако в 2015 году украинские производители не сумели достичь даже этой грани.
Причина состоит в том, что украинская продукция не соответствует санитарным и фитосанитарным стандартам ЕС, что является прямым следствием отсутствия технических и санитарных норм ЕС в национальном законодательстве Украины.
В 2015 году сельхозпродукция составила около 30,4 % от общего объема украинского экспорта в ЕС. Отрасль сельскохозяйственного производства, наряду с сектором текстильного производства и сырьевой отраслью составили небольшой список, где объемы экспорта после подписания соглашения продемонстрировали тенденцию к росту. Нужно сказать о еще одной важной проблеме: украинское правительство делает слишком большой акцент на аграрном секторе.
Действительно, по данным Всемирного банка, Украина имеет сравнительное преимущество на рынке продуктов растительного происхождения, продуктов питания, полезных ископаемых и металлов. Тем не менее, упор на экспорт сырьевых товаров, оказывается рискованным и неэффективным с точки зрения экономического развития: ВВП страны сегодня сильно зависит от колебаний цен на сырьевые товары на мировом рынке.
Существует несколько решений, которые могли бы помочь Украине получить максимальные бенефиции от либерализации торгового режима с ЕС. Согласно вышеупомянутому исследованию Всемирного банка в Европе сегодня не выгодно производить текстиль, обувь и некоторые виды электрических машин и оборудования. Увеличив конкурентоспособность продукции в этих отраслях, Украина может получить конкурентное преимущество по сравнению с действующими поставщиками, такими, например, как Китай, за счет снижения транспортных расходов, наличия общей границы и более высоких управленческих стандартов.
Торговля такого рода товарами принесет пользу украинской экономики, ведь маржа будет более высокая, а конкуренция по сравнению с мировым рынком сырьевых товаров более низкая. Кроме того, в рамках ЗСТ украинские предприятия могут участвовать в тендерах на получение государственных контрактов на тех же условиях, что и предприятия ЕС. Такие возможности являются беспрецедентными для страны, которая не входит в Европейскую экономическую зону.
Принятие ныне действующих и будущих правил ЕС в сфере государственных закупок даст украинским предприятиям возможность получать контракты на строительство автомобильных и железных дорог, строительство в целом, а также увеличивать свое присутствие в других рыночных секторах. Предлагаемые шаги являются важными ориентирами для будущего экономики Украины.
Это потребует значительного участия украинского правительства - оно должно усовершенствовать существующую систему торговых отношений, ведь без радикальных улучшений в украинском законодательном поле экономика страны не сможет избежать сырьевой ловушки, выдержать конкуренцию с более качественными продуктами и услугами ЕС и извлечь выгоду из режима свободной торговли.
Оригинал на New Eastern Europe
Перевод: Андрей САБАДЫР
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки