MENU

Гибридный ответ Украины: через год достанем Москву крылатыми ракетами

5196 0

За четыре года войны украинский ОПК заметно изменился. Общество, и прежде всего экспертная среда, несмотря на институциональную инерцию, заставляет государство перестраивать стратегическую отрасль с учетом мировых трендов. Требуя прозрачной стратегии развития и конкурентоспособности. Успешность этой стратегии зависит от способности государства нейтрализовать внутренние и внешние препятствия, а также – расчистить зоны отраслевого застоя, которые тормозят технологическое обновление, пишет в своем блоге на Цензор.НЕТ Андрей Воропаев.

Речь идет о поиске инновационных и финансовых ресурсов, а также о дорожной карте административных решений. Заметим, что за крайние годы сделаны отдельные принципиальные шаги. Наконец-то, есть государственный оборонный заказ (ГОЗ). Более того, оборонная отрасль уже работает по трехлетнему циклу планирования. Впрочем, несмотря на этот положительный сдвиг, его реализация все еще зависит от Минфина и годового бюджета Минобороны. Трехлетнее планирование ежегодно требует согласования с имеющимся у военного ведомства финансированием.

Читайте также: Относительно готовности к вступлению в НАТО

Отметим начало дрейфа ОПК к берегу правительственной компетенции. 1 марта председателем Межведомственной комиссии по вопросам ОПК при СНБОУ назначен заместитель министра Минэкономразвития Юрий Бровченко. Приход на ответственную должность правительственного чиновника – реальный механизм координации со стороны МЭРТ в части обобщения предложений других ЦОИВ в вопросах ВТС.

21 февраля назначен новый генеральный директор ГК "Укроборонпром" Павел Букин. Его, в отличие от бывшего главы концерна Романа Романова, считают умеренным технократом, лишенным политических амбиций, способным обеспечить развитие отрасли в условиях войны и президентской кампании.

Третьим важным фактором стало усиление роли Наблюдательного совета Укроборонпрома, в состав которого назначили авторитетного эксперта Тони Тетера (США), бывшего председателя Агентства ведущих оборонных исследовательских проектов DARPA Минобороны США. Он будет заниматься инновационным развитием Концерна.

По инсайдерской информации, эти три решения – месседжи в ответ на запросы международных партнеров, выражавших недовольство засильем ручного управления в процессах менеджмента стратегической отрасли.

Из того, что не сделано. Самое болезненное – это торможение с введением системы справедливого ценообразования для предприятий участников ГОЗ. Сейчас действует норма об ограничении прибыли в 30% в собственном производстве и 5% на закупку комплектующих, в частности импортные. В то же время в Минобороны ее "девальвировали" до 20% и 1% соответственно, спустив эти показатели своим подразделениям внутренними документами. Теперь там не принимают расчетно-калькуляционные материалы с нормой выше 20% прибыли. И при этом – не учитывают в расчетах проценты за полученные кредиты. Более того, в Минобороны предусматривают в контрактах право заказчика на одностороннее расторжение контракта в случае отсутствия финансирования.

Учитывая эти дискриминационные положения предприятия лишены возможности кредитоваться, планировать производство и инвестировать в новые вооружения. Средств в рамках ГОЗ хватает только на закупку материалов и комплектующих, изготовление продукции, зарплату и налоги.

Читайте также: Зачем ВСУ "Джавелины"

Правительственные лоббисты не решились ввести справедливые правила прибыли для предприятий в рамках выполнения ГОЗ. Хотя, если бы это решение приняли, оно бы незначительно повысило цены на продукцию для армии, но одновременно запустило рыночные механизмы в отрасли. И таким образом оздоровило бы предприятия, оптимизировало производство, а в дальнейшем – повлияло на снижение цен. Поэтому это административное решение остается первоочередным правительственным долгом на следующий год.

Эксперты отмечают намерения государства дерегулировать отрасль, чтобы привлечь на предприятия Концерна технологический и инвестиционный потенциал частных производителей.

"Создание СП с зарубежными партнерами – один из основных инструментов привлечения инвестиций в создание современных технологически прогрессивных видов вооружений", – отмечает новый куратор "оборонки" Юрий Бровченко.

Первый шаг навстречу частным производителям – предоставление им права самостоятельного экспорта. Одной из первых инициатив Павла Букина на должности председателя госконцерна стало решение делегировать предприятиям всех форм собственности экспортные возможности. По его мнению, это усиливает конкуренцию и ускорит технологическое обновление концерна. Государство оставит за собой контроль и сертификацию производства. Букин убежден, что потенциала концерна достаточно, чтобы выдержать конкуренцию. Частных же производителей это решение простимулирует инвестировать в научные разработки.

В условиях ограниченной рентабельности предприятий ОПК в рамках ГОЗ экспорт остается основным финансовым источником, способным привлечь инновации в производство, а новые вооружения – в войска. Несмотря на естественное желание власти и общества в условиях войны ограничить конвейер национальной оборонки интересами собственного войска.

"Около 85% доходов Укроборонпрома составляет экспорт. В условиях российской агрессии это усиливает наш оборонный потенциал, – уверен Павел Букин. Украина занимает около 1% мирового рынка вооружений. Для нас важно сохранить позиции экспортно-ориентированной страны. Ведь это – маркеры национального инновационного развития. Экспорт ВВТ стимулирует наш высокотехнологичный сектор. Речь идет о развитии наукоемких школ и сохранении за Украиной статуса государства высоких технологий".

Не менее 90% созданных в военной промышленности образцов ВВТ – заслуга военного экспорта. На энтузиазме и за счет спецэкспортеров профинансированы десятки научных и опытно-конструкторских работ. Часть из них стали конкурентными образцами ВВТ. Благодаря пакистанскому танковому контракту специалисты киевского КБ "Луч" создали тандемный высокоточный боеприпас "Комбат". Он стал основой для дальнейшего развития в Украине высокоточного оружия, по многим характеристикам не уступающего мировым образцам. "Скиф", "Сармат" и "Корсар" – ключевые образцы вооружений, определяющие уровень боеготовности и защищенности государства.

Читайте также: Хватит ли денег на патронный завод в Украине?

Проект модернизации истребителя МиГ- 29 отработан во время выполнения контракта с Азербайджаном. В рамках поставок в эту страну партии модернизированных вертолетов Украина отработала управляемую сверхзвуковую ракету. За счет реализации модернизированных ЗРК имеем собственную версию модернизации этих систем.

Сейчас осуществляются госиспытания системы управления боевым вертолетом, после чего Украина получит модернизированные образцы Ми-24 и Ми-8, способные вести бой в темноте при любых погодных условиях. Эффективность таких инвестиций доказали наши союзники американцы в районе Дейр-эз-Зор, где их боевые вертолеты ночью, играючи, стерли в сирийской пыли сотни кремлевских наемников без шансов для последних.

Важно осознавать, что спецэкспорт – ключевая возможность Украины противодействовать агрессии Кремля в условиях фактического эмбарго Европы на поставку нам летальной оружия и многих комплектующих. Причем это необъявленное эмбарго время от времени перерастает в противодействие Украине. По мнению директора Национального института стратегических исследований Владимира Горбулина, государства, которые нас политически поддерживают, обеспокоены нашим сотрудничеством с некоторыми арабскими государствами и Турцией.

При том, что Украина никогда не нарушала международного режима контроля ракетных технологий. "Мы создаем ракеты для собственной армии – дальностью до 500 км, а для инозаказчиков – до 280 км. Хотя в условиях войны с ядерной державой мы вправе требовать пересмотра правил в области создания вооружений. Нам необходимо создавать ракеты на границе с дальностью поражения до 1500 км", – отмечает Горбулин.

Заявление патриарха украинского ОПК является знаковым, учитывая его осведомленность положением дел и умение мыслить стратегически. Ведь расстояние между Киевом и Москвой достигает одной тысячи километров. А наша крылатая ракета "Нептун", предназначенная для поражения боевых кораблей и транспортных судов, формально рассчитана на дальность поражения 300 км, но имеет перспективы нарастить этот показатель в пять раз.

По мнению военного эксперта, директора информационно-консалтинговой компании Defense Express Сергея Згурца, при условии увеличения топливного бака "Нептуна" вдвое или втрое расстояние поражения превысит 1000 км. Таким образом можно утверждать, что и 1500 км для этой ракеты не является заоблачным показателем.

Заметим, что украинские разработчики создали этот образец самостоятельно, без финансовой или технической помощи иностранных государств. "Это – национальный проект, в котором нет зависимости от иностранных партнеров, что важно с учетом отказа отдельных западных оборонных компаний поставлять Украине такие образцы и комплектующие к ним", – убежден Сергей Згурец.

Следовательно, заявление Владимира Горбулина может быть первым шагом в легализации дальнейшего развития перспективного для Украины проекта "Нептун". Ведь потенциала этой крылатой ракеты хватает не только для защиты украинского побережья от угрозы ЧФ РФ, но и для формирования неядерного оборонного щита страны.

Еще одним компонентами такого щита должны стать РСЗО "Ольха" с управляемым 300 мм ракетным боеприпасом. Эксперты подтверждают его способность поражать цели на расстоянии до 120 км, с отклонением на максимальной дальности не более 7м. Кроме "Ольхи", разрабатывается ОТРК "Гром-2" на базе твердотопливной баллистической ракеты. Дальность ее действия – 280 км. Секретарь СНБО Украины Александр Турчинов объявил о запланированном серийное производство "Ольхи". Взятие крылатой ракеты "Нептун" на вооружение ВСУ он прогнозирует со следующего года. "Гром", по оценкам военных экспертов, примут на вооружение через три года.

Таким образом Украина вплотную приблизилась к созданию оборонного неядерного ракетного щита. Упомянутые и некоторые другие разработки это фактически подтверждают. Наличие у нас высокоточного и мощного оружия "длинной руки" вызывает беспокойство как в РФ, так и у западных партнеров. Врагу можем посочувствовать.

А партнеров должны убедить в необходимости военного усиления Украины. Ведь наличие на наших границах укрепленного геополитического буфера между цивилизованным миром и РФ – в интересах этого самого мира. Учитывая это, бессмысленно препятствовать естественному стремлению Украины защититься от непредсказуемой, агрессивной и политически нестабильной территории.


Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter

Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки

Інші новини по темі

Правила коментування ! »  
Комментарии для сайта Cackle

Новини