Саудовский принц заявил, что в течении 10 лет Россия уйдет с рынка нефти
У него неплохие специалисты – стоит прислушаться. Может этих лет (когда добыча в России сократится до 5-7 млн бар и на экспорт ее уже не будет хватать) не 10, а 15 или 17, но точно не за горами.
Самое время задуматься – что дальше?
15 лет назад, выступая на одном из правительственных совещаний, я говорил, с цифрами в руках, что нам не стоит перешагивать добычу в 10 млн бар на суше, поскольку в этом случае мы не успеем самортизировать инфраструктуру.
В принципе все идет по тому плану (к счастью, некоторым деятелям, яхты и охотхозяйства не оставили времени идиотничать). Единственное, что – себестоимость сильно выросла, соответственно способность отрасли платить налоги упала.
Вообще-то запасов нефти гораздо больше, чем те, что мы обсуждаем. И взять их можно. Только вот не все имеет смысл добывать. На пути стоит 2 барьера. Первый из них ценовой.
Читайте также: Когда живешь в стране, которая приносит гибель другим – тебя или твоих близких может ожидать та же участь
15 лет назад мы могли отдавать и отдавали в налоги все, что выше 14-17 дол за бар, сегодня для отрасли 40 дол/бар – проблема. Если мировая цена упадет ниже себестоимости – добывать будем себе в убыток. Впрочем мы слишком большой производитель – цена прыгнет к точке безубыточности.
Так что в конце концов ценовой барьер – не вопрос. Хуже добывают или больше воруют – ну значит меньше налогов. То есть меньше попадет в карман Ротенбергов, больше Сечину:)
Для рынка в перспективе важнее другой барьер – энергетический. То есть когда на добычу 1 бар нефти (на подьем в среднем 5 бар скважинной жидкости и ее подготовки до товарной нефти) уходит энергии больше, чем содержится в этом самом барреле.
И вот этот барьер, конечно до определенного момента, могут помочь победить только технологии (с которыми у нас опять беда). А потом уже и они не помогут.
Что делать? Во-первых конечно технологии. Под то, что теперь называют «сланцевая нефть» и под арктический шельф. Впрочем и про обычные месторождения тоже забывать не стоит. Лучше пусть охотхозяйства отдохнут.
Во-вторых не рвать ресурс. 10 млн бар с суши. Больше не стоит. Надо думать про окупаемость капвложений в инфраструктуру нефтяной и смежных отраслей.
И наконец, в третьих – GTL. Газа много. Технология его переработки в бессернистое дизельное топливо есть. Дороговато пока. Мы ей занимались с Шевроном. Время теперь упущено, но еще можно наверстать.
А так я, конечно, за электромобили. Только вот электричество тоже из нефти, газа, урана и угля пока производится. А когда его за счет ветряков, солнечных панелей и гидростанций в достаточном количестве будут производить – так то пока не известно.
Читайте также: Долги "Роснефти" в два раза превышают ее реальную стоимость
И наоборот – известно, что экономия электроэнергии в Европе и США в значительной степени – результат переноса промышленности в Азию. Только вот там (и не только там) еще 5-6 млрд человек хотят жить по-человечески.
И будут. Или у себя или к нам переедут:)
Энергетика не решит всех проблем России (нет такой золотой таблетки), но проблему пенсий, например, с ее помощью вполне решить можно. Только работать кое-кому надо лучше (если вообще способен). И сейчас и на перспективу.
Підписуйся на сторінки UAINFO у Facebook, Twitter і Telegram
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки