"Северный поток-2" является ярчайшим примером спецоперации Москвы против Европы
На прошлой неделе Киев посетила канцлер Германии Ангела Меркель. Скорее всего, для уходящей с политической арены Германии и Европы "канцлерин" этот визит (после Стамбула и перед Варшавой) рассматривался как своеобразное подведение итогов и возможность сформулировать позицию ФРГ по некоторым актуальным вопросам международной политики в преддверии встреч на высшем уровне в Париже 11 ноября (день прекращения боевых действий в Первой мировой войне) и саммита "двадцатки" в Аргентине. И там, и там должны быть Путин и Трамп, и там, и там ожидаются интенсивные переговоры по формированию "нового мирового беспорядка", в котором выгода дороже принципов. Фотография взявшихся в Стамбуле за руки Путина, Меркель, Эрдогана и Макрона, облетевшая все мировые СМИ, – лучшее тому подтверждение. Тотальная беспомощность лидеров ЕС решить проблему беженцев.
Для Украины сотрудничество с Германией имеет множество аспектов, среди которых два являются приоритетными: урегулирование на Донбассе и "Северный поток-2". Минские соглашения стали в свое время огромной победой для Германии, Франции и Украины, позволив поставить агрессора в некие правовые рамки, пусть и не имеющие силу официального договора. Современная трактовка международного права значительно расширила возможности для толкования документов с подписями лидеров государств. И если подписанты "Будапештского меморандума" теперь не видят в его положениях обязательности его реализации, то Минские соглашения рассматриваются всеми без исключения стейкхолдерами, как единственный существующий механизм установления мира на Донбассе. И это не потому, что Минские соглашения идеальны, а потому, что других нет.
Читайте также: Строительство Северного потока-2: подготовка к будущей войне?
Проблема с "Минском" в том, что договоренности не выполняются. Каждая из сторон настаивает на своей интерпретации. При этом в Германии все сильнее крепнет движение за сближение с Россией, как в экономическом плане, так и в политическом. На экспертном уровне представители государства – "локомотива Европы" уже не стесняясь говорят о том, что режим прекращения огня на линии разделения с ОРДЛО часто нарушается и с украинской стороны; Россия, конечно, не права, но и без нее никак; в условиях "трампизма" у Германии нет другого выходя, как побеспокоиться о своей и Европейской безопасности самостоятельно. К тому же позиции Германии и России совпадают и по Ирану, и по договору о РСМД, а "Северный поток-2" настолько выгоден, что полностью парализует волю федерального правительства. Предупреждения ведущих аналитиков о растущих диспропорциях в развитии "Севера" и "Юга", экономическом, демографическом и социальном дисбалансе между целыми группами государств, входящих в состав ЕС, полностью игнорируются.
Следует признать, что Путин строит политику по отношению к Германии системно, целенаправленно и последовательно. Присутствие на инаугурационной церемонии в Кремле только двух "западных" гостей – Герхарда Шредера и Матиаса Варнинга, огромные средства, направленные на российскую пропаганду в Германии, поездки членов Бундестага в Санкт-Петербург и Крым, визит Меркель в Сочи и Путина в Мезеберг и масса других явных и скрытых спецопераций дали свои результаты. Позиции "Альтернативы для Германии" крепнут, канцлера Меркель – слабеют, в прессе и политологических центрах ФРГ стали все чаще говорить о необходимости сближения с Россией. Стали новой нормой переговоры Путина и Меркель один-на один, без помощников, как и прием в Берлине таких одиозных персонажей, как начальник Генштаба РФ Герасимов. Разумеется, Ангела Меркель не может не понимать, что все эти шаги становятся для Москвы выходом из международной изоляции, в которой он пребывал практически три года, и что они не останутся незамеченными для Вашингтона, который не только обострил отношения с Германией и ЕС, но и выстраивает свою собственную линию поведения с Россией. Однако коммерческий интерес германского бизнеса взял вверх, а мысль о том, что "Россию нельзя загонять в угол" возобладала над здравым смыслом. Невольно напрашивается вопрос – когда и где Россия помогла Западу с решением хотя бы одной из насущных проблем? Откуда такая уверенность в том, что на этот раз Путин действительно заинтересован в прекращении потока беженцев в Европу? Главная цель Кремля – раскол ЕС и НАТО, формирование нового мирового порядка, который бы включал политические договоренности о "зонах влияния", своеобразной индульгенции на подавление любого инакомыслия и стремления к суверенитету там, где Россия того пожелает. Зачем же Путину помогать Западу с решением его проблем?
"Северный поток-2", строительство которого, похоже, становится неизбежным, является ярчайшим примером спецоперации Москвы против Европы, осуществляемой при свете дня. Возникновение на севере Европы гигантского хаба на 110 млрд. куб. м. газа приведет к перераспределению газовых и финансовых потоков по всей Европе, потере транзитных платежей для целого ряда стран, потребует изменения энергетической политики. Те, кто будут контролировать газовые потоки в Германии, получат значительный политический вес, и в случае приход к власти "правых", чего в нынешних европейских реалиях нельзя исключать, получат беспрецедентный инструмент воздействия как внутри Германии, так и далеко за ее пределами. Потеря функциональности украинской газотранспортной системой будет означать регулирование газового рынка в Европе исключительно по прихоти Москвы, которая без проблем сможет организовать "техногенную аварию" на маршруте "Северного потока" в случае крайней необходимости. Балансировать ситуацию будет нечем. В этом контексте даже как то странно напоминать и об неизбежном усилении военного присутствия России в северных морях, якобы, для охраны газопровода, как это уже произошло в Черном море, где бывшие буровые используются как станции радиослежения за акваторией вблизи границ Болгарии, Румынии и Украины. Любопытно, как к этому отнесутся в самой Германии и ее союзниках по НАТО? После запуска "Северного потока-2" Германия, и так зависящая на 40% от поставок российского газа, окончательно потеряет то, что должно бы составлять основу политики энергетической безопасности – возможность эффективно диверсифицировать рынок газа. Безусловно, отказ от ядерной энергетики и строгие обязательства по линии "зеленых" требуют замены энергоресурсов на "экологический чистый газ" (это утверждение, кстати, уже оспаривается специалистами: они указывают, что именно российский газ далеко не так "чист", как кажется), однако альтернативы практически не рассматриваются. В то время, как Франция, Польша и Литва уже построили LNG – терминалы, в Германии только задумываются об этом.
Польша, страны Балтии и Украина получили в борьбе против "Северного потока-2" сильного союзника – США. Президент Трамп неоднократно и в очень жестких терминах высказывал недоумение стремлением Германии покупать огромные объемы газа у страны, которая рассматривает НАТО в качестве основного врага, и от которой США призваны защищать Европу. При этом президент США, во всяком случае до недавнего времени, заявлял об отсутствии намерений вводить санкции против компаний, участвующих в строительстве "Северного потока-2", хотя и не исключал такой возможности в будущем.
Проблема в том, что в современной Европе Трамп мало у кого вызывает симпатии. Во многих важных европейских столицах протестуют против решения Вашингтона возобновить режим санкций против Ирана, выйти из Парижского соглашения и договора о РСМД, а также прямого давления увеличить затраты на оборону в рамках НАТО. Трампа подозревают в лоббировании интересов американских энергетических компаний на европейском рынке LNG, что естественно и трудно отрицать. Вот только "Северный поток-2" тут совершенно не при чем. Речь ведь идет не о новых, а уже поставляемых объемах газа, в то время, как американский сжиженный газ в перспективе может быть использован для диверсификации поставок, удовлетворения пиковых и дополнительных потребностей в природном газе. Тем более, что в мире практически сформирован глобальный рынок сжиженного газа, который позволяет осуществлять поставки в практически любую точку земного шара, и рынок ЕС далеко не единственный.
Читайте также: "Германия платит РФ за строительство "Северный поток-2", но при этом просит у нас защищать ее от Москвы", – Трамп
Опросы общественного мнения, проведенные в мае этого года в Германии показали, что только 14% респондентов доверяют США, в то время как России и Китаю – 36% и 43% соответственно. 82% не видят в США надежного партнера и считают, что именно Дональд Трамп, а не Владимир Путин является угрозой мировому порядку. Таким образом, традиционные немецкие сентименты по отношению к СССР, а потом – к России, кропотливо взращиваемые десятилетиями на деньги "Газпрома", привели-таки к печальному результату – при официальной позиции неприятия российской агрессии против Украины и содействия урегулированию на Донбассе, "Северный поток-2", скорее всего, будет построен. Остается надеяться, что Ангела Меркель все же продержится до конца своего срока во главе немецкого правительства. Она относится к тем немногим, кто точно знает, что Путин живет в своем собственном мире иллюзий, Европейский парламент после выборов следующего года вполне может значительно "поправеть", а "стабильный гений" продолжит испытывать мировой порядок на прочность. Возможно, она передаст эстафету лидерства Макрону, который настойчиво ищет пути "возглавить" Европу, возможно – будет искать достойного преемника в рядах нового поколения политиков Германии. Блеск и нищета современной realpolitik заключается в том, что выбор, увы, невелик.
Підписуйся на сторінки UAINFO у Facebook, Twitter і Telegram
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки