2 вещи, которые мешают нам быть счастливыми
Взгляд философа Артура Шопенгауэра, пропущенный через призму психологии.
Артур Шопенгауэр был одним из первых крупных западных мыслителей, привнёсших в свои работы элементы восточной философии. Обычно он приходил к довольно пессимистичным выводам, но в трактате "Афоризмы житейской мудрости" отклонился от негативного взгляда. Описывая то, что нужно для счастливой жизни в этом мире, Шопенгауэр указывает на одну из главных проблем нашего существования:
"Даже при поверхностном наблюдении нельзя не заметить двух врагов человеческого счастья: горя и скуки. Надо прибавить, что поскольку нам удаётся отдалиться от одного из них, постольку мы приближаемся к другому, и наоборот, так что вся наша жизнь протекает в более или менее частом колебании между этими двумя бедами.
Читайте также: Как следовать мечте, не соглашаясь на утешительный приз
Это обусловливается тем, что оба зла состоят в двойном антагонизме друг с другом: во внешнем, объективном и во внутреннем, субъективном. С внешней стороны нужда и лишения порождают горе, а изобилие и обеспеченность – скуку. Сообразно с этим низшие классы находятся в постоянной борьбе с нуждою, то есть с горем, а класс богатых, "приличных" людей – в непрерывной, часто поистине отчаянной борьбе со скукой".
Блогер Зэт Рана (Zat Rana) рассмотрел эти две причины несчастья с точки зрения психологии и поделился своими выводами.
Мы застряли между удовольствием и страданием
Традиционная психология и нейронауки предполагали, что у людей в ходе эволюции развились нейронные пути, отвечающие за выражение гнева и радости. И с тех пор они с рождения "встраиваются" в человеческий мозг. В подтверждение приводили доводы о том, что эмоции универсальны, их можно выявить при изучении человеческого тела. Причём они остаются одинаковыми в разных культурах и в разной среде.
Этот взгляд прочно укоренился. Большинство из нас наверняка согласится, что существуют такие конкретные явления, как гнев и радость, и что можно заметить их в окружающих в тот или иной момент. Однако есть другое мнение – теория конструирования эмоций.
Согласно ей, хотя мы и испытываем нечто, приблизительно определяемое как гнев, он не существует в том конкретном смысле, в каком мы привыкли о нём думать. Это сложная комбинация всех процессов, которые происходят в организме в определённый момент, чтобы помочь нам сориентироваться. И они постоянно меняются.
Мозг считывает информацию, поступающую от нашего тела и из окружающей среды, чтобы дать нам примерное представление о том, что нам делать. Так мы испытываем постоянно изменяющуюся действительность.
Всё остальное, особенно эмоции и сознание, существует лишь потому, что мы сами создаём языковые различия между ними. Гнев – это гнев, потому что мы коллективно называем его гневом.
Вернёмся к страданию и скуке. Страдание сигнализирует: что-то идёт не так, нужно что-то исправить. В той или иной форме оно продолжается, пока проблема не решится. Удовольствие – его противоположность, которое воспринимается как награда. Но когда вы получаете всё что хочется, это приводит к скуке. По сути, мы застряли между двумя этими явлениями. Избавившись от одного, мы приближаемся к другому.
Чтобы вырваться из замкнутого круга и быть счастливее, развивайте связь между сознанием и телом
Для решения проблемы Шопенгауэр предлагал оставить переживания о внешнем мире и погрузиться во внутренний мир мыслей. Но если теория конструирования эмоций верна, тогда мысли не станут спасением. Часто в случае скуки или страдания они только усугубляют недовольство. И вариант думать о чём-то другом, чтобы забыть о неприятном, не срабатывает.
Другое решение – развивать более целостную связь между сознанием и телом. То есть уделять столько же внимания ощущениям тела, сколько мы уделяем мыслям.
Наблюдая за ощущениями организма и не цепляясь за них, можно заметить постоянно меняющуюся природу испытываемых эмоциональных процессов.
Мало кто сознательно концентрируется на телесных ощущениях, замечая свои движения или зарождение чувств. Следящая за телесными ощущениями часть сознания настолько автоматизирована, что мы перестаём их замечать. Но если делать такое намеренно, это может стать целебным. Осознанный подход позволит заметить, что ваши ежедневные переживания – больше, чем то, что вы видите на поверхности.
Читайте также: Уютный внутренний камин: как не свихнуться этой зимой
Попробуйте обращать на это больше внимания. Но помните, что проблемы страдания и скуки нельзя разрешить, обращаясь только к чему-то одному: мыслям (субъективному, внутреннему) или телесным ощущениям (объективному, внешнему). Важна взаимосвязь между ними.
Выводы
Независимо от того, был ли Шопенгауэр прав во всём или нет, нельзя не уважать его смелые попытки увидеть реальность такой, какая она есть, а не довольствоваться необоснованным идеализмом. Вся его философия построена чётко и связно, и многое из неё понятно и применимо в современной жизни.
Опираясь на неё, можно сделать следующий вывод. Чтобы привести в равновесие переменчивые эмоциональные процессы, нужно развивать связь между сознанием и телом, учитывая оба звена. Обращая внимание на телесные ощущения и при этом не объясняя их мыслями, можно вывести на передний план чувства и ощущения, которые обычно остаются замаскированными.
Не забывайте, что сознание и тело работают сообща, их соединяет петля обратной связи. Перестаньте игнорировать эту связь.
Да, неудовольствия в любом случае будут возникать, но только от вас самих зависит, как на них реагировать.
Підписуйся на сторінки UAINFO у Facebook, Twitter і Telegram
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки