The Jamestown Foundation: Пессимистические перспективы России на 2019 год
В отличие от предыдущего года, в 2019-й Россия вошла без больших ожиданий с глубоким разочарованием в своем неустойчивом возрождении. В отличие от этого, 2018-й был наполнен предвкушением большого события – Чемпионата мира, а президентские выборы с заранее понятным результатом, породили надежду на повышение пенсий и социальных пособий. Но эти надежды превратились в разочарование и увеличение пенсионного возраста на пять лет.
Унылый прогноз на этот наступивший год усугубился плохим предзнаменованием – произошедшим в канун Нового года в Магнитогорске взрывом природного газа, в результате которого погибло 39 человек. Между тем, тлеющий конфликт с Украиной больше не вызывает никакой "патриотической" мобилизации, а завершение процесса получения автокефалии (самоуправления) для Украинской Православной Церкви и томос, подписанный Вселенским Патриархом Константинопольским в канун православного Рождества, стали печальной новостью для многих россиян.
Читайте также: На Дніпропетровщині перша парафія колишньої УПЦ МП приєдналася до Православної церкви України
Однако основное внимание российской общественности и ее беспокойство в настоящее время сосредоточены на внутренних проблемах. Около 57 процентов респондентов предвидят вероятный надвигающийся экономический кризис, тогда как не делают этого только 32 процента. Президент Владимир Путин по-прежнему настаивает на том, что страна добилась экономического "прорыва", но его распоряжения не могут изменить реальность стагнации.
В качестве иллюстрации можно привести тот факт, что Всемирный банк пересмотрел свой прогноз роста для России в сторону понижения до 1,5 процента; хотя даже это кажется чрезмерно оптимистичным. Инфляция получила толчок после ползучего увеличения налогов, а доходы домашних хозяйств продолжают сокращаться, опровергая псевдооптимистические официальные обещания. Одним из маркеров, который показывает особенно тревожный рост, является задолженность домохозяйств.
Как идеальное средство для объяснения причин экономических проблем России часто используются западные санкции. Правительство Соединенных Штатов изображается в качестве локомотива, двигающего санкции. Одним из самых горьких разочарований 2018 года стала неспособность развивать диалог на высоком уровне с США, особенно проявившаяся после июльского саммита в Хельсинки.
Кажущееся полное отсутствие интереса президента США Дональда Трампа к традиционно ключевым вопросам контроля над вооружениями не должно было удивить Путина; но решение Белого дома выйти из Договора о ядерных силах средней дальности все же застало его врасплох. Путин ответил еще большей бравадой и объявил, что испытание сверхзвукового оружия "Авангард", это лучший подарок для россиян. Общественный энтузиазм был скуден; тогда как опасения по поводу новых санкций получают широкое распространение.
Путин был также удивлен решением США вывести войска из Сирии. Вашингтон совершил отступление, которого Москва давно требовала, но никогда не ожидала увидеть. Одним из непосредственных последствий стал всплеск напряженности, связанной с непростым партнерством России с Турцией. Москва также должна понять для себя, как справиться с дорогостоящими последствиями решения предоставить поддержку режиму Башара Асада и Ирану, при том, что отдача от этих плохих инвестиций ни в коем случае не гарантируется.
Более широкая геополитическая игра с США всегда была основным двигателем российской политики в Сирии, и теперь Москва остается один на один с местными раздорами, невыгодными обязательствами и высокими рисками.
На обширном восточном фланге картина такова: партнерство России с Китаем является ключевой задачей для Кремля, но оно развивается не особенно хорошо. Застой в российской экономике делает Пекин осторожным, можно говорить даже о презрительным по отношению к совместным предприятиям с его стороны.
Недавно Китай отменил планы сделать рубль официальным инструментом взаимных финансовых трансфертов. Москва с тревогой следит за переменчивым ходом торговой войны между США и Китаем и не находит вариантов, которые могли бы отвечать ее интересам. Отголоски этого конфликта усугубляют замедление экономики Китая, что, в свою очередь, угрожает ухудшить экономику России от стагнации до полномасштабной рецессии.
Читайте также: Знаете, почему острова могут отдать Японии? Кремлевским требуется новый источник бабла
Между тем перемирие между Вашингтоном и Пекином подрывает ценность России как ключевого партнера для Китая. Действительно, Пекин не видит причин вовлекать Москву в сложную интригу вокруг сомнительной денуклеаризации Северной Кореи. Вместо этого Китай тщательно подготавливает следующую встречу Трампа и Ким Чен Ына.
Вопрос, который внезапно приобрел сенсационный характер во время сезонного политического перерыва в России, является, по-видимому, возможным разрешением давно зашедшего в тупик территориального спора с Японией по поводу Южно-Курильских.
Именно премьер-министр Японии Синдзо Абэ дал ряд сигналов о возможном решении уже в 2018 году после встречи с Путиным на саммите G20 в Буэнос-Айресе в декабре прошлого года. У Кремля, безусловно, есть разумное политические причины для того, чтобы совершить прорыв в отношениях с Японией, это возможность снизить растущую зависимость России от Китая и обойти режим западных санкций.
Однако гнев основного путинского «патриотического» электората достиг такого истерического максимума, что риски, связанные с любым компромиссом, стали непомерно высокими. Российский МИД объявил, что Япония "грубо исказила суть соглашений" между Путиным и Абэ, но не отменил визит министра иностранных дел Японии Таро Кёно, который посетил Москву в прошлую субботу, 12 января. Москва, очевидно, хочет продолжать переговоры об островах, ожидая, что обещания возможной сделки могут принести ощутимые дивиденды и что Вашингтон обратит внимание на эту часть большой геополитической картины в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Отсутствие политической воли для выхода из этого тупика пересекается с отсутствием решения по управлению дорогостоящей сирийской интервенцией и с очевидным отсутствием каких-либо хороших вариантов для выхода из тупика в важном конфликте с Украиной. Безнадежно запутавшись во всем этом, Россия погрузилась в политическую неопределенность, где ее внешнеполитический выбор сводится к символической отправке двух стратегических бомбардировщиков для совершения полета в Венесуэлу. Это затруднительное положение может показаться менее серьезным по сравнению с кризисом американского правительства или неразберихой в Великобритании в связи с Брекситом.
Русская пропаганда наверняка эксплуатирует эту тему с максимальным уровнем шума. Тем не менее, население самой России по-прежнему разочаровано отсутствием позитивных внутренних перспектив после четырех лет падения доходов. Для элиты пять оставшихся лет президентства Путина означают только более неожиданные перестановки, грязную борьбу и западные расследования происхождения их выведенных состояний. Путин может быть доволен такой вялотекущей дегенерацией, но у него также растет склонность к паническим атакам и чрезмерной реакции на внезапные вызовы.
Підписуйся на сторінки UAINFO у Facebook, Twitter і Telegram
Оригинал на The Jamestown Foundation
Перевод – Андрей САБАДЫР, специально для UAINFO
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки