MENU

Какова связь между доверием инвесторов и ценой на приватизируемые предприятия

1904 0

С первых дней наступившего 2019 года резко активизировался Фонд госимущества Украины. Да, "лирика" закончилась, начались напряженные трудовые будни, о чем 10 января поспешил сообщить глава ФГИ Виталий Трубаров: "Договорились с постоянным представителем МВФ Йостой Люнгманом совместными усилиями решить проблемы, которые блокируют процесс большой приватизации…Четкое требование МВФ – начать в 2019 году продажи компаний из перечня большой приватизации". И чиновники тут же взяли под козырек, незамедлительно бросились выполнять распоряжение постоянного представителя МВФ в Украине.

Уже 16 января перечень объектов большой приватизации был утвержден, Кабинет министров принял соответствующее решение и на продажу будут выставлены ОАО "Тернопольоблэнерго", ПАО "Центрэнерго", ПАО "Запорожьеоблэнерго", акционерная компания "Харьковоблэнерго",  АО "Николаевоблэнерго",  ПАО "Хмельницкоблэнерго", Объединенная горно-химическая компания, Угольная компания "Краснолиманская", ПАО  "Азовмаш", Государственное предприятие "Завод "Электротяжмаш"", ПАО "Сумыхимпром", ПАО "Одесский припортовый завод", ОАО "Ориана", ЧАО "Президент-Отель", Государственное публичное акционерное общество "Национальная акционерная компания "Украгролизинг", фармацевтическая компания "Индар".

Но что будет с украинской экономикой хотя бы через год, никто на Грушевского не представляет, хотя именно поэтому крупные чиновники уже поняли, что "лишняя" госсобственность – это проблема. В связи с этим вспоминаются известные две фразы Кахи Бендукидзе: "Можно продать все, кроме совести" и "В государственной собственности может находиться только большая королевская печать".

Читайте також: Новая волна большой приватизации под руководством МВФ перестает казаться абсурдом

Но мы-то хорошо знаем, что ни одному составу правительства Украины не удалось справедливо приватизировать госсобственность. Зато сейчас от наших политиков демагогии – как грязи. Правда, ни от одного мы не услышали хотя бы одного эффективного и проверенного способа восстановления экономики страны.

А что это за способы? Во-первых, стабильная гривна. Во-вторых, проектное финансирование. В-третьих, создание современной законодательной базы для рынков капитала и развитие внутреннего рынка совместного инвестирования (это длинные деньги для проведения реформ). В-четвертых, усовершенствование системы подбора кадров. В-пятых, справедливое проведение приватизации для привлечения стратегических инвесторов и эффективных собственников в экономику Украины.

Что еще надо делать? Профессионально говорить с инвесторами, объяснять им, каковы новые правила продажи объектов приватизации и как мы будем впредь улучшать условия бизнеса для них, причем не на словах, а конкретно, по пунктам. И эти меры должны вызывать доверие как у внутренних, так и у иностранных инвесторов.

Но что сейчас важнее: работать больше или умнее? Для рулевых на Банковой и Грушевского я бы рекомендовал умнее, однако можно и больше. Это уже решать Петру Порошенко, Владимиру Гройсману и руководству Фонда госимущества с соответствующими министерствами. Правда, хочется верить, что теперь они понимают, что выжить Украине можно, если все-таки начнем опережать своих противников и конкурентов более качественными и эффективными решениями, так как на халтуре и коррупции уже не выкарабкаемся из этого экономического кризиса.

Например, практика предыдущих лет сотрудничества с КНР продемонстрировала неспособность Украины освоить предоставленные ей Банком развития Китая 3,6 млрд долл. на развитие украинской энергетики, а теперь по бросовым ценам пытаемся продать практически все облэнерго. В итоге тогда через 5 лет деньги были отозваны китайской стороной из-за непредставления Украиной согласованных проектов. Хотя снова с 2019 года для получения новых 7 млрд долл. наш Кабмин должен обосновать КНР, что мы можем определиться со стратегически важными проектами и реализовать их.

Кстати, участие китайских инвесторов в покупке объектов приватизации является производным от состояния развития двусторонних торгово-экономических и политических отношений. Оно будет иметь смысл в случае заметного роста торгового объема между странами, а для этого Украине необходимо заявить о готовности начать переговоры с КНР о зоне свободной торговли (дать сигнал к началу широкомасштабного сотрудничества). И при этом Китай, несмотря на разницу экономических потенциалов двух стран, готов идти на асимметричную ЗСТ в пользу Украины.

Читайте також: Приватизация-2019. Почему в Украине не продаются "Турбоатом" и ТЭЦ

Задумайтесь, более 200 млрд долл. китайских инвестиций в Африку, около 180 млрд долл. – в Латинскую и Северную Америку, а также десятки миллиардов долл. – в Европу, Австралию, Юго-Восточную Азию и так далее. А Украины нигде нет, хотя для всего мира Китай – очень привлекательный потенциальный инвестор, который не выдвигает Украине политических требований, а наоборот, предлагает инвестировать в реальный сектор экономики, включая приватизируемые предприятия, для создания производств на нашей территории. КНР также готова предоставлять льготные кредиты на развитие украинской инфраструктуры (агро, энергетической, транспортной, морских портов, аэропортов, дорог) и в сельское хозяйство (растениеводство, переработка, складирование, логистика), энергетику (атомная, электроэнергетика, возобновляемая), сектор высоких технологий.

Так не пора ли наши деловые отношения с зарубежными партнерами и инвесторами, особенно в процессе приватизации крупных объектов, взвешивать не на весах "хороший – нехороший", а на весах "выгодно – невыгодно". Может быть, тогда и рядовые украинцы в своей стране стали бы жить гораздо лучше и сытней. Словом, в 2019 году нашему правительству и законодателям в ходе проведения масштабной большой приватизации надо переходить от политики снижения инвестиций к политике форсированных инвестиций. Иначе – крах экономики, уж точно скатимся на дно. 

Но чтобы перейти к политике форсированных инвестиций, необходимо снизить высокий уровень инфляции, мощное налоговое давление на украинский бизнес и 18-процентную учетную ставку НБУ. И этого нельзя поручать Владимиру Гройсману и Андрею Парубию, они просто не способны это сделать по определению. Это мы уже хорошо знаем. А ведь даже начав все это выполнять, мы могли бы разово от 7 до 10 млрд долл. в виде инвестиций получить от китайских инвесторов. Однако до сих пор мы почему-то не создали с КНР зону свободной торговли, а значит, совершенно не инвестируем, как, например, Белоруссия и Казахстан, в национальную инфраструктуру.

Для Украины с ее уникальным геополитическим положением это особенно важно. Все это надо рассматривать в комплексе: транспортную инфраструктуру и энергетическую инфраструктуру, инфраструктуру образования и инфраструктуру национальной культуры, в том числе инвестиции в публичную инфраструктуру, а именно в ЖКХ и в здравоохранение, которые, по сути, являются поощряемыми и защищаемыми статьями государства. А пока, справедливости ради, от нашей нищей страны ни Западу, ни Китаю брать фактически нечего. К тому же Кабмин Гройсмана пополняет закрома только за счет кредитов МВФ, чтобы Украина не рухнула в финансовую пропасть. Да, пока у нашей страны очень плохой инвестиционный имидж, с огромными проблемами и слишком дешево продаются отдельные объекты большой приватизации. И снова актуален принцип древних: смотри, кому это выгодно.

Підписуйся на сторінки UAINFO у FacebookTwitter і Telegram

Александр ГОНЧАРОВ


Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter

Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки

Інші новини по темі

Правила коментування ! »  
Комментарии для сайта Cackle

Новини