Наша книжная культура испорчена жаждой солидности
Вот это очень характерно! Запостил рекомендацию книжки Латыниной про Иисуса. И специально подчеркнул: в ней меня заинтересовала прежде всего выписанная Латыниной история использования "священных" текстов как пропаганды. Что я получил в итоге? Комментаторов, которые считают, что Латынина – мрачная идиотка с "Эха Москвы", которую уже поэтому читать не стоит.
Некоторые пошли дальше – и привели критику труда Латыниной от академического сообщества. Которая сводится, в общем, к тому, что Латынина написала не многотомник по всем академическим правилам, а популярную книжку в защиту своей, как она сама указывает, весьма наглой гипотезы об Иисусе. То есть люди
1) не читали книжку сами, и поэтому не в состоянии оценить ту её часть, которую я отметил (историю использования "священных" текстов как пропаганды)
2) критикуют популярное издание так, как будто про Иисуса/религию должно писать только по академическим правилам и не рыпаться в популярные форматы.
О чём это говорит? На самом деле, о плохом. Наша книжная культура испорчена жаждой солидности. Если кто-то реально знающий или хотя бы не желающий приврать берётся писать у нас книгу о политике, религии, о чём-то околоюридическом, философском, то сразу уходит в солидность формата, в академизм.
Читайте также: От Остин до Толстого: Independent назвал 40 книг, которые нужно прочитать каждому
Написать популярную спорную книжку, которая изначально строится на некоторой наглости, а не солидности в той или иной форме, – у нас всё ещё опасное новшество. Хотя, например, книжные культуры западных стран уже лет 60 в основном на этом и зарабатывали.
У нас есть пока что единицы авторов, которые транслируют сложные вещи в популярном формате. В области истории, например, таких книг у нас всё больше, это и логично, но все они – не скандальные по-настоящему, а значит, не могут стать и по-настоящему популярными и спровоцировать большую дискуссию, то есть желание новых людей узнавать больше по теме.
Кое-что появляется в области философии и самой литературы (например, Вера Агеева большой молодец, хотя и она предлагает "страшное" – уйти от канона, например). Есть из чего выбрать в области политики, хотя это и в разы меньше, чем в Польше или России. А вот в области религии или юриспруденции – популярных форматов у нас почти нет. Вот кто что видел? Только переводы авторов из других стран.
Читайте также: Кому заважає сучасна література? П’ять заборонених книжок
Ну, вышла вот "Риштування Церкви" Кирилла Говоруна, но это всё-таки часть солидного подхода. И страшно представить, что начнётся, если у нас кто-то осмелится сделать по этим темам реально популярный формат и ещё с какой-нибудь наглой, несолидной гипотезой, которая сможет привлечь массовую аудиторию, так что понадобятся дополнительные тиражи. Просто забьют многотомниками. Это всё заканчивается атрофией дискуссий в стране и отставанием национальной культуры. Пфф!
Підписуйся на сторінки UAINFO у Facebook, Twitter і Telegram
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки