MENU

Турция и США: интрига вокруг F-35 закручивается штопором

1970 0

Трамп и Эрдоган

Выступая перед руководителями региональных отделений правящей партии, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что решение США исключить Анкару из программы F-35 не помешает ей удовлетворить свои потребности в истребителе пятого поколения. Об этом пишет Haqqin.

«Вы не даете нам F-35? Хорошо, тогда извините нас, но мы должны будем принять меры и по этому вопросу - обратимся в другое место», – разъяснил турецкий президент текущий момент. Тонко намекнув при этом на одно обстоятельство: «Даже если мы не получим F-35, мы покупаем 100 современных самолетов Boeing, соглашение подписано ... мы осуществляем платежи, мы хорошие клиенты. Но, если так будет продолжаться, нам придется пересмотреть это (соглашение)».

Словом, еще далека от завершения интрига вокруг С-400, а уже закручивается штопором новая, вокруг F-35. Именно закручивается, поскольку окончательная точка в исключении Анкары из этой программы еще не поставлена.

Причем обе эти интриги тесно переплетены. Настолько, что уже не совсем понятно, где заканчивается одна и начинается другая. Президенты двух стран – Турции и США – сейчас активно пытаются развязать этот узел, но у каждого из них есть свои ограничения, «красные линии», заступать за  которые и Трампу, и Эрдогану не рекомендуется – слишком уж чревато негативными эффектами. Причем американский президент более ограничен в маневре, чем его турецкий коллега, у того хоть нет такой, как у нынешнего хозяина Белого дома, внутренней оппозиции. Да и антиамериканскому лобби в Турции по своим возможностям и влиянию далеко до антитурецкого лобби в США.

Первый компромисс в этой двойной интриге, по всей видимости, найден. Факт приобретения Анкарой С-400 требует от Вашингтона применения так называемого закона CAATSA, что означает введение против Турции санкций. Однако, как заявила 25 июля пресс-секретарь Госдепартамента Морган Ортагус, в этом законе не прописан график его применения. То есть санкции могут последовать и через день, а могут и вообще быть введены через год, тут уж на усмотрение Белого дома и Конгресса.

Читайте также: : Конфликт вокруг С-400: выйдет ли Турция из НАТО?

В тот же день ее босс, глава американской дипломатии Майк Помпео четко объяснил, что если комплекс С-400 не будет активирован, то есть – не поставлен на боевое дежурство, то и санкций не последует. Кстати, эту позицию разделяют и влиятельные сенаторы и конгрессмены, среди которых «бизон» внешней политики США Линдси Грэм, один из самых активных сторонников скорейшего урегулирования американо-турецких противоречий.

Но и сама Анкара совсем не против такого варианта, иначе трудно объяснить заявления о том, что «активация С-400» произойдет не раньше апреля 2020 года. С точки зрения специалистов, это слишком длительный срок, все можно сделать быстрее, но здесь мы имеем дело с той ситуацией, когда технические регламенты уступают политическим расчетам. Проще говоря – включается известный принцип «или шах помрет, или ишак сдохнет», до апреля внутриполитическая ситуация в США может поменяться несколько раз, не исключено, что в выгоде для Турции.

С F-35 ситуация пока сложнее. Вашингтон заявляет, что участие Анкары в этой программе не закрыто, а пока лишь «приостановлено». Уже сейчас ясно, что неучастие Турции приведет к удорожанию конечной стоимости каждого самолета на 7-10 миллионов долларов. А смена турецких Alp Aviation, AYESAS, Kale Aero, Kale PrattWhitney и Turkish Aerospace (TUSAS) на новых поставщиков обойдется примерно в полмиллиарда долларов – выхода из ситуации пока не видно и взаимоприемлемые компромиссные варианты ни одна из сторон предложить не может.

Упоминание о контракте с Boeing’ом – а ведь есть еще и соглашения с Airbus и Sikorsky – это попытка турецкого президента в очередной раз донести до Вашингтона нехитрую мысль о том, что Анкара важна Америке не только как региональный союзник в военно-политических вопросах, но и как надежный и с большими перспективами бизнес-партнер. Мысль, замечу, очевидная для турецкой стороны и американских производителей – но отчасти отторгаемая, а отчасти - встречаемая в штыки частью американского истеблишмента. Не без «добрых нашептываний» со стороны, разумеется.

Читайте также: The Times: Запад не может позволить себе потерять Турцию

Что же касается слов Эрдогана о «другом месте», куда Турция может обратиться за удовлетворением своих естественных потребностей в истребителе пятого поколения, то здесь не все для Анкары так просто.

Лежащий на поверхности вариант приобретения у России Су-57-х или, как временное решение, Су-35-х – не выход, что военно-политическое руководство Турции прекрасно понимает, хотя и не говорит об этом прямо.

Су-57 – машина еще достаточно «сырая», проблемы с двигателем второго этапа, много вопросов к обеспечению малозаметности истребителя, а также к качеству его авионики. Когда и как эти вопросы будут сняты - совершенно непонятно, а пока единственное его преимущество перед F-35 - маневренность. Тем же индусам этого показалось недостаточно и они вышли из данного проекта.

При всем уважении к Су-35 и его характеристикам – эта машина относится к четвертому поколению («4+», как любят напоминать в России). По своим боевым качествам она как минимум, мягко говоря, не уступает американским аналогам F-15 и F-16, но этого достаточно только для сегодняшнего дня. А завтра?

Варианты с участием Турции в программе Eurofighter или китайской J-31 – тоже весьма маловероятны по целому ряду причин. Так что – все возвращается к интриге вокруг F-35 – и к поиску взаимоприемлемого компромисса для ее разрешения. К чему будут стремиться и Анкара, и Вашингтон, чтобы не говорили политики второго эшелона двух стран.

Підписуйся на сторінки UAINFO у FacebookTwitter і Telegram

Haqqin


Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter

Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки

Інші новини по темі

Правила коментування ! »  
Комментарии для сайта Cackle

Новини