MENU

Как Русская православная церковь отрицает украинскую автокефалию

2329 2

После пяти лет ползучей гибридной войны России против Украины в конце 2018 года их многоуровневый политический, экономический, гражданский, военный и культурный конфликт достиг и сферы религии. Радикальная перестройка отношений между российской и украинской христианскими общинами показала себя в начале 2019 года, когда Украина получила так называемый «томос» (дословно: «маленькая книга»).

По мнению Києва, этот документ сделал Украинскую православную церковь канонически независимой от Москвы. Томос был выдан Константинопольским Вселенским Патриархатом в Стамбуле, бывшей столице Византийской империи, то есть восточнохристианской церковью, которая занимает отдельное почетное место в мире православия. 

Как это произошло? Как на украинский томос отреагировали высшие иерархи и священники Русской православной церкви (РПЦ)? Какие аргументы использовала РПЦ для отрицания права Православной церкви Украины (ПЦУ) на независимость от Москвы? 

Как Киев и Константинополь оскорбили Москву

Прибытие в январе этого года из Константинополя в Киев официального документа, которым ПЦУ предоставлялась автокефалия, было не только следствием российско-украинской войны. Сторонники религиозной автономии Киева также выиграли от относительно несвязанного с ними усиления давних трений между Константинополем и Московским патриархатом, которые сейчас являются двумя главными центрами православия в мире. Конфликт между ними тянулся еще с 2016 года, когда Москва отказалась принять участие в важном съезде иерархов Восточного христианства на Крите, который планировался очень долго и организацией которого занимался Константинополь.

Петр Порошенко, президент Украины в 2014-2019 годах, вместе с неканонической, или непризнанной, Украинской православной церковью Киевского патриархата и Украинской автокефальной православной церковью решительно воспользовались сменой настроений в Стамбуле, ставшей следствием этой ситуации. Несмотря на то, что предыдущие две попытки были неудачными, в конце 2018 — в начале 2019 им удалось быстро создать единую национальную ПЦУ и добиться ее официального признания Вселенским Патриархатом. Ранее этой цели безуспешно пытались достичь предыдущие украинские лидеры, прежде всего Виктор Ющенко, президент Украины в 2005-2010 годах. В начале 2019 года большая делегация из Киева отправилась в Стамбул, где Святой Синод Вселенского Патриархата единогласно и официально одобрил принятое ранее решение предоставить новообразованной и объединенной ПЦУ полную автокефалию.

Конечно, несколько месяцев спустя эффект от объединения и получения автономии ПЦУ был испорчен жестким конфликтом между уважаемым патриархом новой Церкви и бывшим религиозным иерархом Филаретом и новым митрополитом Киевским и всей Украины Епифанием. Однако получение автокефалии вызвало радость многих украинцев, даже тех, кто не связывал себя с ПЦУ, христианством или другими религиями. С другой стороны, независимость ПЦУ от Москвы вызвала недовольство и даже гнев многих иерархов РПЦ.

Читайте также: Портников: Украина потеряна Россией безвозвратно – как страна, нация и цивилизация

Руководство РПЦ признает как легитимную в Украине только свою киевскую ветвь, так называемую «Украинскую православную церковь Московского патриархата» (УПЦ МП). 

Поэтому накануне получения ПЦУ автокефалии РПЦ настаивала, что пока об автокефалии не просила УПЦ (МП), томос в Киеве предоставлять некому. Более того, Москва утверждает, что Константинополь не имеет права давать автокефалию на «канонической територии» РПЦ, к которой, по мнению Московского патриархата, принадлежит и Украина. По мнению руководства РПЦ, единственной канонической местной Православной церковью в Украине была, есть и может быть только украинская ветвь русской восточнохристианской общины под предводительством Москвы. 

Как Москва отреагировала на вызов Константинополя

Пользуясь этой церковной логикой, Москва обвинила Константинополь в разжигании конфликта внутри украинской православной общины. Иларион Алфеев, председатель Отдела внешних церковных связей РПЦ, вопрошал: «Кому, собственно, намеревается Константинополь предоставить автокефалию? …каноническая Церковь ее не просит, а даровать ее раскольникам — это значит легитимизировать раскол».

РПЦ создала отдельную веб-страницу «В защиту единства Русской православной церкви» (edinstvo.patriarchia.ru), где Московский патриархат публикует различные более-менее официальные материалы относительно позиции Церкви по поводу борьбы ПЦУ за каноническую независимость. Например, священник РПЦ Георгий Максимов утверждал, что украинцы сами не хотят собственной православной церкви – якобы этот проект поддерживают только религиозные и политические махинаторы. Максимов отметил, что «наверное, впервые в истории мы видим насильственное «предоставление автокефалии», что уже о многом заставляет задуматься».

РПЦ называет предоставление ПЦУ независимости просто инструментом, использованным для внутренних политических распрей в Украине. По словам Максимова: «Ведь «получение томоса» — один из главных пунктов предвыборной программы действующего украинского президента [Петра Порошенко] , желающего переизбраться на второй срок этой весной». Это действительно было частью более широкой общественной кампании в Украине, что в комплекте с эффективным общением Киева со Вселенским Патриархатом привело к официальному признанию Константинополем новообразованной ПЦУ. Однако киевские православные иерархи совершали попытки получить независимость от Московского патриархата еще даже во времена недолговечной Украинской Народной Республики в 1918 (если не ранее). 

Сотню лет спустя представители РПЦ обвинили Вселенский Патриархат в том, что своей поддержкой канонической независимости Киева он якобы провоцирует подавление верующих украинским государством. Вышеупомянутый Максимов объявил, что « Патриарх Варфоломей [I Константинопольский] как будто не замечает, что его действия запустили маховик государственных гонений на каноническую Церковь Украины». На самом деле Киев не ограничивает деятельность УПЦ (МП) в Украине. Украинский парламент всего-навсего решил в декабре 2018 года, что УПЦ (МП) должна изменить свое название таким образом, чтобы отражать принадлежность к иностранной национальной церкви.

Очередной аргумент РПЦ против украинской религиозной автономии — это тревога о нарушениях прав человека в Украине; также она обвиняет западные организации в наличии двойных стандартов. Уже упомянутый Иларион Алфеев из Отдела внешних церковных связей РПЦ аргументировал, что «…волна гонений на Украинскую православную церковь [Московского патриархата] не заканчивается. А правозащитные организации на Западе стараются игнорировать имеющуюся проблему не потому, что о ней не знают, а потому, что нынешняя западная политическая конъюнктура не предполагает того, что антигероем может быть Украина. Антигероем сегодня на Западе может быть только Россия».

Как Московский патриархат повторяет за Кремлем

В обоих этих аргументах Московский патриархат повторяет сценарии дезинформации и клеветы, характерные для внешнего дискурса Кремля. Как в религиозном, так и не в религиозном плане постмайданная Украина подается как страна-агрессор, которую поддерживает предательский Запад. Россию же и ее агентов влияния наоборот изображают жертвами необоснованных обвинений и жестоких репрессий.

Неудивительно, что РПЦ, комментируя украинскую автокефалию, прибегает к традиционному российскому антиамериканизму. Например, патриарх Кирилл отметил, что «А конкретная политическая цель очень хорошо сформулирована, в том числе полномочными представителями Соединенных Штатов, которые работают на Украине, да и самими представителями украинской власти: нужно разорвать последнюю связь, объединяющую наши народы [россиян и украинцев] , и этой связью является связь духовная.».

Этот аргумент соответствует общему дискурсу РПЦ в плане изображения западных прав человека профанацией. Кирилл продолжает: «Ну, а мы должны делать выводы, в том числе из сказок, которые [Запад] нам пытались навязать в течение долгих-долгих лет, о главенстве права, о правах человека, о религиозной свободе и обо всем, что еще недавно считалось фундаментальной ценностью формирования современного государства и человеческих отношений в современном обществе».

Московский патриархат играет жестко

Еще одним способом для РПЦ противостоять украинской независимости было постоянное подчеркивание отсутствия в начале поддержки украинской автокефалии большинством других православных церквей мира. Москва пытается показать, что словно высказывает «мнение снизу» и позицию большинства православных христиан. Митрополит Волоколамский Иларион в начале 2019 года триумфально объявил: «На сегодня ни одна Поместная Церковь не признала то беззаконие, которое совершил Константинополь [Вселенский Патриархат] ». Тем не менее, ограниченная сейчас международная поддержка украинской религиозной автономии — феномен, в значительной мере связанный с влиянием самой РПЦ.

То, что Константинопольский Вселенский патриархат уже в октябре 2018 года снял анафему с Филарета, Патриарха Украинской православной церкви Киевского патриархата, и с митрополита Макария, митрополита Украинской автокефальной православной церкви, принимая решение о предоставлении независимости ПЦУ, также разозлило Московский патриархат. В результате РПЦ даже решилась разорватьевхаристическое общение с Константинопольским патриархатом. Протодиакон Константин Маркович из Петербургской богословской академии объявил, что «. Сам Патриарх Варфоломей [I Константинопольского] и его Синод, следуя логике канонов, повинны отлучению и анафеме».

РПЦ воспринимает действия Константинопольского Вселенского Патриархата как произвол и как противоречащие канонам православия. Максимов говорит: «Православные разных стран с недоумением и ужасом наблюдают, как предстоятель уважаемой Церкви вдруг объявляет своей канонической территорией то, что более 300 лет признавалось всеми без исключения частью другой Поместной Церкви, а тех, кого все Православные Церкви единодушно признавали раскольниками, объявляет частью канонической Церкви, грозя в то же время объявить раскольниками тех, с кем в евхаристическом единстве пребывают все Поместные Церкви»По мнению руководства РПЦ, Константинопольский Вселенский патриархат должен был проявить уважение к канонической территории Московского патриархата. Протодиакон Маркович, цитата которого приведена выше, говорит: «Если бы Патриарх Варфоломей действительно желал способствовать исцелению схизмы в Украине, он мог бы взять на себя функцию миротворца, посредника между сторонами конфликта и употребить все свое немалое влияние и авторитет, которые принадлежат ему в силу сана первенствующего первоиерарха Вселенской Церкви, на то, чтобы состоялся плодотворный диалог между иерархией канонической Украинской Церкви и схизматиками, который бы увенчался примирением и воссоединением раскольников с канонической Церковью [то есть УПЦ (МП)]».

Этот аргумент похож на обвинение, которое РПЦ уже озвучивала несколько лет назад, а именно — Предстоятель Константинопольского патриархата действует так, словно является представителем высшей Церкви. Священник Михаил Уланов говорит: «Потому и современные претензии Константинополя — не просто манипуляции в области церковной политики или борьба за сферы влияния с Москвой. Это попытка пересмотреть православную экклезиологию».

РПЦ между религией и политикой

Резкий тон этих и многих других заявлений РПЦ демонстрирует фундаментальную дилемму Московского патриархата. РПЦ как государственная церковь страны, принимающая участие во все более агрессивных региональных и геополитических битвах за влияние, стала заложником амбициозных и экспансионистских настроений и взглядов российской политической элиты. Как в ссоре с Константинополем, так и в конфронтации с Киевом Московский патриархат, копируя подход Кремля к международным организациям и украинскому государству пользуется устаревшими силовыми сценариями с позиции сверхдержавы. 

При выборе позиции относительно российско-украинского конфликта, РПЦ следовало вместо этого придерживаться общехристианских и общеправославных принципов. Московский патриархат мог выступить в защиту государственной территории украинской братии с критикой гибридной войны Кремля против Киева. Словно мирная сила, поддерживающая восточнославянское единство, он должен был осудить официальную аннексию Россией Крыма и неофициальную оккупацию Восточного Донбасса.

Однако РПЦ, которая де-факто является ветвью российской власти, пошла за Путиным в тщетной попытке переосмысления российской геополитики или даже мировой политики в первой половине XXI века. Реакция Константинополя и Киева на агрессивное поведение Кремля и РПЦ в политических и религиозных вопросах была предсказуемой. Фактически, как только Московский патриархат избрал свой путь, такая реакция стала неизбежной. Как показали приведенные выше цитаты, недавняя политическая, дипломатическая, экономическая и культурная изоляция России может усилиться из-за постепенного отделения ее религиозной жизни от славянского и других миров.

Читайте также: Зеленский после встречи с Варфоломеем: Власть не должна вмешиваться в церковные дела, но я буду защищать независимость церкви

Эта статья — результат проекта в рамках учебной программы Центра изучения демократии 2018-2019 гг. Немецко-польско-украинского общества и Европейского центра молодежной политики в Киеве при поддержке Министерства иностранных дел Федеральной Республики Германия. Леонид Люкс (Католический университет, Айхштетт-Ингольштадт, Бавария), Регина Элснер (Центр восточноевропейских и международных исследований, Берлин) и Джордж Сорока (Гарвардский университет, Кембридж, Массачусетс) добавили полезные комментарии к черновику этой статьи. Однако ни один из них не может нести ответственность за ошибки или неправильные толкования, которые этот текст еще может содержать.

VoxUkraine — унікальний контент, який варто читати. Підписуйтесь на нашу e-mail розсилку, читайте нас в Facebook і Twitter, дивіться актуальні відео на YouTube.

Ми віримо, що слова мають силу, а ідеї – визначний вплив. VoxUkraine об’єднує найкращих економістів та допомагає їм доносити ідеї до десятків тисяч співвітчизників. Контент VoxUkraine безкоштовний (і завжди буде безкоштовним), ми не продаємо рекламу та не займаємось лобізмом. Щоб проводити більше досліджень, створювати нові впливові проекти та публікувати багато якісних статей, нам потрібні розумні люди і гроші. Люди є! Підтримай VoxUkraine. Разом ми зробимо більше!

Підписуйся на сторінки UAINFO у FacebookTwitter і YouTube

Кристина БОРОВКОВА, Андреас УМЛАНД


Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter

Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки

Інші новини по темі

Правила коментування ! »  
Комментарии для сайта Cackle

Новини