Одесская трагедия: как предотвратить катастрофы
Жуткий пожар в Одессе в доме Асвадурова (угол Троицкой и Пушкинской) стал общенациональной трагедией. Ему даже посвящен специальный Указ Президента Зеленского. Однако, если бы дело было только в этой трагедии!.. Всё гораздо хуже.
"Очередной" пожар в Одессе
За последние два года – это четвертый большой резонансный пожар. И речь идет уже не об отдельной трагедии, а о целой череде трагических событий, которые требуют жесточайшего анализа. Но, увы, этого нет до сих пор, и возникает ощущение, что и не будет в дальнейшем.
Общественные активисты публично требуют немедленного снятия главы МЧС Одесской области генерала Федорчака. Честно говоря, трудно с этим не согласиться, учитывая то, как тушились все эти пожары, и другие аспекты деятельности этого начальника пожарной службы. Но возникает странный вопрос: почему во главе службы по тушению пожаров регулярно оказываются некомпетентные воры, использующие служебное положение для монопольного бизнеса? Что за странный «естественный» отбор самых подлых и ничтожных людей на такую ответственную должность?
Можно долго перечислять и то, как тушили эти жуткие пожары, и то, как искали виноватых, и то, как судили виноватых, если находили. И то, насколько назначенные «виноватыми», были таковыми. Однако за всеми этими трагедиями, за всей кровью, за всеми сожженными телами и задохнувшимися душами стоит чудовищная проблема, о которой никто говорить не хочет.
Мероприятия по предотвращению пожарной опасности в СССР
Главная причина этих трагедий не только воровство и бесхозяйственность, не только преступления, глупость и непрофессионализм. Поголовный. Главная причина этой трагедии – постсоветское наследие Украины.
Очень часто люди не хотят видеть того очевидного для профессионалов факта, что мы живем пока не в независимой Украине, а в постсоветской УССР. И именно этот факт является главной причиной пожаров-трагедий.
Советская система пожаротушения создавалась очень долго, была насквозь бюрократизирована, но в тех условиях давала хоть небольшую защиту от пожаров.
В СССР в системе превентивной пожарной безопасности действовал принцип избыточных мер. Требования к пожарной безопасности, если их выполняли, обязывали предприятия тратить достаточно большие средства на меры по предотвращению пожарной опасности. Назначение ответственных за пожарную безопасность, создание коридоров эвакуации, наличие пожарного инструмента и огнетушителей.
Исходя из требований пожарной безопасности в нежилых помещениях существовали особые нормы размещения электро- и газового оборудования, кабелей, систем обогрева и т.д. Так как реально никого не интересовала себестоимость продукции, то в официальные противопожарные нормы записывались и важные, и совершенно второстепенные меры, которые, однако, требовали огромных финансовых затрат. В стране не хватало нормального оснащения для пожарных команд, техники и т.д., но меры по профилактике относительно качественно выполнялись.
Очень важная деталь: система ответственности за пожары в СССР изначально носила характер "вины стрелочника". Это было связано с тем, что основная деятельность предприятий проходила по одним статьям, а ответственность за пожары – по другим. Виноватым за пожар всегда был конкретный человек – тот, кто подписывал документ. Очень часто ситуация была почти анекдотичной: хозяйственные решения, которые определяли реальную пожароопасность помещений, принимал директор или вышестоящие органы, а ответственность за пожар нес кто-то другой, чья подпись стояла на документе.
Читайте також: Сумна статистика одеських пожеж продовжується – Казанжи
Разумеется, советская система была неповоротливой, бюрократической, зиждилась на дефиците очень важных вещей, в том числе снаряжения и оборудования для пожарных. Но это была некая относительно работоспособная система.
Отметим, что в случае пожара государственные службы проводили экспертизу ситуации, причем, по большому счету, начальство интересовало реальные причины и итоги. Публичности, конечно, не было, но определенный профессионализм был, и отписки экспертов начальство обычно не принимало. "Разбор полетов" был обязательно. Наказание могло быть справедливым или нет, но профессиональный отчет экспертов делался почти всегда.
Постсоветское наследие
В независимой Украине вся эта система пожарной ответственности и пожаротушения перешла почти без изменений. Проблема лишь в том, что советская система, перенесенная на постсоветскую почву – неработоспособна в принципе.
Главных причин две: деньги... и монополия на власть.
Деньги и пожарная безопасность:
В СССР ни пожарный инспектор, ни директор завода почти ничего, кроме своей зарплаты, со своей работы получить не мог. Ну, мог директор, например, получить несколько мебельных гарнитуров на завод и один оставить себе. Или несколько машин – одну оставить себе или сыну. Мог получить квартиру вне очереди для себя или ребенка. Ну и еще ряд благ. Но, по большому счету, не мог деньги, направленные в бюджете на нужды пожарной безопасности, положить себе в карман. Ну никак не мог – это были разные деньги. Разные валюты. Я вот помню, как мы когда-то хотели купить магнитофон для институтской дискотеки. И у нас были на это бюджетные деньги. Но магазины за них магнитофоны не продавали. И мы месяц бегали, пока нашли магнитофон по безналичному расчету.
В общем, деньги, которые закладывались на противопожарные мероприятия, могли быть потрачены только на них, и точка.
Сейчас картина – совершенно иная.
С одной стороны, директор предприятия может потратить деньги на то, что хочет. Ему нужно лишь дать взятку пожарному инспектору, и тот даст справку, что у него все в порядке.
С другой стороны, огромный список обязательных противопожарных мероприятий очень часто ложится слишком тяжелым бременем на себестоимость бизнеса, особенно малого. Ведь этот перечень не просто избыточен, он сверхизбыточен. Но бизнесмен обязан либо его выполнять по полной программе, либо платить откупные деньги пожарной охране. Разумеется, почти всегда дело просто кончается взяткой. Никакой логики, никакого здравого смысла, и, в конце концов, никакой пожаробезопасности от этого не станет больше.
Монополия на власть и пожарная безопасность:
В СССР пожарное ведомство было всего лишь одним из ведомств. Решение о включении тех или иных норм, о калькуляции затрат принималось на самом высоком уровне, и пожарные здесь не играли первую скрипку. В конце концов, не пожарные, а хозяйственные или партийные органы принимали окончательное решение. Даже в сверхцентрализованном СССР существовали параллельные структуры управления и контроля, и пожарные никогда не являлись конечной инстанцией в принятии решений.
В независимой постсоветской Украине ситуация оказалась совершенно иной. В отсутствии единого партийного контроля, ведомства растащили себе полномочия, как шустрые наследники богатство покойного дедушки. Каждый получил крошку своей собственной власти. Маленькую крошку, зато бесконтрольную. А даже маленькая крошка бесконтрольной власти – это власть, да еще какая, – монопольная!
Пожарники получили абсолютно королевскую власть над бизнесом – прежде всего, небольшим. Пожарный шантаж, по мнению многих экспертов в сфере малого бизнеса, даже сейчас является чуть ли не главной коррупционной нагрузкой на малый бизнес, работающий в сфере производства, туризма, строительства, общественного питания и т.д. Конечно, не нужно тут забывать о санинспекции. Но это ещё не все.
Пожарники, используя свою монополию на власть, потребовали ввода сертификации для оборудования, используемого для предотвращения пожаров. Разумеется, с этого момента, стоимость такого оборудования взлетела до небес. Простая кнопка с лампочкой, которые прошли сертификацию, стоят сотни гривен. И, опять-таки, разумеется, через процедуру лицензирования смогли пройти только фирмы, аффилированные с руководством пожарной службы.
Читайте также: Російський репер Morgenshtern на концерті в Одесі назвав день жалоби "йо**ною показухою". ВІДЕО
В результате, мероприятия по предотвращению пожаров стали стоить столько, что проще закрыть бизнес, чем их выполнить по полной программе. Или, как это происходит в реальности, за взятку пожарные закрывают на все глаза, но при этом дают предписание, чтобы если вдруг что-то случилось, то они не виноваты – "они звонили в колокол, а эти негодяи не захотели их услышать". Разумеется, те, кто разбираются в этой ситуации, хорошо знают разницу между предписанием, прикрытым взяткой, и предписанием, за которое взятку не давали. Но много ли таких, знающих?
Пожарные начальники абсолютно уверены, и не без оснований, скажем честно, что их задницы при любом пожаре будут прикрыты. И они продолжают сшибать деньги и на взятках, и на сертификации, и на оборудовании, и на многом другом.
Принципиальным здесь является то, что сама действующая модель системы предотвращения пожаров неизбежно предполагает всю эту коррупцию. Оная коррупция является не случайным, не злодейским элементом, а составляющей системы. И, разумеется, эта система проводит отбор тех, кто в нее приходит. Остается лишь самые способные извлекать максимум прибыли из этой коррупции и уходить от ответственности при необходимости.
Если мы хотим реально сократить число пожаров-трагедий, мы должны изменить саму систему в этой сфере, а не просто наказать виновных в пожаре.
Меры по реформе системы пожарной безопасности
Главная проблема пожарной безопасности в нашей стране – бюрократизация.
Как вы думаете, что сделали в наших вузах и техникумах после этого пожара? Правильно, повесили бумажку – куда идти при пожаре, и потребовали вынести из помещений все чайники и обогреватели. А вы когда-нибудь задумывались, почему вдруг появились в аудиториях чайники и обогреватели? А потому, что в аудиториях не греют батареи, а кафе в учебных заведениях – отвратительные и дорогие. И это при том, что сейчас за образование многим приходится платить очень большие деньги. Но при этом деньги проходят мимо вузов и техникумов. И, даже получая огромные средства, у них нет денег ни на отопление, ни на обслуживание зданий. А руководство старается подороже продать право на буфет, или сохранить монополию своего буфета.
При нашей бюрократизации, каждый маленький бюрократ старается получить свою долю монопольных полномочий. И выгодно ее продать. В таких условиях любые противопожарные мероприятия будут проведены исключительно для галочки. И никакие громкие крики начальства, никакие пожары и трагедии здесь ничего не изменят. Сама система бюрократического управления, которая не предусматривает инициативы снизу, главная опасность для любых трагедий. А вот надежды на самые зверские инструкции просто смешны: в условиях отсутствия системы бюрократических лифтов и прочих советских управленческих протезов, эта система всегда будет работать во сто крат хуже советской.
Вторая проблема: противопожарная профилактика, само тушение пожаров и экспертиза пожаров у нас находится в одних руках. Совершено очевидно, что такая система в принципе не может работать. Когда ссылаются на советский опыт, то забывают, что в СССР партийные органы могли контролировать процесс независимо от действующих структур – через свою систему контроля, партийные структуры. У нас нет ни системы контроля, нет системы ответственности, есть тотальная монополия на кусочки власти. В этих условиях подобное подчинение – смертельно опасно.
Третья проблема: необходим свободный рынок, во-первых, страховых компаний, которые будут страховать помещения на случай пожара, во-вторых, свободный рынок противопожарного и пожарного оборудования, сигнализация, а также их эксплуатации. Только при наличии этой составляющей организации смогут свободно выбирать компанию для страхования помещения, а те будут устанавливать величину страховых отчислений в зависимости от осуществленных в помещении противопожарных мероприятий.
Здесь только конкуренция страховщиков и оборудования может создать реальные условия для безопасности. Причем организации должны иметь право самостоятельно определять страховщиков, а не быть зависимыми от центрального офиса, как это происходит сейчас. Ситуация, когда есть немного рынка и немного социализма, всегда хуже – и чем рынок в целом, и чем социализм в целом.
Ситуация с лицензированием пожарного и противопожарного оборудования и сигнализации сама по себе нелепа, но, когда монопольное ведомство получает право контролировать это лицензирование – это вообще смертельная опасность.
Эти меры смогут очень сильно уменьшить опасность трагедий. Разумеется, случайность и человеческая глупость безграничны. Возможны любые варианты. Но в наших условиях вероятность трагических пожаров, именно в силу отсутствия вышеперечисленных условий, возрастает по экспоненте.
Сейчас нужен не плач, а конкретные действия. А если их не будет – будем ждать новых трагедий.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки