Трансплантации быть?
Принятие закона не означает, что все пациенты смогут получить необходимый орган сразу – но он наверняка означает, что этот день приближается, пишет заместитель министра здравохранения Дмитрий Коваль в блоге для НВ.
320 народных депутатов накануне рождественских праздников сделали важное дело для Украины. Это дело, без преувеличения, жизненно необходимо для более чем 5000 украинцев и членов их семей, которые годами ждут сложные операции по пересадке органов.
С 20 декабря 2019 в Украине законодательно урегулировано проведение трансплантации: депутаты приняли закон о внесении изменений в некоторые законодательные акты, регулирующие вопросы трансплантации анатомических материалов человеку.
Украинцы долго ждали этого дня. При необходимости около 5000 трансплантаций в год за все годы независимости в Украине их провели меньше 2500. Чтобы сохранить жизнь, люди вынуждены делать такие операции за рубежом, а государство – выделять на это миллионы, которых на всех не хватает. Вопрос осложняется еще тем, что за границей пациент может месяцами ждать нужного органа, ведь все страны прежде всего обеспечивают потребности собственных граждан.
К тому, чтобы внедрение системы трансплантации произошло в Украине, приложили усилия очень многие. Кое-кто пророчил неудачу, а кто-то просто не верил, что получится сдвинуть с места эту огромную глыбу. И я знаю, что теперь у людей появилась надежда. Впереди еще много работы и доработок, но уже можно говорить, что этот закон открывает начало системы трансплантации в нашей стране.
Читайте также: "Наших" більше. Чому українці підтримують ідею донорства органів?
Что же конкретно решают изменения в закон о трансплантации?
Если старый закон был оторван от реалий, поскольку был написан без взаимодействия с профильным министерством и врачами и не учитывал вопросов, стоящих перед практиками, новоуутвержденный – устраняет бюрократические препятствия и дает возможность внедрить четкие, прозрачные и любому понятные правила проведения трансплантаций. Многие несвойственные для законов положения перенесены в подзаконные нормативно-правовые акты – это снимает дополнительные преграды, чтобы врачи хотели и могли осуществлять трансплантацию в стране.
Важные изменения будут именно для врачей. Например, появляется возможность привлечения консилиума врачей по диагностике смерти мозга. В случае, если в больнице нет оборудования или специалисты не отвечают необходимым критериям, в эту больницу можно будет направить выездную бригаду. То есть пациент находится в больнице – а диагностическое оборудование и врачи едут к нему, а не наоборот. Также теперь возможно привлечь к этому процессу судмедэксперта, который дополнительно защищает как врача, так и пациента.
Внедрение в постоянную практику диагностики смерти мозга имеет большое экономическое значение при применении новой модели финансирования учреждений здравоохранения. Когда больница получает и тратит средства в соответствии с системой лечебно родственных групп, важным является прекращение "лечения" умершего. Проведение диагностики смерти мозга может начаться только при наличии целого ряда симптомов и признаков, которые четко определены в соответствующем приказе, и вовсе не означает, что пациент в дальнейшем должен стать потенциальным донором. Такую возможность определяет только трансплант-координатор и, опять же, на основании четких утвержденных критериев.
Для больничных учреждений, в которых может происходить забор органов, отменена необходимость иметь лицензию на трансплантацию. Достаточно иметь лицензию на медицинскую практику с соответствующим перечнем врачебных специальностей. Так сделано потому, что трансплантация в этих больницах не происходит – забор органов является оперативным вмешательством по удалению органа, которое может выполняться в отделениях общей хирургии. При этом, именно такое вмешательство проводится специалистами из центра трансплантации без участия, но под контролем трансплант-координатора. Забрать орган в подвале не получится.
Мы отказались от создания нового органа центральной власти, еще одного министерства. Не тратим десятки миллионов, которые лучше потратить на оборудование и лечение больных. Зато создается Центр трансплант-координации, который будет подчиняться МОЗ и обеспечивать соблюдение участниками процесса трансплантации необходимых требований и правил. В его структуре будут специфические департаменты по органной трансплантации, трансплантации гемопоэтических стволовых клеток, биоимплантов. Чтобы быть мобильным, Центр будет иметь штат трансплант-координаторов, которые смогут располагаться в любом регионе страны для возможности осуществления выезда в больницу, где нет такого специалиста.
Именно Центр трансплант-координации будет осуществлять администрирование главной информационной системы для трансплантации – Единой государственной информационной системы (ЕДИСТ). Главной целью этой системы является автоматизированное нахожденияе пары донор-реципиент, управление и учет необходимых баз данных. Перед тем как ЕДИСТ станет обязательным и единственным инструментом для такого определения, будет подтверждено соответствие комплексной системе защиты информации.
Изменениями в закон о трансплантации принято разделение информационной системы на две составляющие: трансплантации органов и трансплантации костного мозга, поскольку они работают по разным алгоритмам. Донор костного мозга – живой и здоровый человек, который через несколько дней полностью восстанавливается – это, по сути, восстановительное донорство. И поиск пары происходит по тому, кто нуждается в пересадке костного мозга. Донора ищет сертифицированный специалист исходя из определенных критериев, в сотрудничестве с врачом-клиницистом. В трансплантации органов, когда есть посмертный донор – ищут получателя, пациента, который ждет пересадку, и которому этот орган подходит. Такой поиск будет проводиться в автоматизированном режиме, без привлечения человека.
Трансплантация костного мозга теперь тоже имеет толчок к развитию. Государственному реестру потенциальных доноров костного мозга, который является составной ЕДИСТ, теперь разрешено пользоваться данными и возможностями соответствующих негосударственных реестров. В Украине существуют негосударственные реестры, которые уже сертифицированы мировым реестром доноров костного мозга. Это значит, что у нас появилась возможность поиска донора костного мозга по всему миру, что обеспечит старт трансплантации от неродственного донора.
Читайте также: Індія більше не пересаджує органи українцям: правда чи міф? І чому небезпечно "розганяти зраду"
Существует ошибочное мнение о том, что отсрочка введения ЕДИСТ с 1 января 2020 на 1 января 2021-го несет угрозы проведению трансплантаций. Это не так. На самом деле перенос полного запуска ЕДИСТ состоялся именно для того, чтобы не допустить блокирования трансплантаций. Ведь они должны начаться уже в первой половине 2020 года. Сейчас наши эксперты работают строго по графику и с 1 апреля 2020 ЕДИСТ заработает в режиме тестовой эксплуатации. Обязательным для применения ЕДИСТ станет с 2021 года.
Коррекция уголовной ответственности за нарушение порядка трансплантации, безусловно, стала важной составляющей изменений. Если в предыдущей редакции любое нарушение порядка приводило к 3 годам заключения, то в новой к таким последствиям приводят лишь случаи, когда доказано умышленное нарушение порядка, что привело к нанесению ущерба пациенту. Ответственность врачей должна быть, но в случаях, когда действия были умышленными.
В общем, проведена огромная работа по привлечению ведущих украинских и иностранных специалистов, изучен опыт по организации трансплантации в США, Испании, Беларуси и других странах. В Минздраве созданы рабочие группы по развитию системы трансплантации, трансплантации костного мозга и диагностики смерти мозга. В эти группы вошли врачи, которые имеют практический опыт и сертификаты по трансплантации, полученные в Украине и за рубежом. Обработано много документов, регулирующих проведение трансплантации в разных странах. Замечу, что в таких случаях чрезвычайно важна сработанность законодательной и исполнительной ветвей власти. И я реально почувствовал, что она есть.
Также есть понимание необходимости внедрения эффективных механизмов финансирования, обеспечения пациентов после трансплантации необходимыми лекарственными средствами, механизмов контроля качества и других составляющих, которые сделают трансплантацию в Украине безопасной и понятной.
Принятие закона не означает, что все пациенты смогут получить необходимый орган сразу – но он наверняка означает, что этот день приближается.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки