О России, ее союзниках и играющей в независимость Украине
В Пекине проходит саммитШОС, на котором планируется усилитьинтеграцию стран-участников Шанхайскойорганизации сотрудничества.
Для Владимира Путина этопервое участие в международном саммитетакого ранга после избрания на постпрезидента. Примечательно, что он выбралименно Пекин, а не американский Кэмп-Дэвидв качестве геополитического центрадля рестарта в большую политику. Наязыке политических жестов это говорито российском приоритете Востока надЗападом.
ШОС – отнюдьне единственный союз, в которыйвходит наша страна. Мы входим в БРИКС,Евразийский и Таможенный союзы, ОДКБ,ряд других объединений. Большинство -азиатской направленности. Какова ихпрактическая ценность? Что выигрываетРоссия от участия в этих структурах?Зачем вообще нужны геополитическиесоюзы? На эти вопросы отвечает СергейГриняев, доктор технических наук,генеральный директор Центрастратегических оценок и прогнозов.
- С однойстороны, Россия испытывает дефицитполитического общения. Европа и Америкав своем клубе предпочитают обсуждатьмировые проблемы между собой, иногдавызывая на «ковер» или для консультацийдругих участников мирового пространства.С другой стороны, участие России всоюзах, где присутствует Китай, позволяетпостоянно измерять градус российско-китайскихотношений. Вряд ли в ближайшие годы КНРбудет ввести себя агрессивно по отношениюк Москве. Та же Сибирь, которая её манит,является естественной оборонительнойпреградой, которая даст время дляответного удара. Китай вполне быдовольствовался Монголией, урановыеместорождения которой смогли бы снятьэнергетическую зависимость от другихстран. Прямая или косвенная аннексияМонголии дала бы Китаю сильнейшееконкурентное преимущество и ослабилаРоссию. Китайцы смогли ассимилироватьмонголов во внутренней Монголии, и, еслибы не российская поддержка Улан-Батора,такая же участь постигла и независимуюМонголию. Пожалуй, это главный вопрос,который решает сейчас Россия на восточномнаправлении, участвуя в азиатскихсоюзах.
Есть еще и другие причиныучастия России в международных союзах.Известно, что обострение в последниегоды ключевых глобальных проблем, такихкак истощение запасов углеводородногосырья, изменения климата, общее старениенаселения западной цивилизации и др,заставили действовать оперативно ислаженно. Уже с 2008 года стали активноотрабатываться варианты формированияновых конфигураций геополитическихсил. Так, к 2011 году отчетливо обозначилиськонтуры нового центрасилы - Содружествастран Персидского залива. Другойнарождающийся центр – Африканскийсоюз, за которым стоял лично МуамарКаддафи, в результате агрессии противЛивии и устранения лидера проекта небыл реализован. В эти же годы появилисьи два конкурирующих проекта, основнымдействующим лицом в которых оказаласьбогатая ресурсами Россия – БРИКС иЕвразийский союз.
Что касается проектаБРИКС, то он есть не что иное, как продукт,за которым достаточно отчетливопрослеживаются уши стратегов ЕёВеличества Королевы Великобритании:два из пяти государства БРИКС - этостраны британского Содружества. ВключивРоссию в БРИКС, англосаксы просто решилисыграть на честолюбии российского руководства,формально сделав Россию (с ее 4% мировогоВВП на душу населения и 91 местом врейтинге стран по этому показателю)лидером в процессе становления БРИКС.А вот формирование на просторах Евразиинового геополитического центра -Таможенного союза России, Казахстанаи Белоруссии – стало вполне реальными необходимым.
- Какиегеополитические центры сейчассуществуют в мире и вообще, наскольковелико реальное влияние России намировую политику?
- Прежде всего – этоАмерика, далее по степени значимости:ЕС, MERCOSUR (общий рынок стран ЮжнойАмерики, объединяет 250 млн человек иболее 75 % совокупного ВВП континента –ред.), Совет сотрудничества арабскихгосударств Персидского залива, ASEAN, вкоторый войдут Китай и, скорее всего,Япония (на базе CAFTA или ASEAN+5), ЕвразийскийСоюз, Организация Исламского сотрудничестваи, наконец, БРИКС. В ближайшие несколькодесятилетий понятие «диктата США»никуда из политико-публицистическоголексикона не денется. Правда, сузитсяего масштабность, но не до критическихпределов, когда можно было бы говоритьо превращении США во второстепеннуюдержаву.
К середине 2020-х годовв Азии громогласно заявит о себе ещёодин лидер – Индия, располагающаянаибольшим потенциалом (среди остальныхстран БРИКС) для экономического роста:снижение рабочего возраста населениястраны произойдёт значительно позже,чем это будет иметь место в Китае(демографическая политика Мао Цзэдуна)и России. Численное преимущество индусовв рабочей силе будет сопровождатьсядешевизной их интеллектуальных ресурсов(относительно стран Большой восьмёрки),что позволит Нью-Дели совершить рывокв технологическом развитииэкономики.
Будущее же России,как геополитического центра, остаетсятуманным. Россия так и не оправилась отпоследствий геополитических катастроф20 века. Наличие ядерных сил и прочихэлементов глобальной военной мощипозволяют России в течение несколькихдесятилетий сохранять свои позиции,однако речь идет о советском наследии,а не собственных наработках. В концеконцов, Россия не первая империя вистории человечества, которая былавынуждена умерить свои амбиции ипретензии на большие роли. Можно вспомнитьИспанию или Португалию, колониальныеимперии прошлой эпохи, занявшие своеместо в ЕС. Во всяком случае, такойсценарий вполне вероятен, если всёостанется, как есть.
- Аналитикииронизируют, что Евроазиатский союзнужен Путину для имиджа, (как «собирателяземель русских») а БРИКС необходим егокоманде для бизнеса. Насколько успешнойи адекватной можно считать нынешнююпозицию Кремля?
- Да, есть такое мнение.БРИКС и Евразийский Союз прямо конкурируютмеж собой в видении мира ВладимиромПутиным и его командой. Это плохо, этоговорит о крайне слабойконцептуально-аналитической проработкестратегий России. Учитывая, что целыйряд московских, питерских, другихроссийских, белорусских, казахских«мозговых центров» и отдельных сильныханалитиков имеет достаточно интересныенаработки по Евразийскому Союзу, БРИКС,ШОС, — это означает, что сама власть влице руководства России не хочетопределять стратегию развития и покадовольствуется «ручным» управлением.Это в реальности подрывает основы самойже власти, поскольку сейчас уже можнопрямо формулировать основополагающуюзадачу России — «либо Евразийский Союзпоявится уже в 2013-м году, либо нас сомнут».
- Созданиевсякого рода союзов, как правило, говорито геополитических противоречиях. Чемих больше создается, тем острее конфликты.Неужели опять замаячил призрак третьеймировой войны? И где нам ждать выстрелв Сараево», по аналогии с первой мировойвойной?
- Надо понимать природусоздания геополитических союзов.Например, Евросоюз, вобравший в себя 27национальных государств, превратитсяв XXI веке в незаменимую площадку дляаппликации великодержавных плановГермании. На этот раз это произойдёт спомощью финансово-экономической мощинемецкой промышленности и банков.
Франция, движимаястратегическими интересами на континентеи обязательствами вокруг единойевровалюты, усилит взаимодействие сБерлином, что автоматически дистанцируетТуманный Альбион от идеи комплекснойевроинтеграции. Содружество нацийпревратится в последнюю надежду БанкаАнглии на независимое существованиеот ЕЦБ и ФРС.
Далее, возрастающаязависимость стран Евросоюза от внешнихпоставок энергии (главным образомроссийского газа) только ускоритполитическое сближение России и Германии,и будет стимулировать борьбу за газовые инефтяные месторождения Ирана и Сирии.Всё это внесёт смуту на всем пространствеБольшого Ближнего Востока.
Устойчивость экономическогороста КНР, позволит укрепить еёгеополитические позиции в Азии и за егопределами, что будет способствоватьразвития концепции «Большого Китая».Также в силу диверсификации энергоресурсовповыситься значение Центрально-азиатскогогеополитического центра. Так какблокирование морских путей поставокэнергетического сырья и топлива изАфрики и Персидского залива, провоцируемыеЗападом, побуждает Китай и Индию наусиление присутствия в ЦентральнойАзии, от которого будет зависетьстабильность развития их экономик.
И всё-таки, вероятностьначала третьей мировой войны в настоящеевремя не столь велика. Если этому сужденослучится, то «выстрел в Сараево» прозвучитв Пакистане, или в белуджских частяхИрана.
- Устойчивостьлюбого союза зависит от взаимныхинтересов. Страны БРИКС не особо нуждаютсяв России, а вот Евроазиатском СоюзеКазахстан и Белоруссия зависимы отРоссии, но эта зависимость строитсятолько на нефтедолларах. Как только онииссякнут, союз рухнет? Или у него иныестержни?
- Здесь всё достаточнопонятно. Финансовые проблемы России,которые могут возникнуть из-за недостатканефтедолларов, вначале приведут кослаблению Евроазиатского союза. Нопотом вновь возникнут силы сближения.Дело в том, что Россия, лишившись«халявных» денег, наконец-то очиститсяот коррупции. И её человеческий ресурсвновь мобилизуется. Лишь только тогдавозможна модернизация экономики, ибоона будет идти без указки сверху, аестественным путем, как того требуетэволюция развития любого общества.
- Может ли Украинаприсоединится к Евроазиатскому союзу?Фактически запад указал Януковичу надверь. И идти Украине уже некуда, как ипятьсот лет назад, разве что опять в«московское царство». Каков на вашвзгляд будущий выбор Киева?
- Ответ надо искать вистории. До 1991 г. наши народы былиобъединены в единое имперское образование,могущество которого гарантировалоих безопасность. Грядет эпохацивилизаций, и суверенами будут выступатьне государства-нации, а блоки, состоящиеиз нескольких стран, принадлежащих кодной и той же ойкумене. Например,Евросоюз или геополитическаяанглосаксонская парочка США +Великобритания.
Понятно, что в этихусловиях Украине придётся примкнуть кодному из блоков. Это не вопрос национальнойсамоидентификации, а вопрос – банальногоэкономического выживания. Её бинарнаянация, состоящая из двух этносов –украинцев и русских, еще долго будет«играться» в незалежность, соскучившисьпо ней за последние пятьсот лет. Понятнои то, что инвестиционный климат всамоизолирующейся Украине будет толькоухудшаться. Евросоюз уже сейчас ненуждается в украинской стали, а Россиянайдет юридически обоснованную причинудаже в рамках ВТО, чтобы резко снизитьзакупки черного металла из Запорожья.Понятно также и то, что в ЕС, в случаепринятия в этот союз Украины, фактическаянезависимость Киева будет сведена кнулю. В то же время в Евразийском союзеу неё будет право голоса, и с ней будутсчитаться.
Думаю, что в будущемпрагматические лидеры Украины уже небудут зависимы от западно-украинскогоэлектората, в связи с логическимослаблением националистической идеи.По аналогии с англосаксонской парочкойчерез 10-20 лет возникнет восточнославянскийдуэт: Россия + Украина, взаимные интересыв котором будут сбалансированы. Вчастности, об этом говорит и историческийопыт. Если бы Украина осталась в РечиПосполитой, она была бы полонизирована.В московском же царстве – сохраниласвою самобытность.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки