Поток без сознания: почему Россия не задумывается об энергетических последствиях своей политики
Еврокомиссар по энергетическим вопросам Гюнтер Этингер заявил, что переговоры по проекту газопровода «Южный поток» не продолжатся, пока Россия не вернется к нормам международного права. Учитывая отношение российского руководства к ситуации вокруг Крыма и Украины в целом, это означает – никогда.
В Москве в такую позицию европейцев просто не верят. Российское руководство убеждено, что не пройдет и нескольких месяцев, как в Вашингтоне и Брюсселе – и, конечно же, в Киеве – признают, что Крым на вполне законных основаниях перешел к России, Донбасс получит блокирующее право в определении украинской внешней политики, а санкции против сподвижников Владимира Путина отменят. То, что вместо этого Европа заблокирует строительство «Южного потока» для России – фантастика. Хотя именно эта фантастика и происходит.
Контуры европейской энергетической политики определились. Запад не хочет жесткой конфронтации с Москвой именно по энергетическим вопросам – до того самого момента, когда российские поставки перестанут иметь критически важное значение для ряда европейских стран. Но и содействовать развитию российских энергетических возможностей Европа тоже не хочет. О диверсификации европейского рынка говорят уже не первый год. Но после аннексии Крыма Россия выглядит не просто не очень надежным, но еще и опасным поставщиком. И никто не знает, куда она захочет вторгнуться дальше и не приведет ли это вторжение к новым санкциям и к перебоям в поставках газа.
«Южный поток» всегда вызывал у Европейского Союза вопросы. Но легальной базы для того, чтобы остановить строительство, у Брюсселя не было. Теперь эта база появилась – Москва подставилась сама. Руководители Еврокомиссии уже без обиняков разговаривают с лидерами стран, участвующих в осуществлении амбициозного проекта «Газпрома», о необходимости отказаться от стройки – и встречают полное понимание.
Раздраженный Владимир Путин уже пригрозил европейцам, что в случае их отказа от строительства Москва выберет «другой маршрут». Но эта угроза выглядит бессмысленной хотя бы потому, что тот, кто отказывается от строительства газопровода, не нуждается и в самой продукции. И в этом главный смысл европейского отказа – газ, который планируется перекачивать через «Южный поток», просто не нужен Европе.
России придется смириться с этим как с данностью. Она – ненадежный и опасный продавец. Да, ее продукцию все еще покупают, но стараются уменьшить объемы. Позиции России на европейском энергетическом рынке будут сокращаться день ото дня. И никакой Китай не заместит утраченные объемы – тем более, что газопровод, о котором Владимир Путин договорился в Шанхае, еще предстоит построить. И никто не скажет вам, в каком положении будут находиться продавец и покупатель в момент начала поставок. И Россия, и Китай находятся в зоне политических, экономических и социальных рисков – и это при том, что процессы в современном мире развиваются так стремительно, что кризисы, которых раньше ждали десятилетиями, теперь «вызревают» буквально за несколько лет, если не месяцев.
Аннексируя Крым и устраивая бучу на Донбассе, Путин не просчитал, что для поставщика энергоресурсов самое главное – это предсказуемость, стабильность и репутация. И отказаться от всего этого – действительно то же самое, что закурить на заправке. Путин не выдержал и потянулся к зажигалке. Все остальное – вопрос времени.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки