Конституционная реформа от Порошенко – путь в никуда
Украина все годы своего существования после распада СССР пребывала в перманентном политическом и социально-экономическом кризисе. Постсоветская элита, захватившая власть в стране, так за годы независимости и не смогла построить эффективную систему управления одного из крупнейших европейских государств. Неудивительно, что население Украины одно из самых бедных в Европе и за последние двадцать с небольшим лет сократилось почти на семь миллионов человек. И это в стране, еще в 1991 году входившей в десятку самых развитых государств мира.
Все правители Украины после прихода к власти страдали реформаторским зудом. Каждый хотел так подправить Основной Закон страны, чтобы полномочий у них стало побольше, а ответственности за свои деяния – поменьше. Не стал исключением и вновь избранный Президент Украины Пётр Порошенко. Но разрекламированные им поправки в Конституцию Украины, которые, по его мнению, будут способствовать установлению мира и спокойствия в стране, а также благополучию её народа, оказались демагогической пустышкой. Этими поправками не довольны не только его политические оппоненты, но и даже бывшие союзнику по майдану – партии «Батькивщина» и «Свобода».
Почему же «гора родила мышь»? Потому что никаких реальных изменений в системе построения и управления украинским государством, как того требует украинское общество, никто, по большому счёту, вносить и не собирался. Ну, спрашивается, зачем олигарху П.Порошенко менять систему, которая принесла ему миллиарды долларов? Наоборот, надо сохранить то, что увеличивало его капиталы. А для украинских граждан, прозябающих в нищете и убогости, достаточно будет продолжить сказки, что все эти лжереформы и есть их истинный европейский путь к будущему процветанию, а для особо недовольных, на худой конец, просто упростят возможность ездить в Европу на заработки.
Так в чём же реформы от П.Порошенко не отвечают назревшим потребностям страны? Остановимся на некоторых вопросах подробней.
Вместо федерализации - имитация децентрализации
Главным в предложенных П.Порошенко поправках к Конституции Украины была провозглашена децентрализация всей страны: дескать, никакой федерализации не будет, но зато местным властям дадут «большущие» полномочия. При этом были ссылки, например, на польский опыт.
Действительно, унитарная Польша, после долгих исканий несколько лет назад провела достаточно эффективную реформу местного самоуправления, которой могут позавидовать даже некоторые федерации. И главная её суть – на местах реально стали оставаться большая часть финансовых ресурсов, которые там создаются.
И вы думаете Порошенко в своих реформах пошел этим путём? Конечно нет, ведь тогда мало б что осталось для дерибана в Киеве? Поэтому на словах П.Порошенко пообещал, что «состоится бюджетная децентрализация, значительная часть собранных налогов будет оставаться на местах», однако реального механизма по перераспределения их в интересах территориальных общин в своих поправках не предложил. Правда, подслащивают пилюлю предложения, что отдельные полномочия могут передаваться на местный уровень (вместе с финансированием), но это будет решаться отдельно в каждом конкретном случае.
Вот тебе бабушка и юрьев день, вот тебе и все права регионов!
Зато с помпой провозглашено, что ликвидируются областные и районные государственные администрации, а исполнительную власть на местах и её руководителя будут назначать соответствующие советы. Это был бы действительно прогресс, если бы не одно но.
Вместо назначаемых ранее президентом глав державных администраций вводится, а точнее возвращается со времён до принятия Конституции Украины 1996 года институт "представителей президента". П.Порошенко пообещал: "Они не будут вмешиваться в управление, не будут делить деньги, не будут выдавать лицензии". А на практике, предполагается, что кроме «надзора» за соответствием актов местного самоуправления и территориальных отделений центральных органов исполнительной власти Конституции и законам Украины, у них также будет "координировать" работу региональных подразделений центральных органов исполнительных властных структур и т.п. А это значит, учитывая украинские реальности, что их полномочия будут похлеще, чем у даже французских префектов.
Даже парламентская фракция партии «Батькивщины» не выдержала и заявила, что "те конституционные изменения, которые внес в Верховную Раду президент Украины Петр Порошенко, являются не реальными шагами по совершенствованию Основного Закона и децентрализации власти, а очередным перетягиванием одеяла властных полномочий в пользу главы государства, которые позволят ему сконцентрировать власть в президентских руках". Комментарии, как говорится, излишние.
Ну а о том, чтобы начать федерализацию страны, как того требуют регионы Юго-Востока, и которая действительно позволила б реально, а не на словах, передать полномочия на места, об этом П.Порошенко даже подумать боится.
Табу на русский язык
Для Украины особенно болезненным является вопрос о статусе русского языка. Исторически так сложилось, что население страны состоит из приблизительно двух равных групп – русскоязычной и украиноязычной, а если быть более точным, то можно констатировать, что подавляющая его часть просто двуязычная. И закрепление реального положения вещей в виде предоставления украинскому и русскому языку государственного статуса исключило бы почву для конфликтов на языковой и этнической почве.
Но, к сожалению, правящая власть всегда шла в языковом вопросе на поводу у бесталанной украиноязычной интеллигенции. Последняя, страдая комплексом неполноценности и являясь не конкурентноспособной в современном мире, всегда выступала за построение этнократического государства. И в этом она полностью солидарна с фашиствующими украинскими националистами. И хотя на дворе 21 век, их совместные взгляды так и не вышли из средних веков.
Дискриминационный подход по отношению к русскоязычным вызвал ответную реакцию. На Юго-Востоке начались их протестные выступления – «русская весна» за свои культурные и социально-экономические права, переросшие в вооруженную борьбу.
Как же думает решать эту проблему Порошенко? Бомбами и снарядами для городов Новороссии и жалким лепетом в гуманитарной области в процессе конституционной реформы. Так он заявил, что «децентрализация, которая будет заложена в Конституции, предусматривает расширение полномочий местных общин, в частности в вопросах исторической памяти, культурных традиций и языковой политики. Но единственным государственным языком Украины был, есть и будет украинский язык". Вот как эти слова обрели конкретику в его проекте поправок к Конституции: "Сельские, поселковые, городские, районные, областные советы могут в порядке, определенном законом, предоставлять в пределах соответствующей административно-территориальной единицы статус специальной русском языке, другим языкам национальных меньшинств Украины".
Подобный блеф с ни к чему не обязывающим "особым статусом" очень напоминает такое же ни к чему не обязывающее положение статьи 10 действующей Конституции: «В Украине гарантируется свободное развитие, использование и защита русского, других языков национальных меньшинств Украины», которое не помешало тотально перевести на украинский язык практически все дошкольные учебные заведения, подавляющее число средних школ и высших учебных заведений. Даже прочитать инструкции на лекарство на родном языке сегодня лишена русскоязычная половина населения страны.
Поэтому можно быть уверенным, что такие поправки к конституции от П.Порошенко языковый конфликт в Украине не решет. А крики лидера националистической свободы Олег Тягнибок в связи с этими конституционными поправками: «Это будет полная катастрофа, это может стать серьезным расколом в Украине», не больше чем игра.
И проблема русского языка всё дальше загоняется в глухой угол. Даже «русская весна» пока ничему не научила русофобов у власти.
Силовые полномочия президента только расширяются
Если в вопросах децентрализации и русского языка предложения П.Порошенко в Конституцию имеют больше имитационный характер, то в вопросах влияния на кадровые назначения, и, прежде всего, в силовом блоке, он рассчитывает получить реальные дополнительные полномочия.
Пока действующий Президент Украины не может назначать и увольнять генерального прокурора, и председателя Службы безопасности Украины, а только вносить соответствующие представления по ним в парламент, а утверждает эти кандидатуры уже Верховная Рада Украины. Теперь предлагается, не меняя процедуры назначения этих должностных лиц, разрешить президенту увольнять их самостоятельно, когда ему это заблагорассудится. Такая же процедура предлагается для председателя еще не созданного Государственного бюро расследования. Также должно быть закреплено в Конституции право президента самостоятельно назначать и увольнять председателя Внешней разведки Украины. Такой порядок несомненно обеспечит более эффективное влияние президента на руководителей этих ведомств, а значит и реальный контроль за силовыми ведомствами остается за ним.
Кроме того, П.Порошенко хочет, чтобы исключительно только он назначал и увольнял главу Антимонопольного комитета, глав и членов национальных комиссий, которые осуществляют государственное регулирование. Таким образом, формально не управляя экономическим блоком, президент-олигарх сможет конкретно влиять на те вопросы, которые будут его интересовать.
А теперь о так называемых уступках президентской власти, которые предлагает внести новый президент относительно своих полномочий и процедуры отстранения от должности. Так, например, предлагается передать право на определение кандидатов на пост министров обороны и министра иностранных дел от президента премьер-министру страны. Но в реальности это право будет нивелироваться предусматриваемой обязательной процедурой согласования с президентом этих кандидатур.
Ещё больше напоминает игру в поддавки, когда, не теряя своих позиций, приобретаешь другие возможности, предложение П.Порошенко об упрощении процедуры отстранения (импичмента) президента от должности. Однако, это будет точно такая же мало осуществимая процедура, как и сейчас.
В итоге получается, что полномочия первого лица украинского государства лишь формально сокращаются в ряде вопросов пользу Верховной Рады и Премьер-министра Украины, но его "силовые" полномочия только расширяются, что приведёт к реальному усиление президентской власти по сравнению с Конституцией 2004 года.
А вот о вопросах, в которых сейчас существует наибольше проблем и гарантом которых в соответствии с Конституцией Президент Украины является - соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина, П.Порошенко в своей конституционной реформе скромно забыл.
Неслучайно, содокладчик ПАСЕ по мониторингу Украины Мариетта де Пурбе-Лундин призвала его предложенные изменения в Конституцию доработать, для того, чтобы, в частности, включить в них поправки относительно надлежащего реформирования судебной системы и института прокуратуры, которые не обеспечивают должную защиту прав украинских граждан. Именно попытка сохранить существующий карательный характер украинской правоохранительной и судебной системы взволновала даже европейских правозащитников.
Поэтому можно констатировать, что конституционная реформа от Порошенко мало что принесёт положительного в реальную жизнь миллионов граждан Украины, зато значительно повысит личные возможности нового президента и его креатуры во власти. Таким путем уже шли Л.Кучма и В.Янукович, пытался, хоть и безуспешно, В.Ющенко. Как свидетельствует их опыт, это, будет, скорее всего, путь в никуда.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки