Реконструкция Донбасса: что нужно сделать с краем
Возможно, название не совсем корректное – производное от периода в истории США после гражданской войны «Реконструкция Юга», когда проигравшие штаты Конфедерации реинтегрировали в состав Союза. Говоря современным языком, «Север поставил на колени Юг». Этот текст – попытка сформулировать повестку стратегических преобразований, необходимых поствоенному Донбассу.
Если коротко описать проблемы региона, то они сводятся к следующим вещам (все остальное – производные): плохо функционирующие социальные лифты; низкая социальная мобильность; апатия; примитивная гражданская активность; слабая самоорганизация населения; господствующий патернализм.
Чтобы жители большой Украины особо не возгордились, скажу: эти проблемы характерны для всей страны, просто на Донбассе они ярче проявились. Если местные сепаратисты кричат «Россия», то где-то на западе страны «Бандера прийде – порядок наведе!»
Отсюда следующий тезис – для решения проблем на Донбассе нужны фундаментальные структурные реформы во всей стране.
Начнем по порядку (но не по важности):
1) Институции самоуправления
Патернализм – страшнейшее наследие совка, разрушающее общество и государство. Если вы внимательно прислушаетесь к сепаратистским лозунгам, то не найдете там культурно-исторических требований. Исключительно надежда на увеличение welfare`a и прочих подачек.
Когда люди научатся без «царя сверху» решать свои вопросы, то они поймут, что им не нужен никакой Путин, Россия, ядерное православие, духовные скрепы, русский мир и прочие прелести.
О каких институциях идет речь? От ОСББ (ОСМД) до объединения велосепидистов и церковных. Люди способные без ЖЕКа управлять своим домом и подъездом – иные (европейские) люди общин (о взаимосвязи соседских объединений и идеальной власти тут). В указанной статье есть важный момент о т.н. «приватизации муниципальной власти в США», когда соседские объединения перенимают на себя обязанности муниципалитетов (порядок и безопасность, здравоохранение, дошкольное и школьное образование и т.д.) и лучше с ними справляются.
Кстати, интересный феномен восточной Украины – наиболее яркими (в СМИ) общественными активистами, участвовавшими в эвакуации и помощи мирному населению были протестантские пасторы Петр Дудник и Сергей Косяк.
Опять же: для этого необходимо принятие соответствующего национального законодательства, упрощающего создание и функционирование NGO, партий, соседских объединений, религиозных общин и т.д.
2) Изменение социальной политики
Сейчас средства государства (налогоплательщиков) и бизнеса тратятся на исправление ошибок малоэффективного менеджмента местного самоуправления (назовем это так). Поддержка шахт, ремонт школ, больниц, строительство площадок и т.д. Вместо того, чтобы открывать центры переквалификации, содействия социальному предпринимательству и т.д.
3) Изменение молодежной политики
Стипендии (на MA, PhD), летние школы, стажировки, обмены для студентов в отечественных университетах уровня УКУ и НаУКМА и заграничных. Но предпочтение стоит отдавать не донецким, а мариупольским, енакиевским, горловским, краматорским студентам. Жизненный опыт и эмоции, полученный в студенческое время, глубоко откладываются в воспоминаниях на всю жизнь. Дабы избежать эмиграции, можно продумать механизмы по обязательной отработке 3-5 лет в родном городе (если человек получил scholarship от государства).
4) Английский язык
Это больше технический или тактический пункт, но вынес его в отдельный по двум причинам: 1) незнание иностранных языков усложняет доступ жителям региона (особенно не из самых благополучных городов) к всемирному банку знаний и образовательных возможностей, к источникам информации; 2) под лозунгами «защиты говорить на родном языке» скрывается более банальное стремление защитить свое право не знать и не изучать другие языки кроме русского («право на безграмотность»).
5) Детское воспитание
Здесь можно было бы много написать об украиноязычных детских садиках с портретами Бандеры и Петлюры, книжках и т.д. Но самым эффективным инструментом будет развитие сети детско-юношеских патриотических организаций вроде ПЛАСТа. Лагеря по всей Украине, еженедельные занятия и т.д. превратят любого выходца из любого региона в пламенного патриота.
6) Культурная политика
Опять же, не идет речь о «годе Шевченко в Донецке» и прочих государственных бюрократических никому ненужных (кроме бюджетного распила) мероприятий. Идет речь о переносе/компиляции для Донбасса таких этнофестов, как «Шешоры» или «Бандерштадт», литературные события «Книжковий Арсенал» и т.д. Какой-нибудь «Книжный террикон» или фест «СуперСтус» привлекли широкую аудиторию, ибо Донбасс мягко говоря не избалован подобными ивентами.
7) Перезагрузка силовиков
Только ленивый не писал о ментах или СБУ с Донбасса, успевших всем присягнуть на верность – от ДНР до покойного Николая ІІ. Можно предложить формулу 50/50 или 70/30 (как угодно), согласно которой часть формируется из местных патриотов «с улицы» и честных оперативников из других регионов (Кировоград, Херсон, Николаев, Запорожье). Первые обеспечили бы понимание контекста и знание обстановки на местах, а вторые – профессиональным опытом работы силовых структур.
Но это проклятое «но». Предположим, мы получаем 100% кристально честных и отданных делу силовиков. Но как долго они продержатся на работе с официальной зарплатой милиционера в 1,5-2 тыс. грн или полковника СБУ в 8 тыс. грн? Добавляем к этому извращенную систему эффективности (% раскрываемых преступлений), забюрократизированность и идиотское начальство в Киеве. Думаю (оптимистически), через 3-5 лет мы получим ту же ситуацию – 80% подонков-коррупционеров и 20% честных романтиков-идеалистов.
Нужна реформа силовых структур с обязательным повышением зарплат минимум в 3 раза. Для образца стоит взять американский (описал его здесь), польский постсоветский и грузинский опыт реформирования силовиков.
8) Возвращение квалифицированных эмигрантов на родину
Ранее я писал о «самом страшном проклятии послевоенного Донбасса» - отток наиболее здорового элемента, креативного класса. Пока не запущены социальные лифты, замена еще не взросла из школьных, студенческих скамьей, репатрианты будут ценным кадровым ресурсом, которым не стоит пренебрегать. Как их вернуть – приглашать на госслужбу, привлекать под инвестпроекты, обещать подъемные/жилье – я не знаю. Но они лучше знают психологию и нужды своего региона, поэтому удастся избежать потери времени на «погружение в контекст».
9) Инвестиции
Начнем издалека. Я описывал, что одна из фундаментальных проблем, тормозящих развитие общества, - патернализм. Его источником является условное «индустриальное мышление»: есть завод – есть работа; «стабильность и уверенность в завтрашнем дне»; «предприятие о мне позаботится» и т.д.
«Постиндустриальные» люди мыслят такими категориями как: предприимчивость, индивидуализм, инновации, поиск новых идей и ниш и т.д. Условные «заводчане» ищут, прежде всего, своего места в огромной махине, которая о них обязательно позаботится.
Поэтому если и должны идти инвестиции, то только в (или через) хабы, бизнес-акселераторы, технопарки. Пусть это будут хоть разработка электронной ковырялки в носу. Подобный подход будет способствовать раскрытию самых конструктивных черт. Тем более, что на Донбассе есть технологическая база для подобных проектов.
10) Жесткое соблюдение УК относительно сепаратизма и распространения ксенофобских идей
Лукавят, когда говорят, что ДНР стал ответом на Майдан и «Киевскую хунту». Дерево сепаратизма давно пустило корни и благодатно развивалось. Например, за полгода до событий в книжном ларьке (подземный переход на пересечении Артема и Гурова) продавалась книга о Донецкой республике. В городе русофилы при молчаливом одобрении силовиков проводили свои «русские пробежки», надев атрибутику с «имперкой». «Русские блоки», «Донецкие руси» и т.д. проводили митинги и пикеты. Все это должно прекратиться.
Точно также как и любые политические спекуляции популистского толка о том, что кто-то кого-то кормит, о «гражданах 1 сорта», «западенцах-бездельниках» и т.д. За такое сразу уголовное дело и срок.
11) Развитие туризма
Почему верят в сказки о кровожадных бандеровцах, счастливой жизни в РФ и мудром правителе Путине? Одна из причин – жители Донбасса практически не выезжали за пределы своего региона. Для периферии (Торез, Горловка, Снежное и т.д.) поездка в Донецк – это как для киевлян поездка в Европу. Большинство из них не знают Украину, никогда не видели соотечественников с других регионов, поэтому им сложно ощущать общность, чувствовать себя «воображаемым сообществом». Нужно возить на «западенщину» с малого возраста. Культивировать внутренний туризм. Пустить в страну лоу-косты и упростить получение виз, чтобы люди могли побывать в Европе и понять где они хотят жить – с геями или бородатыми Бабаями.
12) Информационная политика
Нужны проекты вроде «Покажи їм! Львів-Донбас шоу» (на ТК «Донбасс»), который был запущен при поддержке ДТЕК. Такие медиа-продукты позволяют разрушить стереотипы и преодолеть разделения. Ну а издания, пропагандирующие экстремистские и ксенофобские идеи должны быть закрыты.
Многие, прочитав эти тезисы, скажут: Зачем мне Донбасс? Что сделал/дал Донбасс Украине? Почему я должен тратить свои ресурсы на него?
Отчасти, справедливые вопросы. Но, одновременно, это – упрощенный и поверхностный взгляд на реальность.
Когда вы приходите на собеседование в серьезную компанию на серьезную должность, то вас никогда не спросят: как вам удалось добиться высоких результатов в условиях благоприятной внешней конъюнктуры? У вас обязательно узнают с какими кризисами вы сталкивались и как вы их решали/преодолевали.
Кризис на Донбассе – это ярчайшее проявление (в уродливых формах ДНР, ЛНР с человеческими жертвами и трагедиями) болезней, которыми больна вся Украина. Поэтому мы все вместе должны преодолеть этот кризис, чтобы состояться как субъект современной цивилизации.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки