Три причины, почему реформ в Украине не будет
Реформ не будет. Первая причина – отсутствие реального общественного запроса. Звучит парадоксально, но это факт: 51% населения Украины под магическим словом «реформы» подразумевает личное «покращення» в виде повышения зарплат и пенсий, а 58% главной реформой страны видят снятие неприкосновенности с депутатов. То, что кардинальная ломка страны может потянуть за собой повышение коммунальных платежей обществом, мягко говоря, не поддерживается. Реформы для большинства населения – своеобразная предтеча социализма, когда по их окончанию министры будут лично кормить с ложечки каждого нуждающегося.
Вторая причина - реформами в стране серьезно обеспокоена кучка прогрессивных, профессиональных, но наивных либералов, которые пытаются навязать свое видение развития страны парламентским партиям. При этом реформаторы забывают, что партии, попавшие в Раду, обязаны своим электоральным успехом тотально социалистическому обществу. Слепой от рождения наблюдает пляску паралитика: реформаторы знают, но не могут, партии могут, но не желают заниматься политическим самоубийством, население ждет Гарри Поттера с волшебной палочкой, который одним мановением руки приведет страну к счастливому будущему.
Третья важная причина – политическая конкуренция, которая убивает украинские реформы. Звучит цинично, но перестройка тех же Грузии и Сингапура происходила в условиях полной концентрации всех рычагов влияния в одной руке. Имплементация и отсутствие электоральных рисков не менее важны, нежели сами правильно принятые законы. Хотя даже с законами есть проблемы – и президент, и Кабмин, и отдельные фракции тянут одеяло реформаторских законов на себя, доводя ситуацию до абсурда. Политические игроки сражаются не за результат, а расставляют флажки над теми или иными процессами. И неважно, что это – реформа судебной реформы или борьба с коррупцией.
Требовать же от участников той же коалиции единства - по меньшей мере, глупо и идеалистично. Партии в демократическом обществе обречены на внутривидовую борьбу, их желание понравиться избирателю - процесс закономерный. Иначе очередные выборы отправят их в небытие. Поэтому вносятся «альтернативные» законопроекты, на должности расставляются «нужные» люди и топятся конкуренты. Всего лишь обратная сторона демократической медали.
По слухам, эмиссары США и ЕС, на политические системы которых мы равняемся, просчитывали подобный вариант и всячески отговаривали Петра Порошенко от досрочных парламентских выборов. По состоянию на начало лета у новоизбранного президента де-факто была полностью контролируемая Верховная Рада, готовая голосовать за любую, даже кардинальную реформу. И был Яценюк, готовый под гарантии сохранения премьерства стать реальным, а не игрушечным камикадзе. По мнению некоторых иностранцев, отягощенных стратегическим видением ситуации, выборы неизбежно переводили страну в плоскость политической конкуренции и борьбы «всех против всех».
Но победила иная логика: мол, если парламент вместо «подвешенности» обретет пятилетнюю стабильность, то реформы пойдут быстрее. Правда, выборы состоялись, но ожидаемых результатов не принесли. Теперь дивный по своему названию Блок Петра Порошенко пытается разобраться с Народным фронтом, кто в доме хозяин. В коалицию пришлось брать даже тех, кто размахивает декоративными вилами. Бюджет писался через пень-колоду, а ночь его принятия напомнила самые страшные парламентские голосования времен Януковича. И главное – на создание новой политической системы координат ушли драгоценные десять месяцев, забравшие у власти карт-бланш на радикальные действия. Теперь и люди поднакопили разочарование, и коррупция голову подняла, и на Западе остыл интерес к украинским событиям.
Что делать? Прежде всего, попытаться деполитизировать процесс принятия реформ. Если политикам игра в электоральный социализм важнее будущего страны – это их личный выбор. Тогда пусть в Раде будет создано межфракционное объединение «Реформы без политики», а публичным сопровождением законов займется исключительно гражданское общество. Как это обеспечить? К примеру, через требования иностранных партнеров и кредиторов. Ведь их тоже должны расстраивать уходящие в черную дыру украинской экономики миллиарды долларов и евро.
Во-вторых, нужна эффективная имплементация реформ. Страна нуждается в молодых, грамотных, успешных менеджерах. Даже если это будут иностранцы – черт с ним, результат важнее. Один нюанс – украинские министры, депутаты и люди, которые влияют на реформы, должны получать много. По меркам украинского общества – неприлично много. Если выпускник престижного иностранного ВУЗа соглашается работать в Украине за 5-6 тысяч гривен – это обман и коррупция. В Грузии, реформами которой мы восторгаемся, министры вполне легально получают по $10 000 в месяц. В Сингапуре годовые контракты министров тянут на миллионы. Да, обыватели у телевизоров будут негодовать, но что такое кухарка у руля государства, мы уже знаем. Как и знаем то, что обыватель видит в слове «реформа».
В-третьих, нужно разбираться с общественным запросом. Будет государство говорить всю правду или немного обманет граждан ради достижения своих целей – не столь важно. В конце концов, любое государство обречено быть немного циничным, если хочет выжить, особенно в соседстве с такими странами, как Россия. Но нужно заставить поверить людей в то, что возможные трудности временны, и все делается ради их же блага.
Наконец, в маркетинговой цепочке «создание запроса – проведение реформы – донесение результатов» нужно начать формировать позитивные сигналы для общества. Если задуматься, то у страны, у власти, у всех нас за последние десять месяцев появились вещи, которыми можно гордиться. Вот только они теряются на фоне информационного негатива. Вера в то, что все под контролем, а лучше станет уже завтра – тот сигнал, который нужен обществу. И его нужно обязательно доносить. Хотя бы для того, чтобы приглушить голос пессимистов, утверждающих, что «реформ не будет».
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки