Почему мы не работаем 3 часа в день?
Стандартный рабочий день в большинстве стран мира — 8 часов. Но чаще мы работаем и больше: люди постоянно что-то не успевают,часто доделывают работу и даже подрабатывают на выходных.
Известный экономист и основатель кейнсианства Джон Мейнард Кейнс еще в 1930-е годы предсказал, что в прогрессивных странах 100 лет спустя качество жизни вырастет в 4–8 раз, а благодаря экономическому буму, количество рабочих часов сильно сократится: люди будут работать 3–4 часа в день в 15-часовую рабочую неделю.
Если первое пророчество сбылось, и в развитых странах действительно значительно вырос уровень жизни по сравнению с серединой ХХ века, то второе явно не осуществилось. Ни в США, ни, тем более, в Украине рабочий день даже не приблизился к исполнению предсказаний Кейнса.
Известные экономисты, в том числи лауреаты Нобелевской премии Роберт Солоу, Джозеф Стиглиц, Эдмунд Фелпс и Гэри Беккер, в сборнике «Возвращаясь к Кейнсу» попытались понять, почему эта теория великого экономиста так и не сбылась. Vox приводитобъяснение авторов.
Во всем виновато неравенство
Кейнс ошибся в этом предсказание, так как исходил из чисто экономических соображений. За человеческую историю было накоплено такое богатство, что каждый мог бы не работать и получать хотя прожиточный минимум.
Однако в современном мире богатство разделились крайне неравномерно: кто-то может позволить себе вести роскошную жизнь и не работать, а кто-то едва сводит концы с концами, работая по 20 часов в сутки.
Джозеф Стиглиц полагает, что эта проблема была решена, если бы мировое богатство в $42 трлн можно было бы разделить между 6 млн человек, живущих на земле. Тогда каждый бы получит $7 тыс — это помогло бы разрешить проблему бедности. Вопрос только в том, готовы ли вы отдать накопленные вашей семей средства, чтобы в мире не осталось бы бедных и не нужно было бы работать.
Такое решение вряд ли когда-нибудь осуществится, однако на количество переработок все-таки можно повлиять. Согласно Стиглицу, это в определенной мере удалось сделать европейским странам за счет следования политике, содействующей увеличению количества отдыха и отпусков. Поэтому в Европе люди меньше работают и больше отдыхают, чем, например, в США.
Люди любят работать
Эдмунд Фелпс и экономист из Гарвардского университета Ричард Фриман пишут, что люди не стали меньше работать, просто потому что не хотят.
По мнению Фримана, для многих современных людей работа – это больше чем зарабатывание денег, например, многие видят в работе социальное пространство, где они встречаются и общаются с другими людьми, поэтому они не станут работать меньше, даже если смогут это себе позволить. Люди находят на работе друзей и даже любовь: например, в США 40%-60% работников когда-либо заводили служебный роман.
Кроме того, известно, что каждому человеку необходимо развиваться. На работе люди сталкиваются со новыми задачами, способствующими росту, решают сложные проблемы, развивают свои таланты. В жизни столько идей для создания нового, столько всего, что можно сделать лучше, что для нас нет смысла выделять себе время на то, чтобы пожить так, как будто мы уже в раю.
Люди слишком жадные
Несмотря на то, что в мире пока что хватает еды, воды и жилья, большинство людей стремится получить больше, чем нужно: человеческим аппетитам нет границ. Каждый человек во всем мире мог бы иметь свой смартфон, но только если у каждого было бы устройство старого выпуска. Однако многие люди хотят, чтобы у них был iPhone последнего поколения.
Человечество стремится к постоянному улучшению технологий для потребителей и готово зарабатывать на это деньги. Порадовавшись новому устройству, люди постепенно привыкают к нему, и через некоторое время уже зарабатывают на его обновленную версию.
Согласно Стиглицу, эта тенденция может быть связана не только с природной жадностью людей, но и с распространением культуры потребления и рекламы. То же самое относится к области здравоохранения. С одной стороны, развитые страны могут позволить себе обеспечить бесплатной медицинской помощью все население, однако люди хотят тратить деньги на разработку новых, дорогостоящих способов лечения от самых разных недомоганий.
Отдых стоит слишком дорого
Специалист по экономике и праву из Чикагского университета Ричард Познер пишет, что привлекательность отдыха напрямую связана с тем, что это за отдых. Никто не хочет отдыхать, сидя дома и ничего не делая. Однако привлекательный отдых, которого люди ищут, – пойти в кино, заняться спортом или сходить на спортивное соревнование, посидеть с друзьями в баре – стоит денег.
Большинству людей скучно жить без разнообразных дорогих развлечений и услуг, таких как путешествия за границу, кино и телевизор, казино, рестораны, спортивные события, фитнес, видоигры, городские развлечения, сидение на диетах, косметические операции, оздоровительные процедуры и продление жизни.
Если же они будут работать всего 20 часов в неделю, все эти возможности останутся лишь в мечтах, поскольку они не смогут себе их позволить. А службы, обеспечивающие эти возможности, при коротком рабочем дне также не смогут работать адекватно запросам потребителей.
Впрочем, этот аргумент слегка преувеличен. Например, в США, согласно последним исследованиям, многие люди проводят свободное время, общаясь с друзьями или в церкви, что далеко не всегда связано с денежными затратами. Кроме того, развлечения, которые все же требуют денег, не всегда стоят дорого, например, кино, которое вполне можно посмотреть в интернете.
Не работать могут лишь нефтяные магнаты
Возможно, основная причина того, что пророчество Кейнса вряд ли когда-нибудь сбудется, заключается в том, что, составляя свой прогноз, он опирался на образ жизни британской аристократии, которая могла наслаждаться свободным временем, получая доход от своего капитала. Однако этот капитал чаще всего был связан с физическими объектами: землей, заводами и т.д.
Экономисты Гэри Беккер и Луис Райо обращают внимание, что большая часть богатства развитых стран заключено в человеческом капитале, который нельзя накапливать пассивно. Чтобы получать от него доход, необходимо работать.
Поэтому прогноз Кейнса сбывается лишь в странах Персидского залива, где богатое население получает доход от предприятий по добыче нефти. В таких странах как ОАЭ, Катар и Кувейт обычный рабочий день местных жителей, имеющих долю в нефтяном бизнесе, как раз и составляет 3–4 часа в день.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки