НАТО готовится отразить атаку российских войск
Украинский кризис вернул на повестку дня вопрос защиты восточных границ НАТО. Альянс принялся укреплять восточную линию обороны практически сразу после аннексии Крыма Россией в феврале 2014 года. В сентябре на саммите НАТО в Уэльсе было решено расширить принимаемые меры, пишет в своей статье, перевод которой опубликован на "Новом времени", Эдвард Уокер, профессор политологии Калифорнийского университета (Беркли).
Так, Альянс доукомплектовал авиационные и военно-морские силы на Черном и Балтийском морях; увеличил размер ротируемых сил на восточном фланге; увеличил частоту и масштаб военных учений в прифронтовых государствах, а также другие формы военной помощи этим странам. Кроме того, у восточных границ была размещена новая военная техника и улучшена логистика.
В Уэльсе было решено создать и Совместные силы сверхбыстрого реагирования (NATO Very High Readiness Joint Task Force, VJTF), которые должны дополнить уже существующие Силы быстрого реагирования (Rapid Reaction Force, RRF). Новые Совместные силы сверхбыстрого реагирования, которые планируется развернуть к концу года, будут состоять из 5 000 военнослужащих, включая воздушные и морские подразделения, а также спецотряды.
Некоторые из них разворачиваются в течение 2-3 дней. Силами будет руководить страна, которая в данный момент возглавляет процесс ротации (Франция, Германия, Польша, Испания или Великобритания). Временные силы VJTF созданы при участии военнослужащих из Германии, Норвегии и Нидерландов. Благодаря новым соединениям силы быстрого реагирования НАТО в Европе достигнут 30 тысяч военнослужащих.
Также НАТО увеличит расходы на оборону в целом. Принятая в Уэльсе декларация предполагает, что члены НАТО доведут свои военные расходы до 2% ВВП, а траты на военную технику составят не менее, чем 20% от этой суммы. Эти цели должны быть достигнуты в течение десятилетия, но только при условии улучшения экономических показателей. Так что не стоит торопиться с выводами.
Тем не менее, военные расходы в ближайшие годы, так или иначе, вырастут - особенно, если улучшится экономика Евросоюза. За пределами Соединенных Штатов военные расходы неумолимо сокращались в течение многих лет (к примеру, расходы на НАТО в 2014 году уменьшились примерно на 1%, несмотря на кризис в Украине). Вероятно, эта тенденция изменится. Если же дойдет до военного столкновения с Россией, расходы стремительно поднимутся. Стоит понимать, что западные экономики приблизительно в 20 раз больше, чем в РФ, соответственно, военные расходы Запада также превышают российские.
В январе в НАТО объявили о планах создания подразделений по интеграции сил в шести странах восточного фланга альянса - Эстонии, Латвии, Литве, Польше, Румынии и Болгарии.
Эти подразделения приступят к службе в следующем году. Им будут поручены функции планирования и координации, в том числе надзор за регулярными учениями подразделений Совместных сил сверхбыстрого реагирования и другими операциями НАТО. Я подозреваю, что они будут также координировать учения в восточноевропейских странах, не входящих в состав НАТО - речь идет, в частности, об Украине и Грузии. Главное, что эти подразделения будут постоянными и смогут оперативно реагировать на возможные угрозы безопасности восточноевропейских стран.
В НАТО все чаще звучат призывы отойти от стратегии «переубеждения через вторжение», перейдя к стратегии «сдерживания на передовых рубежах». Она подразумевает разворачивание в Восточной Европе и практически повторяет политику НАТО времен Холодной войны. Командующий силами США в Европе генерал Филипп Бридлав аргументировал необходимость перехода к этой стратегии в Комитете по Вооруженным силам при Палате представителей США следующим образом:
«Временные волны ротаций не будут иметь длительного эффекта, если не будут сопровождаться разворачиванием постоянных и надежных сил сдерживания. Развернутые воздушные, наземные и морские силы позволят нам среагировать на кризисную ситуацию в течение нескольких часов».
Сторонники стратегии «сдерживания на передовых рубежах» утверждают, что выжидание приведет к дестабилизации, поскольку силы быстрого реагирования будут развернуты на востоке постфактум начавшегося кризиса. Реакция НАТО может оказаться слишком медленной, чтобы остановить российскую агрессию. Кроме того, есть риск, что Москва нанесет удар по войскам НАТО до того, как они будут полноценно развернуты.
Помимо мер, предпринимаемых Альянсом в целом, отдельные государства-члены НАТО решили усовершенствовать свои национальные военные силы быстрого реагирования и нарастить военное присутствие на восточных флангах. Например, новые многонациональные силы быстрого реагирования - Объединенные экспедиционные силы (Joint Expeditionary Force) Великобритании, Дании, Эстонии, Латвии, Литвы, Нидерландов и Норвегии должны быть развернуты до 2018 года.
Предположительно, Великобритания и страны Западной Европы хотят иметь возможность быстро отреагировать на возможные угрозы, избежав вето союзников по НАТО. Отдельные страны Альянса также решили расширить военное сотрудничество с прифронтовыми странами на двусторонней основе.
Наконец, стоит отметить, что Финляндия и Швеция занялись повышением своей обороноспособности и решили перейти к более интенсивному сотрудничеству с НАТО. Эти государства больше всего обеспокоены защитой островов в Балтийском море. На прошлой неделе Швеция объявила, что после десятилетнего перерыва планирует вновь разместить 150 военных на острове Готланд.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки