Военный парад в Москве: PR-акция или ода российскому оборонпрому?
Проведение в России военного парада в честь дня Победы грозится стать грандиознейшей PR-акцией, призванной отвлечь россиян от жестких реалий жизни в условиях международных санкций и показать мощь и незыблемость режима, готового пойти на все, чтобы Россия не стала европейским государством. Первой скрипкой в пропагандистской какофонии, которая организована по этому поводу в информационном пространстве, звучит надрывная ода российской оборонной промышленности – якобы «есть еще, чем пригрозить коварному Западу с его санкциями».
С этой целью в Москве уже было объявлено о показе на параде семи новых образцов ОВТ, среди которых танк Т-14 «Армата» занимает первую позицию. Кроме него, к показу заявлены БМП «Бумеранг», БМП «Курганец-25», береговой ракетный комплекс «БАЛ-Э», береговой ракетный комплекс «Бастион», САУ «КОАЛИЦИЯ-СВ» и БТР «Ракушка». Будет вытащено все, чтобы продемонстрировать «мощь России». Однако на поверку в реальности может оказаться, что многие из «достижений» российской оборонной промышленности являются этакими «потемкинскими деревнями», призванными приукрасить фасад прогнившего здания российской империи.
Неприкаянная «Армата»
Работы по созданию танка под кодовым названием «Армата» (Т-14), который заявлен как главная сенсация военного парада 9 мая 2015 года в Москве, были открыты в 2010 году. Перед конструкторами «Уралвагонзакона» было поставлено конкретное задание – до 2015 года танк должен стать на производственную линию. В соответствии с планами российского военного ведомства, танк «Армата» должен был стать основным танком Вооруженных Сил Российской Федерации.
Но вопрос «Арматы», как и многое другое в жизни российского человека, разбивается «о быт» имеждународные санкции, введенные против России в связи с ее агрессией в Украине. Именно последнее привело к сокращению ассигнований на производство и снижению объема государственного оборонного заказа. Но, в первую очередь, на судьбу проекта влияет то, что «Армата» является больше прожектом, нежели проектом в первичном понимании этого слова, который, по крайней мере, на данном этапе, можно сравнить больше с «потемкинскими деревнями», нежели с «хрущевскими пятиэтажками».
Процесс реализации проекта создания платформы «Арматы» все время проходил со скрипом и потугами. 8 июля 2013 года был анонсирован первый закрытый показ руководству страны танка «Армата» на военной выставке RAE-2013 в Нижнем Тагиле в сентябре того же года. Однако на то время был представлен лишь макет машины. Позже закрытая презентация переносилась на декабрь 2014-го, которая также не состоялась и была перенесена на январь 2015-го.
Одновременно с этим в декабре 2014 года стало известно, что в Минобороны Российской Федерации танк «Армата» вызвал жесткую критику. Причиной этому стало явное, по мнению российских военных, завышение «Уралвагонзаводом» цены, а также несоответствие образца утвержденным характеристикам (недостатки отмечались преимущественно в системе управления огнем). Окончательное решение относительно закупки машины должны были принять в январе 2015 года после официальной презентации. Однако и этого не случилось. 16 января 2015 года стало известно, что первая партия танков Т-14 на единой платформе «Армата» все же поступит в войска в феврале. Об этом заявил заместитель председателя коллегии Военно-промышленной комиссии Олег Бочкарев.
Следует отметить, что амбициозные планы оборонного ведомства России относительно оснащения войск новой платформой «Армата», учитывая существующие условия, нереальны и, скорее всего, не будут выполнены. Очень вероятно, что «Уралвагонзавод» выполнит лишь поставку танков дляДня победы 9 мая 2015 года. Ведь «Арматы» нет даже в Госпрограмме вооружений 2016-2025. А для обеспечения устойчивого развития предприятия-производителя и производства данных машин, говорят сами представители «Уралвагонзавода», Минобороны должен закупать в 2016 году не менее 40 танков «Армата», в 2017-м – 70, а начиная с 2018-го – 120 ежегодно.
Нужно также отметить, что, на разработку «Арматы» и создание технологической линии производства было выделено 54 млрд. руб., из которых большая часть уже потрачена. Как заявил представитель «Уралвагонзавода» Газете.Ru, «если не будет заказов, эти деньги пропадут». И здесь хочется добавить «…как было уже не раз».
Кстати, утверждение проекта создания танка «АРМАТА» на прямую было связано с сообщением Минобороны Российской Федерации о прекращении работ по «Объекту-195» (танк Т-95), которые после долгих бесплодных попыток навязать машину российским военным закончились нулевым результатом. Этот проект также можно причислить к сонму оборонно-промышленных «потемкинских деревень». Его стоимость российскому налогоплательщику обошлась не в один миллион рублей. И посчитать эти миллионы уже вряд ли кто сможет, так как финансировались работы по «Объекту-195» еще со времен «праимперии» – с 1988 года, когда была утверждена опытно-конструкторская работа «Совершенствование-88» (по созданию перспективного основного боевого танка четвертого поколения Т-95). И продолжалось выкачивание бюджетных средств вплоть до появления в 2010 года достойного преемника в лице «Арматы».
Коварный «Бумеранг»
Много вопросов есть и по заявленному к участию в параде БМП «Бумеранг».
Унифицированная боевая платформа шифра «Бумеранг», разрабатываемая ООО «Военно-промышленная компания», позиционируется как перспективная колесная платформа средней весовой категории. Первые образцы должны были быть представлены в 2013 году, а массовые поставки начаться в 2015-м. Планировалось, что на основе унифицированной средней платформы шифра «Бумеранг» будут созданы бронетранспортер, колесная боевая машина пехоты, боевая машина с тяжелым вооружением и другие.
В российской прессе все время звучал вопрос, а будет ли эта машина представлена на Красной площади в 2015 году или нет. Ясность вроде бы внес заместитель председателя коллегии Военно-промышленной комиссии (ВПК) при президенте России Олег Бочкарев. В интервью РИА Новости в конце февраля 2015 года он заявил: «По «Бумерангу» работа идет очень непросто…, но на Параде Победы эта машина будет. А вот запуск ее в серию начнется в 2017 году. Все контрактные обязательства подписаны».
Наряду с этим он подтвердил, что с продвижением проекта есть серьезные проблемы: «Мы вмешиваемся в вопросы кооперации, подтягиваем поставщиков. Нам пришлось разрабатывать новые материалы для брони. Машину надо опробовать, она создана по техническому заданию Министерства обороны, однако у самих военных возникают вопросы по некоторым отдельным решениям этой машины».
И снова нарекания военных, как и с «Арматой»! Тех самых представителей Вооруженных сил, которые, как, например, главком Сухопутными войсками России Александр Постников, уверенно рапортовали ранее в 2012 году о том, что «Первые образцы нового бронетранспортера «Бумеранг» поступят в Сухопутные войска России в 2013 году, а массовые поставки машины начнутся в 2015 году». Однако сведений ни о массовых поставках, ни даже о первых образцах до сих пор нет. Все это также вызывает невольные ассоциации с «Арматой».
Боле того, 1 апреля 2015 года на неофициальном сайте российского Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ) появилась информация, общий смысл которой сводится к тому, что «новейших бронетранспортеров ВПК-7829 («Бумеранг»), 12 предсерийных образцов которых планировалось показать на Параде Победы 9 мая в Москве» Вооруженные силы Российской Федерации могут и не увидеть.
В частности, в сообщении говорится: «В то время как в Интернете нет отбоя от новых фотографий проходящих тренировок в подмосковном Алабино перед Парадом Победы гусеничных бронированных машин новых семейств «Армата» и «Курганец-25», полная неизвестность сохраняется вокруг третьего перспективного типа бронированных машин, предполагавшихся к участию в Параде – колесных бронетранспортеров ВПК-7829 «Бумеранг», разрабатываемых ООО «Военно-промышленная компания» (входящим в состав группы «Русские машины»).
Согласно тендерной документации Министерства обороны России, в Алабино для участия в Параде Победы должны быть доставлены 12 предсерийных БТР ВПК-7829 «Бумеранг», однако до настоящего времени эти машины не «засветились» ни в Алабино, ни на этапе транспортировки туда, ни на заводе-изготовителе (ОАО «Арзамасский машиностроительный завод»)». Проблемы с «Бумерангом» связывают с тем, что «партнер российского производителя – известная ирландская инжиниринговая компания Timoney Technology Ltd – оказалась перед лицом серьезных финансовых проблем после того, как из-за введенных в сентябре 2014 года санкций Европейского Союза против России была вынуждена остановить сотрудничество с контролируемой русским олигархом Дерипаской группой «Русские машины» по программе «Бумеранг».
При этом некоторые комментаторы называют сообщение в авторитетном российском блоге первоапрельской шуткой, что вполне может быть. Однако, как известно, в каждой шутке есть только доля шутки, и, вполне возможно, появление этого своевременного «слива» информации и переведение стрелок на «олигарха Дерипаску» может быть связано с желанием ЦАСТ подстелить соломки и под этот, вполне тянущий на определение ««потемкинская деревня» проект. В обозримой перспективе он имеет все шансы на то, чтобы оставить «с носом» российских военных и российских же налогоплательщиков.
Всему виной санкции?
Хотя огромное значение для появления таких «потемкинских деревень» российской оборонной промышленности все же имеют введенные против России международные санкции, в их основе также лежит и другая системная причина. И кроется она в несоответствии амбиций великодержавных имперцев в лице руководства России и возможностей умирающей оборонной промышленности Российской Федерации. Об этой причине еще в 2010 году было сказано на страницах российской «Експресс газеты»: «Техническое оснащение предприятий оборонки в большинстве случаев устарело, а специалисты поумирали или эмигрировали. Именно этим объясняются провалы испытаний многострадальной баллистической ракеты «Булава» для подводных лодок. Она либо не взлетает, либо летит не туда, куда планировали. Та же история и с разработкой отечественных беспилотных летательных аппаратов, на что уже потрачено 5 млрд. рублей, но ни один из предложенных образцов не прошел даже первого этапа испытаний. Их просто некому делать. И негде…».
Именно этим и объясняется неспособность российской оборонной промышленности преодолеть практически «наркоманскую» ломку от прекращения военно-технического сотрудничества не только с западными технологическими донорами, но и с «отсталой» Украиной. Настолько отсталой, что всемогущее Министерство обороны России вынуждено отказываться от закупок кораблей, которые без газотурбинных силовых установок (ГТСУ) производства ГП НПКГ «Зоря»-«Машпроект» не поплывут. И никакие планы развертывания производства ГТСУ для кораблей на базе российского ОАО «НПО «Сатурн», которое до сих пор занималось изготовлением авиационных ГТСУ, в ближайшей перспективе выполнены не будут.
Точно так же, как уже много лет не выполнены планы по разворачиванию серийного производства вертолетных двигателей в Санкт-Петербурге на ОАО «Климов» взамен продукции украинских АО «Мотор Сич» и ГП «Запорожское машиностроительное КБ «Прогресс» имени академика А.Г. Ивченко. А в это время «РОСОБОРОНЭКСПОРТ» вынужден извиваться перед заказчиками в попытках объяснить им свою неспособность обеспечить экспортные поставки вертолетов по уже оплаченным заказам. Подобная ситуация и по многим другим направлениям – авиационным агрегатам, оптикоэлекторнике, головкам самонаведения для ракет классов «воздух-воздух» и «земля-воздух», ну, и по ракетно-космической технике, наконец.
Более к этим иллюстрациям и определению, сформулированному в российской «Експресс газете», добавить нечего. Ну, разве что, традиционную тягу к щелканью каблуками и показушничеству перед начальством, от которой так и не смогли избавиться в России со времен графа Потемкина-Таврического. А, как известно, эта дурная привычка до добра не доводит – особенно, если начальство обезумело от собственного величия…
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки