Китай и Европа соперничают за природные ресурсы Африки
В последнее время многие сравнивают Соединенные Штаты с поздней Римской империей – временем её упадка и деградации. В тот период империи противостояли «варвары», так и сейчас США ведут настоящую битву за те регионы планеты, где раньше их влияние было бесспорным. Один из таких регионов – это Африка. США нанесли несколько ударов по позициям Китая: раскол Судана, война в Ливии, всё это звенья одной цепи.
Начало экспансии Поднебесной в Африке
КНР стала активно проникать на континент ещё в конце 1950-х годов 20 столетия. С 1958 года китайские спецслужбы помогали Фронту Национального освобождения Алжира (ФНО), который боролся с французами. Весной 1959 года в Пекине принимали лидеров алжирских повстанцев, причем на высоком уровне – с ними встречался один из руководителей китайкой коммунистической партии (КПК) Лю Шаоци. КНР помогал повстанцам финансами и оружием. В принципе это была обыкновенная практика, подобным же образом в Африке действовали США и СССР.
А в октябре 1960 года Пекин официально заявил о предоставлении помощи Алжиру, который стал независим от Франции в 1962 году. В 1960-е годы алжирское государство стало для Китая базой для распространения своего влияния по всей Африке.
В начале 1960-х годов Пекин помогал в создании повстанческого движения в Заире (ныне Демократическая Республика Конго). Правда, с 1968 года КПК переориентировалась на законные власти Заира, повстанцев поддерживать перестали. Кроме того, китайские спецслужбы помогали в организации Национального союза за полную независимость Анголы (УНИТА), который воевал с португальскими колонизаторами и одновременно противостоял Национальному движению за освобождение Анголы – Партии Труда (МПЛА). МПЛА поддерживал Советский Союз. После развала Союза, Партия Труда переориентировалась на США. Китайцы спонсировали противников МПЛА, направляли советников, оружие. В Китае прошёл стажировку и лидер УНИТА – Жонас Савимби и глава «Альянса за демократическое Конго» - Лоран-Дезире Кабила.
Заирских и конголезских революционеров маоистского направления учили в специально построенном для них лагере в Нанкине. Одновременно Китай направлял в Африку сотни, тысячи своих врачей, которые кроме прямых обязанностей, занимались сбором информации.
Пекин последовательно завоёвывал дружбу африканцев: помогал в войне с колонизаторами, продавал оружие, посыл врачей. Поддерживая различные течения национально-освободительных движений, стремился потеснить позиции конкурентов – СССР и США.
После развала СССР, Китай смог резко усилить свои позиции в Африке, свою роль в этом процессе сыграл и тот факт, что Соединенные Штаты, основное внимание уделяли событиям в Восточной Европе и на Балканском полуострове.
Формула успеха
Китайцы не скрывают, что им нужны природные ресурсы Африканского континента, как и западным странам, корпорациям. Но, в отличие от Запада, Китай давал льготные кредиты, не предъявляя никаких политически требований к лидерам африканских стран. Поэтому, легко устанавливал отношения «стратегического партнёрства» с африканскими государствами, в том числе и с теми режимами, которые на Западе считали диктаторскими и старались изолировать.
Африканские лидеры предоставляли китайцам приоритетное право на разработку важнейших месторождений углеводородов и других полезных ископаемых, там, где отказывали работать западные компании (по политическим мотивам). Одновременно, китайцы стали крепить свои позиции на африканском рынке оружия, благо военные конфликты в этой области планеты вспыхивают регулярно. Так, по данным французского издания Monde diplomatique, КНР заработала на Эритрейской войне за независимость (1961-1991 годы) 1 миллиард долларов. Кроме того, есть мнение, что китайцы, несмотря на запрет ООН, поставляли оружие суданским властям, в тот период, когда в Судане шла кровопролитная гражданская война.
Быстро растущая экономика Китая нуждается в самых различных природных ресурсах, особенно китайцев, интересует «чёрное золото», поэтому Пекин старается завести тесные отношения со странами, которые имеют большие запасы углеводородов и других природных ресурсов. «Стратегическими партнёрами» Китая стали такие страны - добытчики «чёрного золота», как Алжир, Ангола, Нигерия, Габон, Судан. В эту группу входила и Ливия. Пекин вкладывает в развитие нефтедобычи огромные суммы. Только в Судан за последние 15 лет было вложено около 20 млрд. долларов. Китай хотел поставить под свой контроль всю нефтедобычу этой страны, но операция сорвалась – Запад (в первую очередь США), смог организовать процесс развала Судана на две страны и ныне суданская территория опять на грани новой войны.
Подобная же ситуация наблюдается и в Ливии – за последние годы в неё Пекин вложил 18,8 млрд. долларов, до начало войны в стране над полусотней проектов работало 75 крупных китайских компаний. К примеру: фирмы Comunication Construction и China Railway Construction Corporation осуществляли строительство железных дорог, компания China Civil Engineering Construction (инженерная компания гражданского строительства) работала над проектом орошения Восточной Сахары, группа China Gezhouba Group занималась строительством домов в 5 южных городах Ливии, фирма Huawei Technologies создавала инфраструктуру для мобильной связи и т. д. С началом войны из страны эвакуировали 35 тыс. китайцев, занятых в различных проектах.
В настоящее время Китай получает из Африки 28% своего нефтяного импорта. О стремительной экономической экспансии КНР в Африку красноречиво говорит следующая статистика: если в 1995 году объем торговли Китая с африканскими странами был 6 млрд. долларов, то в 2010 году он превысил цифру в 130 млрд. долларов.
Важнейшим партнёром Китая в Африке является Ангола. 21 марта 2004 года было подписано анголо-китайское соглашение, в рамках него Пекин для восстановления экономики Анголы разрушенной в 27-летней гражданской войне, предоставил заём в размере 2 млрд. долларов. Осенью 2007 года Пекин выдал второй кредит, на такую же сумму. Причём, оплачивать ангольские власти будут не деньгами, а нефтью. Подобные схемы Китай внедряет не только в Африке, но в отношения с другими странами, к примеру, с Венесуэлой. А чтобы исключить фактор знаменитой африканской коррупции, в соответствии с подписанными соглашениями, все инфраструктурные работы будут выполнять китайские фирмы-подрядчики. Надо отметить, что Пекин не только получает ресурсы, но большую работу ведёт по развитию африканских стран – тысячи африканцев получают возможность получить образование в Китае, строятся больницы, школы, дороги и т. д.
В 2007 году подобный договор был заключён с Демократической Республикой Конго: китайцы инвестировали в развитие инфраструктуры страны 9,5 млрд. долларов, а ДРК обязалась вернуть кредит поставками 10 млн. тонн меди и 600 тыс. тонн кобальта.
Африка, как сфера влияния Китая
В 2000-х годах отношения со странами Африки стали становиться одним из главных приоритетов китайской внешней политики. Особенно это стало заметно со времени назначения Ху Цзиньтао председателем КНР. Пекин, таким образом, становится из региональной державы уровня Азиатско-Тихоокеанского региона глобальным игроком. Африканские страны постепенно вовлекаются в политическую орбиту Китая.
Получая доступ к сырьевым ресурсам Африки, Пекин укрепляет свою экономическую военную безопасность, расширяет жизненное пространство. Кроме того, страны Африки становятся рынком сбыта китайских товаров (пока, в основном идут различные потребительские товары, включая ткани, одежду).
Во многом проникновение Китая в Африку связано и с таким фактором, как значительное повышение затрат на китайскую рабочую силу. Согласно данным о заработках в КНР, которые обнародовал журнал Time, за последнее десятилетие заработная плата китайских рабочих ежегодно росла в среднем на 12%. Из этого можно сделать вывод, что эпоха сверхдешевой китайской рабочей силы завершается. И это приводит к тому, что выгоднее переносить производство в другие регионы планеты, к примеру, в Африку.
Конечно, не все африканские страны довольны усилением экспансии Китая. В Намибии, Либерии, Камеруне, Мозамбике недовольны массовой вырубкой лесов, древесина которых идёт на развитие мебельной промышленности КНР. В Замбии критикуют китайских коммерсантов, которые подрывают позиции местных дельцов. В этом же государстве происходят бунты на медных шахтах принадлежащих китайцам. Выражает недовольство и ЮАР, т. к. китайский дешёвый текстиль подорвал позиции местной текстильной отрасли. В 2006 южноафриканский президент Табо Мбеки резко раскритиковал политику Китая. По его словам Китай «может стать колониальной державой, а мы – лишь сырьевым придатком».
Недовольство африканцев подогревают в США. Так, в телевизионном интервью госсекретаря Соединённых Штатов Хиллари Клинтон в Замбии, было сказано, что вместо того, чтобы сосредоточить своё внимание на партнерстве и помощи в развитии экономического потенциала африканских стран, Китай явно думает об экспансии на Африканском континенте. По мнению американского правительства, африканские страны должны остерегаться «нового колониализма» в связи с укреплением там китайских позиций.
В ответ Китай всё больше сосредотачивается на работе по развитию стран Африки: льготные кредиты сменяет адресная финансовая помощь на строительство инфраструктурных объектов. Африканские лидеры представляют эти проекты, как свою заслугу, набирая очки среди населения, а местные жителю участвуют в различных стройках, получают дополнительный доход. Довольны все. Китай, получая доступ к ресурсам, одновременно стимулирует развитие своей экономики. К тому же создаётся образ «доброго Китая», не омрачённый колониальным прошлым. Китай снимает демографическое давление внутри страны – тысячи китайцев получают работу в Африке, находят жён среди африканок. Это снимает социальную напряженность внутри Китая. Ещё один важный аспект экономической экспансии Китая – Пекин избавляется от долларовой макулатуры, американских ценных бумаг, получая взамен реальные активы (ресурсы, рудники, совместные предприятия).
Пекин планирует создать в Африке свои военные базы
В 2007 году председатель КНР Ху Цзиньтао совершил по странам Африки крупное турне и тогда же озвучил планы Пекина создать свои военные базы в Африке. 1-ю базу Пекин планирует создать в провинции Судана – Дарфуре. Это область на западе Судана богатая нефтью, там прочно обосновались китайские нефтяные корпорации CNPC и Sinopec. Пекин хочет разместить там китайских миротворцев (это регион столкновения мусульман, христиан и различных этносов – арабов, негроидных племён) под эгидой ООН.
В настоящее время, уже до 3 тыс. китайских миротворцев участвуют в различных конфликтах на территории Африки. Если решение о базе будет принято – это будет начало военной экспансии Китая на этом материке. «Горячих точек» в Африке немало. Регулярно вспыхивают новые конфликты, или напоминают о себе старые «очаги», а интересы Пекина простираются по всему Чёрному континенту. Поэтому, расширение военного присутствия КНР будет неизбежным процессом.
Другой страной, в которой может появиться база китайских вооруженных сил, является Нигерия. В дельте реки Нигер уже происходили нападения бандитов (повстанцев) на китайских нефтяников. Китайские компании CNPC и Sinopec в последнее время активно разрабатывают нигерийские нефтяные месторождения, вытеснив западные корпорации.
Позиция Запада
Чёрный континент уже давно был вотчиной стран Запада, особенно сильные позиции имеют США, Франция и Великобритания. Хотя и другие страны Европы, имеют традиционное влияние на свои бывшие колонии, например: Италия, Испания, Португалия, Бельгия и т. д. Естественно им не нравиться новый передел континента, только порадовались крушению Советского Союза, как его позиции занял и расширил Китай. Запад также заинтересован в сырьевых ресурсах Африканского континента.
После проведения в 2009 году IV саммита «Китай–Африка» Запад активизировал накал информационной борьбы против Китая. Политики и СМИ заговорили о китайской экспансии, угрозе утраты былых позиций Европейского Союза и США в Африке. Интересно, что, по мнению западных средств массовой информации «лик китайского неоколониализма более опасен и кровожаден, чем классический западный колониализм». Мол, китайцам наплевать на рядовых африканцев, им нужны только природные ресурсы и рынок для своей продукции. Хотя в реальности, китайская экспансия, более гуманна, чем западная, она направлена на развитие стран, человеческого капитала.
По мнению Пекина, у Запада нет морального права указывать ему, как себя вести. Западный мир сам жестоко эксплуатировал и продолжает эксплуатировать страны Африки и частенько плюёт на «права человека», когда дело касается его стратегических интересов. США и другие западные страны сами создали ряд диктаторских режимов, поддерживали их, пока это было им выгодно.
Китайские СМИ подчёркивают социальную направленность китайской экспансии: создаются рабочие места, строятся важные объекты инфраструктуры, африканская молодёжь бесплатно получает образование в Китае, становясь учителями, врачами, агрономами, инженерами и т. д. Западные корпорации этого не делают, а заняты только выкачиванием ресурсов.
Запад нервничает, он теряет, ещё недавно полностью подконтрольный континент. Теперь африканские лидеры имеют право выбора, монополия западных корпораций, банков нарушена.
Действия Запада
Проигрывая в легальной борьбе, США используют другие методы, суть, которых – принцип «разделяй и властвуй». Спонсируются, создаются, поддерживаются поставками оружия и обучением специалистов в американских военных центрах различного рода сепаратистские, повстанческие движения в Африке. А после начала конфликта США (или другая страна, к примеру – Франция) выступают в роли «третейского судьи», усиливают свои позиции в регионе. Кроме того, США резко усилили своё военное присутствие в Африке – в том числе используя повод борьбы с «международным терроризмом».
- Зарождение и расцвет сомалийского пиратства. Интересно, что в 2006 году, после проведения 3-го саммита «Китай–Африка», КНР усилил своё присутствие в Африке и одновременно активизировались сомалийские «пираты». К тому же Вашингтон и Лондон, главные противники ужесточения антипиратского законодательства.
- Летом 2011 года Южный Судан получил независимость. Судан был расколот на два государства. Китай получил серьёзный удар, т. к. приходится, во многом, заново выстраивать отношения с двумя государствами. К тому же два нефтеносных района - Абьей и Южный Кордофан, остались спорными территориями, борьба за них может привести к новой войне на суданской территории.
- Война в Ливии, который были решены многие задачи, нанесла удар интересам Китая в этом государстве. К тому же есть вероятность удара по Алжиру, а эта страна – «стратегический партнёр» Китая.
Под угрозой удара и другие страны, активно сотрудничающие с Китаем. Республиканец Пол Крэйг Робертс заявил, что война с Каддафи – это фактически война с Китаем и его экспансией в Африке. В журнале Foreign Policy он сообщил, что Пекин рассчитывает на ресурсы Анголы, Нигерии, Ливии, поэтому в самое ближайшее время в Анголе и Нигерии могут произойти военные перевороты, непризнание Западом результатов выборов и авиадуры (по примеру Кот-д’Ивуара, где основную ударную роль сыграли силы Франции). Возможно и возобновление гражданской войны (в Анголе).
Гайдпаркер Степан РАЗИН, Автор Александр САМСОНОВ
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки