Украинцы из провинции массово бегут в Киев
Украинцы бегут изпораженной бедностью провинции в сытуюстолицу, превращаясь в новую особуюкасту - внутренних гастарбайтеров.Приезжие труженики готовы на все, толькобы зацепиться в Киеве, который им кажетсяраем, - пишет Екатерина Иванова в № 4журнала Корреспондент от 1 февраля 2013года
Братья Иван и Роман Салатовыиз Белой Церкви делят в Киеве 7 кв. м надвоих. Они занимают одну из четырехкомнат, сдаваемых внаем в частном доме.Вместо шкафа им служат ящики из-подбананов, выстроенные в пирамиду у стены.Кроме «шкафа» в комнате едва помещаютсядве небольшие кровати и компьютерныйстолик.
За такую обительСалатовы ежемесячно платят по 700 грн.каждый. Это максимум, который они могутсебе позволить, работая продавцами наоптовой базе и зарабатывая по 4,5 тыс.грн. Каждый.
Впрочем,доходом братья довольны. «Не имея высшегообразования, на 2 тыс. грн. работу в БелойЦеркви если найдешь, хорошо будет», -говорит 31- летний Роман.
Большая разница взарплатах между Киевом и провинцией(официально на треть выше, а реально - вразы) - главный двигатель миграциидешевой рабочей силы в столицу и причинапоявления особой касты гастарбайтеров- трудовых мигрантов в своей же стране.По подсчетам Института демографии исоциальных исследований, одних лишьтрудовых мигрантов, проживающих встолице без регистрации, уже около 1млн.
Причины концентрации деловойактивности исключительно в столице, атакже городах-миллионниках экспертывидят в крахе советской системыпланирования и ужасных условиях дляведения бизнеса, которые препятствуютвнутренним и внешним инвестициям,способным создать новые рабочиеместа.
Теперь же у киевскихработодателей глаза разбегаются отжелающих трудоустроиться. Охотнее всегоберут претендентов на рабочие вакансии- сварщиков, слесарей, токарей, продавцов,водителей и строителей. Но многие изприезжих соглашаются на любую работуи готовы сутками стоять на неофициальныхтрудовых биржах, а ночевать - навокзале.
«Люди пытаются уехать [снасиженных мест на родине] в надежде нато, что, найдя хотя бы какую-то работу,потом со временем сумеют обжиться,присмотреться и, может, остаться встолице», - заключает Лариса Лисогор,завотделом экономики труда Институтадемографии и социальных исследований.
Киев и Первомайск, чтов Николаевской области, разделяют всеготри с половиной часа езды на автомобиле,но обитателям маленького городка эторасстояние кажется пропастью. «Этоздесь, в Киеве, люди живут, а у нассуществуют», - сетует 35-летний НиколайНовиков, совсем недавно работавшиймехаником на одном из крупнейшихпредприятий своего региона и получавший2 тыс. грн.
Неделю назад Новиковперебрался в столицу, и нынешняя работатаксистом кажется ему пределом мечтаний- здесь он надеется получать в пять разбольше. Пусть не 10 тыс. грн., но 6 тыс. вКиеве человеку рабочей профессии илибез нее заработать можно, говорят те,кто уже не первый год ест столичныйхлеб. Правда, для этого придется «рватьбез отдыха».
Пусть не 10 тыс. грн., но6 тыс. в Киеве человеку рабочей профессииили без нее заработать можно
Один из таких сограждан- Виталий, 24-летний тракторист, попросившийне называть его фамилию в печати, ноохотно согласившийся сфотографироваться,- переминается с ноги на ногу на площадиу метро Вокзальная. Это место, прозванноев народе «пятачком», является нелегальнойбиржей труда, куда ежедневно в поискахработы стекаются минимум полсотничеловек.
Виталий, уроженец селаСосница Черкасской области, приходитсюда ежедневно к восьми утра. Онсоглашается на любой труд - доводилосьи вагоны разгружать, и соль расфасовывать,и охранником дежурить, и листовкираздавать. «Я не пер*бираю, - говорит он.- Главное, чтобы деньги платили и отношениехорошее было».
Продать свои рабочиеруки на «пятачке» можно в среднем за200 грн. в день. Это впятеро больше, чемВиталий мог заработать у себя дома,вкалывая механизатором на пилораме.
ЕслиВиталия нанимают на долгосрочныепроекты, в основном строительные, натри-шесть месяцев, можно считать, чтокрупно повезло. Чаще всего таким, какон, достается работа, на которую несоглашаются киевляне, констатируетЛисогор. Причем речь идет не только оподсобниках, но и о продавцах всупермаркетах, водителях, слесарях,строителях и других рабочихспециальностях.
«Каждый второй унас - иногородний», - рассказывает НиколайЛось, начальник отдела по работе скорпоративными клиентами Такси Тройка.Стоимость проезда в Киеве в два споловиной раза выше, чем, к примеру, вЖитомире, больше заказов и чаевых - этои привлекает водителей из провинции.
27-летнийтаксист Сергей Вовк из Попельни, что наЖитомирщине, по столичным улицам колеситуже второй год, но не перестает удивлятьсяэкономической пропасти, разделяющейцентр и регионы. Особенно поражает егообилие дорогих машин и фешенебельныевитрины.
«Я сначала даже боялсязаходить в супермаркет, терялся», -признается Вовк.
Удивляют его икиевляне. «Очень пафосные, - делитсятаксист. - Даже на элементарный вопрос,как пройти, отвечают с таким видом, будтоподошел денег одолжить».
Спренебрежением относятся к наемнымработникам и многие работодатели. «Уних отношение свинское - бывает, простоне рассчитываются с нами», - жалуется39-летний краснодеревщик Андрей Караван,подвизающийся на привокзальной «бирже»девятый год.
Чаще всего приезжиеснимают просто спальное место за 500-700грн. в месяц на окраине Киева.
Караван снимаетквартиру возле станции метро Славутич.По гастарбайтерским меркам живет оннеплохо, ведь среднестатистическомузаробитчанину на первых порах не покарману не то что отдельная квартира -даже комната. Чаще всего приезжие снимаютпросто спальное место за 500-700 грн. вмесяц на окраине Киева.
Обычно этокомнаты, обставленные по периметрудвухъярусными кроватями, в которыхразмещаются по пять- шесть человек,рассказывает Виталий. «А бывает, что втрешку заселяют по 30 человек», - добавляетон.
Но и это не худший вариант. Пятьлет назад, как и многие его земляки,Виталий сбежал в столицу от безденежьяи бесперспективности с несколькимигривнями в кармане. «Там все гораздохуже: сидят, квасят», - констатируетрабочий.
По подсчетам, например,профсоюзов Волынской области, откудамногие стремятся попасть в столицу,уровень безработицы в регионе втроевыше официальной цифры, а значит,достигает 30 %, что в несколько разпревышает показатели по Киеву. Те же«счастливчики», которым в Волынскойобласти повезет с работой, могутрассчитывать, по данным Госкомстата,на среднюю зарплату 2,4 тыс. грн., чтопочти вдвое меньше киевского показателя- 4,7 тыс. грн.
Проблемадиспропорции на рынке труда Украинывозникла после распада СССР, считаетЮрий Гаврилечко, экономист и экспертпо проблемам занятости населения. Когдалежащая в основе советской экономикисистема всеобщей занятости, при которойрабочие места создавались равномернопо всему госсектору, была сломана, ейна смену ничего не создали.
Чтопроизошло, наглядно видно по составутрудовой армии, оккупировавшей столицу,- в ней есть выходцы практически из всехобластей, ведь каждый регион во временаСоюза имел свою специализацию.
Кпримеру, Черниговская область и Крым -нынешние лидеры по безработице - былиотданы Госпланом под расселение военныхпенсионеров, рассказывает Игорь Шевляков,экономист Международного центраперспективных исследований. Соответственно,здесь не строили промышленных предприятий,которые нуждались бы в большом количестверабочих рук.
Ради экономии на арендежилья она по шесть часов тратит на то,чтобы добраться из дома в столицу иобратно - благо делать это приходитсядва-три раза в неделю.
В областях спромышленной специализацией - Запорожской,Луганской, Донецкой, Харьковской -причины нехватки рабочих мест иные. Тутсосредоточено множество небольшихгородов с градообразующими предприятиями.Многие из этих индустриальных гигантов,в частности оборонные, машиностроительные,связанные с легкой промышленностю,прекратили существование еще в 1990- х. Ав пришедших им на смену новых производствахчисло рабочих мест ничтожно, резюмируетШевляков.
Однако и на бывшихгоспредприятиях, что сумели вписатьсяв рыночные отношения, дела сегодня идутне слишком гладко. В результате снижаетсяспрос населения на услуги и товары,которые предлагает в регионах малый исредний бизнес: жители провинции экономятна одежде и развлечениях. За этим логичноследует сокращение рабочих мест и вчастном секторе.
Так, ЕленаНедашковская, бухгалтер из городкаМалин, что в Житомирской области, лишиласьместа в частном банке, попав подсокращение. «Пришлось ехать в Киев, гдеуже и так пол-Малина», - говорит она.Теперь Недашковская трудится горничнойв двух столичных семьях, получая закаждую уборку свое недельное банковскоежалование. Ради экономии на аренде жильяона по шесть часов тратит на то, чтобыдобраться из дома в столицу и обратно- благо делать это приходится два-трираза в неделю.
Отсутствие работы напериферии - результат провальнойфинансовой политики государства в годынезависимости, констатирует Гаврилечко.«Если в 1990- е годы приблизительно 50%денег, заработанных в регионе [налоговыхотчислений], оставалось в регионе, аостальное шло в центр [Киев], то сейчас80-90 %, а то и более денег идет в центр, ауже оттуда перераспределяется по всейстране», - объясняет эксперт. В итогесредств на развитие у регионовкатастрофически не хватает.
Если в1990- е годы приблизительно 50% денег,заработанных в регионе [налоговыхотчислений],оставалось в регионе, аостальное шло в центр [Киев], то сейчас80-90 %, а то и более денег идет в центр, ауже оттуда перераспределяется по всейстране
Такой метод управления страной,когда вся ее экономика сосредоточиваетсяв центре, Александр Охрименко, президентУкраинского аналитического центра,называет азиатским - «где хан, там иорда».
Для сравнения: в Польше, такжевышедшей в свое время из соцлагеря,подобного перекоса между экономикамицентра и периферии нет. Зарплаты воВроцлаве, Познани, Кракове, Катовице иГданьске почти не отличаются отваршавских, так же как и цены, рассказываетЯрек Гросс, 40- летний служащий из Вроцлава.«Это позволяет полякам свободно менятьместо жительства, не теряя при этомкачества жизни», - рассказывает он.
Вто же время Гросс признает, что и в Польшемногих влечет Варшава. Но если егосоотечественники стремятся от хорошегок лучшему, то украинцы - от тяжелыхусловий к более- менее сносным.
Вдохнутьжизнь в украинские регионы могли быинвестиции, единодушны аналитики. Хотяоснований, по их мнению, для этогонет.
«[Бизнесмены] не уверены, чтозавтра это [созданное ими] предприятиеостанется по-прежнему их, а без уверенностив будущем никто не будет инвестировать.Нет таких сумасшедших», - объясняетГаврилечко.
Все опрошенныеКорреспондентом эксперты не питаютнадежды, что климат в регионах в ближайшеевремя изменится. «Достаточно большиегруппы населения будут продолжатьискать возможность заработка и вовнутренней миграции [в столицу], и вмежрегиональной», - прогнозируетШевляков.
А пока приехавшие назаработки в столицу свято верят всобственную формулу успеха: если удастсяпройти испытание Киевом, через десять,а иногда и семь лет они будут «крепкостоять на ногах». К примеру, Караван задевять лет работы на «пятачке» купилнебольшой дом в Житомирской области.Большинство его «коллег» о таком толькомечтают.
Братья Салатовы мечтают одругом - открыть собственный бизнес икупить автомобиль. «Чтобы на машинусложить, нужно восемь месяцев, - делитсярасчетами Роман Салатов. - По 1 тыс. грн.в месяц откладывать, и за $ 1 тыс. можновзять прекрасную Таврию».
Нештатноерасписание:
Перекосы на рынке трудаУкраины наглядно иллюстрирует дисбалансзарплат и вакансий между крупнейшимигородами страны и регионами
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки