MENU

Янукович перестает доверять тем, кто помог ему прийти к власти - Портников

2305 4

 

Назначив нового министра обороны Украины, им стал бывший генеральный директор «Укрспецэкспорта» Дмитрий Саламатин, президент Виктор Янукович вновь огорошил всю местную политическую элиту.

 

Пока противоборствующие у президентского трона кланы сражались за кресло министра обороны, шатавшееся под его прежним хозяином, президент оперативно подобрал фигуру, о которой никто и не помышлял.

Примерно то же самое произошло за несколько дней до назначения Саламатина, когда президент определился с новым руководителем Службы безопасности Украины. Им стал руководитель его охраны Игорь Калинин, также не имеющий отношения к основным кланам во власти.

Еще недавно, когда Януковича избирали президентом, его оппоненты предрекали засилье донецких земляков нового главы государства во власти и в бизнесе — и не очень-то ошиблись. Затем обратили внимание на еще одну могущественную группу, связанную в первую очередь с интересами фирмы-газотрейдера «Росукрэнерго» — именно ее представитель, Валерий Хорошковский возглавлял СБУ до Калинина. Считается, что, пересев в кресло министра финансов, Хорошковский пытался сохранить за своей группировкой контроль над Службой безопасности, однако натолкнулся на системное сопротивление «донецких». В результате отступить пришлось и тем, и другим.

По мере усиления президентских позиций — а Янукович сегодня сосредоточил в своих руках власть, несравнимую с возможностями ни одного из своих предшественников, — стало ясно, что президент устает от досадной необходимости искать баланс в интересах соратников. И что он понемногу перестает доверять тем, кто помог ему прийти к власти. Тем более что эти люди озабочены в первую очередь интересами собственного бизнеса и уничтожением друг друга, а затем уже президентскими интересами.

Зато, как это нередко бывает в странах, где президент фактически становится монопольным руководителем государства, подменяя собой и правительство, и парламент, и суд, усилились позиции самых близких к Виктору Януковичу людей. Об обоих сыновьях президента — старшем, Александре, активно занимающемся бизнесом и добивающемся все новых и новых успехов в своем непростом ремесле, и младшем, Викторе, депутате парламента и заядлом гонщике, — теперь принято с придыханием говорить даже во время телевизионных политических программ. Сам Янукович уверен, что правильно воспитал детей, и искренне возмущается, когда журналисты сомневаются в том, что их успехи не обусловлены высоким положением августейшего родителя.

Наблюдатели считают, что именно Александр Янукович становится ближайшим политическим конфидентом отца, оттесняя от президента и главу его администрации Сергея Левочкина, и закадычных друзей донецких времен. И назначения нового главы СБУ и министра обороны отвечают этим выводам, так как и Калинин, и Саламатин — люди, которые обязаны карьерой прежде всего президенту и его близким. Без такой весомой поддержки оба новых главных силовика, не так уж давно переехавшие на Украину из России, вряд ли могли бы рассчитывать на столь стремительный взлет.

Для России, где понятие «семьи» было вмонтировано в политический организм во времена позднего Ельцина, ничего особо нового в происходящем в соседней стране нет. А вот для Украины подобное развитие событий в диковинку.

Конечно, все президенты заботились о своих детях, как же без этого. Но никогда еще понятие «семьи» не имело здесь политического оттенка ельцинских времен.


По иронии судьбы, новый украинский министр обороны — зять бывшего российского вице-премьера Олега Сосковца, оказавшегося в свое время в эпицентре разборок в «ближнем кругу» президента Ельцина. Олег Иванович мог бы многое рассказать Виктору Федоровичу о том, что происходило в окружении Бориса Николаевича. Но вот только нуждается ли президент Янукович в таких воспоминаниях?

«Семья», «ближний круг» понадобились Борису Ельцину в момент серьезной слабости, когда неясно было, удастся ли ему удержать власть, когда состояние здоровья поставило под сомнение саму возможность эффективного управления государством после победы на президентских выборах 1996 года. Позади были пять лет пребывания у власти, изменившие и Россию, и Ельцина.

Янукович на своем посту только два года, он здоров и как будто уверен в себе. Но появление «семьи» как политического фактора заставляет усомниться в этой уверенности. Если уже сегодня украинский президент не доверяет никому, кроме родных детей и их выдвиженцев, то с кем он останется спустя еще пару лет пребывания у власти?

 

 

Виталий ПОРТНИКОВ 

 

 

ЯНУКОВИЧ ВИКТОР ФЕДОРОВИЧ. ДОСЬЕ


Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter

Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки

Інші новини по темі

Правила коментування ! »  
Комментарии для сайта Cackle

Новини