Гриценко предложил шаги для искоренения коррупции
Антикоррупционный закон будет принят в течение месяца. Станет ли он барьером для коррупционеров? - задается вопросом у себя в блоге народный депутат Анатолий Гриценко.
«Масштабы коррупции в Украине впечатляют. Президент Янукович говорит, что в стране разворовывается 20% бюджета. Предприниматели говорят об откатах в 20-40% на торгах и при возврате НДС. Десятки миллиардов гривен разворовываются из бюджета (у народа) ежегодно!» - пишет он.
«Коррупция стала угрозой национальной безопасности. События в Африке и Азии показали, что она подрывает не только стабильность отдельных стран, но и безопасность целых регионов» - уверен политик.
Коррупция бывает разной: бытовая - врачи, учителя, чиновники низшего звена; вертикальная - когда взятки собираются и передаются по вертикали руководству; системная - когда должности покупаются за миллионы, затем строится схема вертикальной коррупции для компенсации вложений.
Циничный вариант коррупции - когда она узаконена. Под Евро-2012 чиновнику дали право без тендера назначать исполнителя работ. То же самое позволили теплокоммунэнерго - мол, зима пришла неожиданно. Потом - оборонным предприятиям, далее - всем госпредприятиям. Свежий законопроект - чиновник без конкурса будет назначать экспортера зерна. Убивается конкуренция, монополизируются отрасли, но все законно: правительство вносит проект, Рада голосует, президент подписывает.
На фоне таких действий антикоррупционный закон ударит только по чиновникам нижнего и среднего звена, вертикальной и системной коррупции он не коснется» - отмечает народный депутат.
Для эффективной борьбы с коррупцией Анатолий Гриценко предлагает пять приоритетных направлений.
1. Включить в Конституцию норму, обязывающую парламент принимать законы прямого действия. Ограничить нормотворчество Кабмина, министерств и ведомств только случаями, прямо указанными в законе. Потому что десятки тысяч подзаконных актов подменяют законы и создают «чернозем» для коррупции.
Кабмин, наоборот, вносит законопроекты, чтобы получить в ручное управление даже те сферы, которые Конституция относит к полномочиям парламента.
2. Максимально ограничить регуляторные функции государства - лицензии, разрешения, регистрации, печати, голограммы, проверки бизнеса, прежде всего внеплановые.
В части дерегуляции положительные сдвиги есть - сокращение видов деятельности, подлежащих лицензированию, надуманных разрешений и нормативов в строительном бизнесе, ограничение внеплановых проверок. Но до качественного прорыва еще далеко.
3. Законом обязать всех должностных лиц государства, избираемых и назначаемых декларировать расходы - свои, а также родных и близких.
Такая норма была в законе, принятом в 2009 году. Но он так и не вступил. Президент Янукович внес свой проект - без нормы о декларировании расходов родных и близких. Значит, у нас и дальше будут «бедные» президенты, премьеры и депутаты, зато их родственники будут мультимиллионерами.
4. Ликвидировать неприкосновенность для всех - президента, депутатов и судей. За коррупционное деяние - под суд, независимо от должности.
Такой законопроект принят в первом чтении. Примечательно, что его авторами были депутаты Виктор Янукович и Александр Лавринович. Затем они стали президентом и министром юстиции соответственно. В этот период Конституционный Суд изучил проект внимательнее и совершенно независимо решил: лишать неприкосновенности президента... нельзя.
5. Установить жесткую уголовную ответственность за взяточничество и главное - обеспечить неотвратимость наказания. Кто обеспечит? Следователь, прокурор и судья. Именно для них, если за взятку отводят от ответственности коррупционера, наказание должно быть максимальным - пожизненно тюрьма, без права амнистии, с конфискацией имущества.
Такой закон принят в 2009 году, но президент Ющенко его ветировал. Я внес его повторно, вскоре будет голосование.
Искоренить коррупцию полностью невозможно. Но свести ее к минимуму вполне реально, если будет политическая воля. Опыт стран Балтии и Грузии подтверждает это.
Мой опыт подсказывает: чиновники - умные, опытные и хитрые. С «телодвижений» шефа они моментально улавливают: речь о борьбе с коррупцией или об имитации. И реагируют соответственно.
Борьба с коррупцией начинается с первого кабинета страны. Или не начинается.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки