«Украина дождется, что получит прощальную записочку от Закарпатья» - лидер подкарпатских русинов
В декабре 2008 г. Служба безопасности Украины предъявила главе Сойма подкарпатских русинов священнику Димитрию Сидору обвинение в посягательстве на территориальную целостность Украины. Суд идет уже четвертый год, и все это время о. Димитрий находится на подписке о невыезде. На 19 марта запланировано оглашение приговора, который может вылиться установленные 110-й статьей УК три года лишения свободы. Так что, не исключено, это последнее интервью у лидера русинов перед его вынужденно продолжительным молчанием.
Но прежде предыстория вопроса.
Весной 1991 г. для многих на Украине стали полной неожиданностью итоги голосования на Всесоюзном референдуме о сохранении СССР, показанные Закарпатьем. В отличие от Прикарпатья, область твердо выступила за сохранение Союза. Мне тогда однокурсница из Берегово и открыла факт существования неких русинов, «никогда не болевших украинским национализмом» по той простой причине, что украинцами себя не считают.
По подсчетам общественных русинских организаций Украины, доля русинов в населении Закарпатской области достигает 70%. Такой процент показывали и досоветские переписи в Чехословакии и Венгрии. По данным международных русинских организаций, в области проживают более трех четвертей европейских русинов (другие местные самоназвания — карпатороссы, руснаки) — всего около 740 тыс. человек. Официальные украинские данные о численности этого народа отсутствуют, поскольку Украина русинов таковым не считает.
А вот в полутора десятках стран, где русины проживают наряду с украинцами, они признаны отдельным этносом (29 февраля 2012 г. опубликованы результаты переписи населения Словакии 2011 г. Русинов в соседней стране зафиксировано 34,5 тыс., что превышает количество чехов (30 тыс.) и украинцев (7 тыс.).
В Польше, Словакии, Хорватии, Румынии, Сербии и Венгрии при государственной поддержке выходят русинские журналы, газеты и книги, действуют школы, включая высшие. В последней из перечисленных стран 13 районов компактного проживания карпатороссов получили самоуправление. Вплоть до 2008 г. (до обвинения тогдашним руководством СБУ лидера русинов в антигосударственной деятельности) госдеп США в ежегодных докладах о правах человека критиковал Украину за отказ признать русинов нацменьшинством. В 2006 г. Комитет по устранению расовой дискриминации ООН рекомендовал Украине признать их национальным меньшинством «ввиду существенных отличий между русинами и украинцами».
Потому неудивительно, что 1 декабря 1991 г. одновременно с референдумом о независимости Украины Закарпатская область 79% голосов отдала за статус самоуправляемой территории в составе Украины. Причем не за обретение этого права, а за его восстановление.
Еще в 1918 г. Венгрия провозгласила «создание на территории русинов на юг от Карпат широкой автономии с конституционным названием «Руська Крайна». По итогам Первой мировой войны эта территория была присоединена к Чехословацкой республике. Сен-Жерменский договор между Антантой и ЧСР от 10 сентября 1919 г. гарантировал образованию под названием Подкарпатская Русь «полнейшую степень самоуправления, совместимую с понятием единства Чехословакии». Это предусматривало собственный сойм (законодательное собрание) и автономное правительство. Трианонский мирный договор от 1920 г. (как часть Версальского договора) признал границы Подкарпатской Руси с Венгрией, Польшей, Румынией, Словакией.
Но со временем Чехословакия вопреки договорам разделила край между субъектами федерации — так называемая Пряшевская Русь с 250 тыс. карпатороссов была присоединена к Словакии. Создания сойма не допустили. Лишь в мае 1938 г. перед лицом гитлеровского нашествия правительство ЧСР пошло на уступки собственному народу — в мае 1938 г. наконец-то была провозглашена автономия Подкарпатской Руси. Более того, последняя приобретала такой же статус субъекта федерации, как и независимая сегодня Словакия. На референдуме, проведенном на Подкарпатской Руси в том же году, 76% опрошенных высказались за русский литературный язык как официальный и язык преподавания.
Украина проигнорировала итоги декабрьского референдума 1991 г. по автономии края, признав лишь голосование за собственную независимость. В следующем году Закарпатский облсовет принял обращение к Верховной Раде о признании русинской национальности и закреплении в Конституции волеизъявления, выраженного на областном референдуме 1 декабря 1991 г. Данная просьба не осталась без внимания. Напротив, русинский вопрос был взят на особый контроль.
По поручениям Кабмина № 17626/34 от 05.09.96 и 17626/34 от 15.09.96 Госкомитет по делам национальностей доработал в 1996 г. негласный правительственный ассимиляции русинов. Я привожу его здесь.
Там же - в интервью о. Димитрия – история дальнейшей борьбы русинов за признание Украиной . Формат блога позволяет мне привести лишь несколько цитат.
«…Представляете, в «тоталитарном» СССР была статья о противоправном изменении границ, а «европейская» Украина, выдающая себя за образец демократии, судит просто за рассуждения…
Украинские политики, в том числе руководители СБУ, — люди, не знающие истории. Поэтому попали в беду. Когда они инициировали процесс, то не знали, что границы Подкарпатской Руси зафиксированы в Трианонском договоре 1920 г., который, к примеру, Венгрия тоже не любит, но терпеливо исполняет.
Поэтому у нас, русинов, нет нужды менять границы. У нас есть потребность реализовать референдум в составе тех границ, которые совпадают с границами Закарпатской области Украины.
Как они не могут понять, что это жизненно необходимо и для Украины?! Неправда, то «Закарпаття — споконвічна українська земля». Это русинская земля, которая вошла в состав УССР волей Сталина. Но Украина нынешняя никак не может зафиксировать это юридически. Потому что по закону Украина должна была выходить из СССР в том формате, в котором вошла, т.е. без Галичины, Буковины, Закарпатья и Крыма. И если к ней присоединились другие регионы уже в советское время, в них обязательно должны были проводиться референдумы по поводу того, где бы они хотели остаться — в суверенной Украине, в СССР или идти другим путем. Закарпатье и Крым воспользовались своим правом, провели законные референдумы и восстановили автономии. Крым — де-факто, а Закарпатье — де-юре.
…мы в 1945 г. не были врагами СССР! Мы честно вошли в это государство. Но в Союзе нам вероломно отказали в праве называться русинами. Закрыли все наши русинские школы и сделали их украинскими. Мы их строили еще при чехах. Верните нам наши 600 русинских школ! Мы их построили до 1945 г.!
В чем наше преступление? Мы всего лишь хотим быть русинами! И мы хотим только мирными средствами требовать этого признания от Украины. В ответ — системная война…
Есть международное законодательство. А оно превалирует над внутренним. Есть право граждан на свободный выбор национальной принадлежности, закрепленное ратифицированными Украиной международными актами о правах человека, национальных и лингвистических меньшинств. Есть права коренного народа, в том числе право на образование на родном языке. В конце концов есть «Международный пакт о границах и политических правах» 1966 г....
Своими действиями Украина показывает, что на реализацию результатов закарпатского референдума как высшей формы волеизъявления граждан наложено табу. А за то, что сойм Подкарпатской Руси озвучил это международное преступление властей, ему инкриминируют пресловутый сепаратизм. Но даже если это было и так — в Европе полно ненасильственных сепаратистских призывов, но там никто не судит за это.
Мы ведь не террористы, не баскские или ирландские боевики. Мы христиане православные! Хотя и это нам — русинам — вменяют как грех. Мол, русины враги, ибо они Московского патриархата! До 1945 г. мы относились к Сербскому патриархату. Если бы только это националистов смущало, мы спокойно бы вернулись в материнскую церковь. Но в бандитско-политическом «Киевском патриархате» и галицийско-униатской УГКЦ нас не дождутся!»
Далее я спрашиваю: Вы заявляете о правах коренного народа, а вам отвечают, что права эти в Закарпатье прекрасно защищены, поскольку-де коренной народ здесь — украинцы, а русины — лишь один из украинских субэтносов. «Науковці» вам скажут, что русины — те же украинцы, которые в XX в. сменили наряду с малороссами свои этнонимы на «украинцы» — в целях объединения нации. Заявила же в 2008 г. директор департамента Госкомнацрелигий: «Даже если русинов 500 тыс., они национальным меньшинством не станут, потому что это будет противоречить этногенезу развития украинской нации».
Ничье этническое право не ограничивается мнением какого-то профессора. Существует же мнение некоторых российских экспертов о том, что украинского народа нет — это ветвь русского народа. Но почему-то Украина не обращает внимания на российскую науку и не воссоединяется с РФ.
Нас уж тем более не интересует мнение украинской науки, которая сегодня, как дама известной профессии, обслуживает государственный аппарат…
Речь должна идти исключительно о правовой стороне. А она состоит в том, что наш народ реализовал свое право на автономию до прихода сюда Украины. Мы не знали украинцев тысячу лет! И по своей доброте решили воссоединиться с братьями за Карпатами. И чем это обернулось? Этнической смертью? Что это за братья такие?!!»
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки