Евразийский союз: чем дальше переговоры, тем менее понятно, чья рубашка к какому телу ближе
2 апреля, выступая на семинаре в Совете Республики, заместитель министра экономики Беларуси Антон Кудасов заявил, что весной 2014 года Беларусь, Казахстан и Россия должны будут подписать всеобъемлющий договор о Евразийском экономическом союзе, и полезно, чтобы перед этим по документу прошли предварительные слушания в парламенте. Об этом пишет БелаПАН.
Слушания он предлагает провести в виде совещания с представителями правительства, которые ведут переговоры с парламентом. «Потому что такие документы и их принятие будут иметь определенные последствия», — отметил замминистра.
По его словам, сегодня известно, что в этом договоре по предложению российской стороны будет предусмотрено создание дополнительных органов управления интеграционными процессами. «Для нас важно понять, что с экономической точки зрения, какие новые аспекты экономического взаимодействия и какие последствия для белорусской экономики это будет иметь. Если это будет просто создание новых органов, то само по себе это, наверное, нас не продвинет. А может, и продвинет», — сказал Кудасов.
При этом он признался, что «чем ближе находишься к переговорным процессам, тем менее понятно, как в этом разобраться».
Развивая тему, Кудасов отметил, что правовая база Единого экономического пространства сформирована. В ее основе 17 базовых соглашений, в развитие которых приняты десятки документов с «неочевидными взаимосвязями». «Этот массив с точки зрения четкости, однозначности правовых норм очень слабый. Очень слабый. Его при трактовке можно разворачивать в различные стороны. У нас Суд ЕврАзЭС работает два года и рассматривает уже определенные заявления. Его принципиальная новизна заключается в том, что он рассматривает ситуации не только между правительствами, но он открыт и для исковых заявлений предприятий. Как в отношении правительств, так и Евразийской экономической комиссии. И я часто себе задаю вопрос, на который у меня нет ответа: как суд разбирается во всем этом?» — сказал Кудасов.
Доказывая свою точку зрения, он привел в качестве примера ситуацию с ценой на газ для Беларуси. С начала года страна получает российский газ по 165 долларов за одну тысячу кубометров. Украина — сейчас по 406 долларов, к середине года — около 450. «То есть экономический эффект порядка 5,3 миллиарда долларов. Для нас это огромные деньги. Возникает вопрос, это что в связи с документами, в которых мы участвуем? <…> Так вот именно это нигде не сказано», — констатировал Кудасов.
Он обратил внимание на то, что Беларусь участвует в процессе формирования ЕЭП с 2006 года, и с тех пор вплоть до 2012 года условия поставок газа в страну только ухудшались.
С другой стороны, отметил замминистра экономики, если бы Беларусь не участвовала в этом процессе, цена на газ была бы на уровне цены для Украины.
Говоря о втором системообразующем факторе — нефти, Кудасов в первую очередь напомнил, что в 2012 году впервые за многие годы был достигнут положительный баланс во внешней торговле в размере 2,9 миллиарда долларов. «Очень серьезный результат. Вопрос, как он связан с ЕЭП? Гарантирован ли он ЕЭП в будущем? Сможем ли мы избавиться от дефицита благодаря ЕЭП? Однозначного ответа нет», — констатировал замминистра.
С одной стороны, по его словам, результат достигнут в связи с экспортом растворителей и разбавителей. С другой — такая переработка, как уверена белорусская сторона, была разрешена соответствующими нормами Таможенного кодекса Таможенного союза. С третьей стороны, Россия была очень недовольна этим и выставила Беларуси ряд претензий, поскольку не считает, что такое разрешено Таможенным кодексом. «Нормы не четкие», — еще раз напомнил Кудасов.
Катерина РИЗАНЧУК katerizanch
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки