Януковичу нужны деньги. Подписание соглашения в Вильнюсе его и его окружение не волнует - Зеркало
Юрий Луценко освобожден, а до Тимошенко очередь дойдет не скоро, пишет Юрий Райхель для азербайджанского издания «Зеркало».
Помилование политического заключенного N2 – Юрия Луценко президентом Украины Виктором Януковичем произошло на христианский праздник Благовещения. Здесь во времени сошлись два фактора. Всячески подчеркивающий свою религиозность украинский президент выбрал эту дату не случайно. По канонам в этот день принято прощать своих врагов, птиц выпускать из клеток на волю и вообще вершить добрые дела. По мнению политтехнологов администрации президента, для весьма религиозного населения страны это должно стать своего рода символом.
Но есть и более прозаические причины сделанного, считает Райхель. На 18 апреля назначен доклад мониторинговой миссии Европарламента в Украине – комиссии Кокса-Квасьневского. Этот доклад уже был практически готов и описывал ситуацию в Украине в весьма негативных тонах. Теперь же, судя по высказываниям бывшего президента Польши Александра Квасьневского, в него будут внесены определенные изменения положительного характера.
Европейские лидеры неоднократно подчеркивали, что освобождение Юрия Луценко и Юлии Тимошенко – необходимое условие для дальнейшего продвижения Украины в Европу и для подписания соглашения об ассоциации в Вильнюсе в ноябре.
Об этом достаточно ясно сказал на брифинге советник президента, руководитель Главного управления по вопросам международных отношений администрации президента Андрей Гончарук. “Считаю, что последние события и меры, которые были осуществлены всеми ветвями украинской власти как во всех сферах как внутренней жизни, так и во взаимоотношениях с ЕС, в том числе в решении некоторых вопросов так называемого “избирательного правосудия”, свидетельствуют о серьезном прогрессе по созданию надлежащей политической атмосферы и ради достижения нашей основной цели – подписания соглашения об ассоциации во время вильнюсского саммита “Восточное партнерство” в ноябре этого года”.
Теперь украинская власть думает, что имеет предметное доказательство своего желания выполнить эти условия, отмечает издание.
Демонстрация твердого намерения подписать соответствующее соглашение в Вильнюсе адресована не только Брюсселю и Страсбургу, но и Москве. Никакого продвижения в газовом вопросе нет и не ожидается. Наоборот, Белокаменная показывает, что намерена максимально сократить, а в будущем совсем прекратить транзит газа через Украину. Для чего намерена реанимировать проект “Ямал-Европа-2″ и проложить газопровод через территорию Польши в Словакию и Венгрию. Сейчас в Варшаве разгорелся нешуточный скандал в связи с подписанием меморандума об этом между компанией EuRoPol Gaz и “Газпромом”. Интересно, что эта компания почти на 50% принадлежит российскому монополисту. Получается подписание “Газпрома” с самим собой. В общем президент Польши Бронислав Коморовский вынужден был в телефонном разговоре пообещать Виктору Януковичу, что Польша не будет участвовать в российском проекте.
Москва же старается не упустить время. Как пишет парижская газета Le Monde, на встрече в Ганновере с канцлером Германии Ангелой Меркель Владимир Путин поднял вопрос о газе и Украине. Кремль раздражен тем, что немецкая компания RWE помогает Украине вырваться из тисков “Газпрома”. Маловероятно, что германское правительство пойдет навстречу в этом вопросе, так как отношения Москвы и Берлина переживают далеко не лучшие времена.
Мы довольно подробно остановились на газовом вопросе, так как он является квинтэссенцией украино-российских отношений и той дилеммы, которая стоит перед украинской властью.
Сейчас, как, впрочем, и всегда, Киеву нужны деньги. И сам факт подписания соглашения в Вильнюсе президента Януковича и его окружение не сильно волнует. Для них гораздо важнее, что подписание открывает дорогу для зоны свободной торговли с ЕС. А это, как надеются в Киеве, откроет окно инвестициям и притоку столь необходимых средств. А демократические реформы могут и подождать.
Поэтому во внешнеполитической части украинская власть демонстрирует гибкость и проевропейский вектор. Да и Москву лишний раз предупреждают, что она может многое потерять.
Что касается внутриполитической составляющей освобождения Юрия Луценко, то здесь сосуд даже не с двойным, а с гораздо большим количеством доньев. Причем внешнеполитическая и внутриполитическая части пересекаются, пишет автор публикации.
Власть прилагает огромные усилия, чтобы разобщить украинскую оппозицию. Для этого есть как объективные, так и субъективные основания.
Идеологические основы партии “Фронт змiн” (“Фронт перемен”) во главе с Арсением Яценюком во многом несовместимы с национализмом партии “Свобода” Олега Тягнибока. Социал-демократические, часто левопопулистские лозунги партии Яценюка противоречат либеральному курсу партии УДАР Виталия Кличко. Соответственно, у каждой из этих партий свой избиратель, часто враждебно настроенный к соседям по оппозиции. В таких условиях единство действий довольно проблематично. И то, что они пока его демонстрируют, можно считать большим успехом. Традиционно украинские оппозиционеры договариваются с большим трудом, и такое единство не выдерживает испытания временем. Власть это прекрасно знает и старается вовсю.
Далее в действие вступают субъективные обстоятельства. Есть такая пословица: где два украинца, там три гетмана. Все прекрасно понимают, что для победы на президентских выборах 2015 года необходимо выставить единого кандидата от оппозиции. И договориться нужно, в крайнем случае, не позднее весны 2014 года, а еще лучше – осени 2013-го. И это не менее, а гораздо более сложно, чем согласовать идеологические принципы.
Нам уже приходилось отмечать, что поиск кандидатуры от оппозиции для мэра Киева сталкивается с очень большими трудностями. Что уже говорить о кандидате в президенты?!
Как надеется власть, освобождение Юрия Луценко должно внести дополнительное напряжение в оппозиционный лагерь. Хотя теперь свободный бывший полевой командир майдана 2004 года и заявил об отсутствии у него президентских амбиций, тем не менее, многие в окружении Арсения Яценюка ощущают опасность, пусть и не выраженную, со стороны Луценко. Даже не формальную, а психологическую.
Тюрьма и достойное поведение в ней дали Юрию Луценко главное, о чем может мечтать политик. Не зря Махатма Ганди говорил, что каждый приличный человек должен два года отсидеть в тюрьме. Они дали ему моральную санкцию. Право рассуждать о том, что хорошо, а что плохо, и давать оценки. В конце концов, иметь собственное мнение, к которому будут прислушиваться. Зная характер Луценко, навряд ли он будет слишком приспосабливаться к какому-то лидеру. В украинской политике такого человека не было после рубежа 1980-1990-х гг., когда еще оставались в стране и в оппозиции люди, за плечами которых были тюремные сроки от советской власти за убеждения. Едва выйдя из заключения, Луценко уже позволил себе очень легкие, но критические замечания по действиям оппозиции, в частности, по поводу блокирования работы парламента. На критические стрелы от Луценко власть очень надеется, и это не в последнюю очередь заставило даже самых отъявленных врагов Луценко в окружении президента согласиться с его освобождением.
Но все может произойти и совсем наоборот. Явно помудревший Луценко, в заключении он прочитал много книг по философии, не станет играть в пользу власти ради эфемерной популярности. Наоборот, он станет каждодневным напоминанием, что пора освобождать и Юлию Тимошенко.
Издание отмечает, что само помилование Луценко произошло с нарушением закона. Юридическая процедура помилования по ныне действующему закону начинается только после письменного обращения заключенного к президенту с соответствующей просьбой. Луценко категорически отказался такое прошение писать, так как считал суд и приговор несправедливыми. С просьбой о помиловании обратилась уполномоченный Верховной Рады по правам человека (омбудсман) Валерия Лутковская. Формально президент не должен был на такое обращение даже реагировать, но пошел на явное нарушение закона. Очевидно, что власть надеялась на переполняющую сторонников Луценко радость, и никто не обратит внимания на явное нарушение юридической процедуры.
Кстати, таким образом были окончательно девальвированы многочисленные заявления Януковича, что он не может пойти на нарушение закона и освободить Луценко и Тимошенко. Оказывается, что, когда президенту надо, он с легкостью на такие нарушения идет. Тем самым еще один раз было наглядно показано, что никакой юридической составляющей в деле Луценко и Тимошенко нет, только политика.
Многие называют выход Луценко из тюрьмы началом политической оттепели в Украине. Ничего подобного. Это просто тактический шаг, ничего не меняющий в политике администрации Януковича в попытках свертывания демократии. Никакой оттепели в Украине нет. Есть тактика прогибания власти под внешним давлением и острейшей необходимости заимствования достаточно больших средств. Что и было продемонстрировано urbi et orbi – городу и миру.
Но есть и еще одно. Президент Янукович, сознательно или из-за бездумности своих советников, загнал себя в глухой тупик, показав европейским коллегам, что соблюдение процедуры закона может игнорироваться, и, соответственно, лишив себя возможности кивать на эту же процедуру при обсуждении дела Тимошенко.
Похоже, что сейчас украинская власть об этом не думает. На какое-то время она получила передышку, а там видно будет. Во всяком случае, пока об освобождении Тимошенко говорить и даже думать рано, резюмирует издание.
Катерина Ризанчук katerizanch
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки