MENU

ТОП-6 мифов о Космосе, в которые все верят благодаря фильмам

324 0

Наши познания о космосе похожи на наши знания об истории: бывает действительно сложно разобраться, где настоящие факты, а где запомнившиеся по фильмам. И в обоих случаях часто оказывается, что эти знания не просто неточны, а до смешного ошибочны. Какие же самые распространенные заблуждения о космосе мы вынесли из фантастических фильмов?
 
№6. Астероидные поля смертельно опасны
 
Помните, как в фильме «Империя наносит ответный удар» Хан Соло удирает от Империи через астероидное поле? Чёртовы камни летают настольно плотно, что даже мелким имперским истребителям не пробраться через них, не рискуя быть раздавленными дрейфующими валунами. Через 20 лет в «Атаке клонов» Оби-Вану тоже придётся несладко. И кроме «Звёздных войн» такие же поля астероидов мы видим в кинофантастике сплошь и рядом. Но на то они и астероидные поля, верно? Как сказал бы C-3PO, ваши шансы успешно пройти астероидный пояс бесконечно стремятся к нулю, примерно как в случае, когда на вас несётся стадо напуганных до смерти коров.
 
На самом деле

Если посмотреть на снимки астероидного пояса в нашей солнечной системе, то выглядит он точно, как в «Звёздных войнах». Астероидов в нём действительно уйма – на сегодня неугомонные астрономы насчитали уже около полумиллиона. Но загвоздка в том, что малые планеты разделяют километры и километры вакуума, в среднем на 650 000 квадратных километров приходится по одному астероиду. Поэтому, отправляя свои зонды лететь через астероидный пояс между Марсом и Юпитером, учёные NASA говорят, что шансов столкнуться с астероидом у аппарата… один на миллиард. Так что капитан Соло мог вести свой корабль хоть левой пяткой, всё равно шансов врезаться в астероид у него было бы столько же, сколько у вас по дороге в ближайший супермаркет.
 
Можно, конечно, поспорить, что в галактике, где давным-давно бушевали «Звездные войны», по какой-то причине часто встречаются сверхплотные астероидные поля, но всё же это в принципе невозможно – со временем астероиды всё равно рассеиваются. Если бы у астероидного поля в какой-то момент плотность была такой же, как в «Звёздных войнах», то от постоянных взаимных столкновений астероиды довольно быстро разлетались бы во все стороны, и плотность уменьшилась бы.
 
№5. Чёрные дыры – санитары космоса
 
Из всех космических ужасов чёрные дыры, пожалуй, нагляднее всего доказывают, что Вселенная ненавидит нас. Они невидимы, зловещи, огромны и, словно космический пылесос, засасывают в себя всё без разбору на световые годы вокруг.
 
Из-за последней особенности чёрные дыры с завидным постоянством появляются в каждой уважающей себя космоопере: от последнего «Звёздного пути» Джей Джей Абрамса до «Доктора Кто». Но всюду и всегда чёрная дыра предстает как чудовищной силы сосущая воронка, от которой невозможно сбежать.
 
На самом деле

Давайте представим, что, проснувшись утром, мы обнаружили на месте нашего солнца чёрную дыру с аналогичной массой. Что же произойдёт? Да попросту ничего. Нет, мы, разумеется, замерзнем на смерть, потому что исчезнет источник тепла, согревающий нашу планету, и только. Но Земля совершенно точно останется на месте.
 
Потому что большинство людей забывает, что при всей своей широко разрекламированной мощи, чёрные дыры всё ещё обладают массой. Это значит, что, какими бы пугающе всесильными они не казались, притяжение чёрной дыры, как и любого другого объекта в нашей Вселенной, ограничено пределами, которые определяет её собственная масса. И если масса чёрной дыры равна массе Солнца, то и сила её притяжения будет равной, а значит, наша планета продолжит мирно вращаться по своей орбите.
 
Вот так-то, даже если вы – наводящая ужас чёрная дыра, это не освобождает вас от законов физики и бессердечной гравитации.
 
№4. Солнце жёлтое

Цвет Солнца – вещь сама собой разумеющаяся, одна из тех вещей, которые мы усваиваем ещё в детском саду. Даже в принятых классификациях наша звезда значится как «жёлтый карлик».  Так что же тут может быть не так?
 
Мы в курсе и того, какого цвета ближайшие к нам космические объекты, потому что у нас полно фотографий, добытых тем же телескопом «Хаббл», околоземными спутниками и курсирующими по солнечной системе зондами. Именно благодаря им Голливуд, а за ним и весь мир, узнал, какого цвета марсианское небо или лунные камни.
 
На самом деле

Солнце не жёлтое. Причина, по которой мы видим его таким — в земной атмосфере, окрашивающей солнечные лучи в желтоватый оттенок. Но не стоит забывать, что температура нашей звезды – 6000 градусов по Кельвину, и на самом деле у неё единственный возможный для настолько раскалённого объекта цвет. Белый. По факту, солнце ещё скучнее, чем Луна: на нём даже лица не разглядеть.
 
А что же с остальными телами нашей солнечной системы? Ведь у нас есть фотографии. У нас же есть марсоходы, фотографирующие поверхность Марса с расстояния вытянутой руки!
 
Вы будете удивлены, но ни одна из космических камер не делает цветных снимков. Цвет добавляют позже с помощью фильтров. Такие дела.
 
Но только не нужно думать, что это очередной заговор NASA и правительства. Внеземные фотографии – штука хитрая, и снимки, которые получаются в результате, отнюдь не всегда представляют самую точную версию предмета. Вместо этого учёными приходится подбирать комбинации цветов, которые лучше отвечают целям из работы.
 
«Цвета на снимках с телескопа Хаббла нельзя назвать ни правильными, ни неправильными», говорит Золт Левей, сотрудник Научного института космических наблюдений. «Чаще эти снимки представляют физический процесс, лежащий в основе предмета съемки. Они являются способом представить на одном снимке так много информации, сколько возможно получить».
 
Так что, да, все потрясающие космические фотографии, которые мы видим год за годом, это просто чёрно-белые снимки, раскрашенные, чтобы учёные могли более наглядно отразить каждую деталь изображения.
 
Например, марсоход присылает на Землю вот такие снимки. После того, как специально обученные люди в NASA раскрасят картинку, снимок будет выглядеть так

№3. Метеориты горячие

Вы видели это в каждом фильме-катастрофе – возьмите хотя бы сцену из «Армагеддона», где огненные дымящие метеориты разносят Нью-Йорк. И хотя мы знаем, что не каждый фильм построен сплошь на научных фактах, если в вашем дворе упадёт метеорит, вы вряд ли броситесь сразу же хватать его руками – он же падал, оставляя огненный след в полнеба.
 
На самом деле

Кусок камня миллиарды и миллиарды лет летал в космосе, где, кстати, космически холодно – всего на три градуса выше абсолютного нуля. После входа в атмосферу до столкновения с землёй у метеора будет лишь несколько секунд, настолько велика его скорость. И это значит, вне зависимости от того, что по этому поводу думает Майкл Бэй, у этого куска камня попросту нет времени, чтобы нагреться. Те, которые всё же долетают до земли, обычно слегка тепловатые.
 
Но откуда же тогда огненные шары? Почти все видели метеоритный дождь – они действительно горят. Но на деле наблюдаемый нами эффектный файрбол почти не имеет отношения к самому метеору. Это всего на всего воздушный слой, который образуется перед падающим метеором в атмосфере, именно он и нагревается, создавая вид горящего шара, но на температуру самого небесного тела это не влияет.
 
№2. Люди взрываются в вакууме
 
Сцену «Ничтожный человечишка против космического вакуума» мы видели в кино бесчисленное множество раз. Фильмы категории «Б» наглядно демонстрируют: разница внутреннего и внешнего давления в открытом космосе в момент выворачивает человека наизнанку, не успеешь и глазом моргнуть. Тому же эффекту мы обязаны незабываемому пучеглазому Шварценеггеру из культового «Вспомнить всё», и вообще, всё это было в «Симпсонах».
 
На самом деле

Всё верно показано у Кубрика в «Космической одиссее», где астронавту приходится недолго прогуляться в космосе без шлема. Конечно, пробыть так слишком долго у вас не выйдет, ведь дышать-то вам всё равно надо. Но ваша голова без шлема в вакууме определенно не взорвется.
 
Потому что у человека всё же есть пусть небольшая, но защита против космического вакуума – наша кожа и система кровообращения. Первая защищает наше тело настолько хорошо, что способна нейтрализовать эффект мгновенной разгерметизации. Последняя же, быстро адаптируясь, продолжает делать свою работу, так что в безвоздушном пространстве наша кровь не закипит, как думают некоторые. Даже переохлаждение не является проблемой: хотя температура за бортом звездолёта стремится к абсолютному нулю, в космосе не так много материи, которая может поглотить тепло вашего тела.
 
Фактически, главная угроза для человека без скафандра в открытом космосе – это воздух в лёгких. Когда внешнее давление пропадает, объём газа в вашей груди расширится, что может привести к баротравме лёгкого, точно так же, как у аквалангиста, резко всплывающего с большой глубины.
 
Хотя всё это не значит, что для выхода в космос достаточно респиратора и плавок. Без скафандра Космическое пространство быстро с вами разделается. Только это будет не так зрелищно, как показывают в фильмах.
 
№1. На обратной стороне Луны всегда темно

Общеизвестно, что Луна повернута к солнцу лишь одной стороной. Пока первая купается в тепле солнечных лучей, другая её часть обречена на вечную тьму и холод. Не удивительно, что тёмная сторона Луны в массовой культуре стала загадочным и жутким местом одинаково пригодным, чтобы прятать древнюю технологию Трансформеров и чтобы вдохновлять авторов психоделической музыки.
 
На самом деле

Тёмной стороны луны не существует, равно как и тёмной стороны Земли. Да, действительно, в результате взаимного вращения планет, луна всегда повёрнута к Земле и наблюдателям на поверхности одним и тем же полушарием. Обратите внимание: к Земле. Но не к солнцу.
 
Так что на Тёмной стороне Луны на самом деле темно только по ночам. Ну, и во время затмений. Остальное время обе стороны получают солнечного света поровну: и мифическая «тёмная», и «светлая», та самая, с лицом, которую мы с вами видим.

 

gapp.az

 


Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter

Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки

Інші новини по темі

Правила коментування ! »  
Комментарии для сайта Cackle

Новини