Дела казахские: И снова фарс под соусом реформы
Нурсултан Назарбаев и Карим Масимов
Казахский журналист Жанболат Мамай рассказывает о политических реалиях в Казахстане. После традиционно «оглушительной» победы на формальных президентских выборах вновь занявший самый высокий пост президент Кахахстана решил снова войти в образ великого реформатора и создал национальную комиссию по модернизации страны.
Комиссия и комиссары
Напомню, что идея проведения пяти институциональных реформ была объявлена Назарбаевым накануне выборов и именно этот лозунг стал предвыборной платформой елбасы. И, кстати, эту комиссию, которая должна провести реформы для дальнейшего экономического роста и улучшения качества государственной службы, возглавил не сам президент, а его верный нукер Карим Масимов.
Кто же стал комиссарами? Вошли в эту комиссию не представители широких слоев населения, гражданского общества, руководители общественных объединений, эксперты, политики, известные публицисты, а сплошь и рядом чиновники, в числе которых Нурлан Нигматуллин, Ербол Орынбаев, Талгат Донаков, Ерболат Досаев, Баглан Майлыбаев и Дарига Назарбаева. Теперь-то у тех, кто еще питал слабые иллюзии насчет возможных реальных политических и экономических реформ под руководством Акорды, думаю, окончательно слетели шоры с глаз: эта комиссия не более чем очередная бутафория.
Я не причисляю себя к лагерю законченных оптимистов, кто вопреки политическим реалиям верит в то, что Акорда в один прекрасный день начнет в стране реальные реформы. Но, тем не менее, политический деятель, который десятилетиями стоит у руля государства и обладает неограниченными властными полномочиями, если чувствует хоть какую-то ответственность перед страной, должен немедленно начать реальные политические реформы, а не кормить население баснями про «реформу» и «модернизацию».
Именно сейчас, когда весь мир напряженно наблюдает за переделом миропрядка и грубейшим нарушением норм международного права. Когда даже такое крупное государство как Украина не может в одиночку противостоять большому и агрессивному соседу - России, которая вопреки всем обстоятельствам делает все от нее зависящее, чтобы разорвать эту страну на части. Украина, хоть и с большими издержками и территориальными потерями, смогла выдержать натиск Кремля, благодаря реально работающим политическим институтам - в первую очередь парламенту, который смог взять бразды правления в свои руки после бегства Януковича из страны и придать легитимность решениям ведущих политических сил и партий.
Сонм нелегитимных
Страшно даже представить, что ждет нашу страну в случае резкой смены политической обстановки. Можно с полной уверенностью сказать, что в Казахстане нет ни одного легитимного института власти, который в случае чего мог бы взять управление государственным «кораблем» в свои руки. Легитимен ли у нас парламент? При живом и здоровом Назарбаеве, возможно, да. При действующем президенте парламент может принимать законы, разрабатывать законопроекты, одним словом, заниматься положенной законотворческой деятельностью.
А если человек по имени Нурсултан Назарбаев в один прекрасный день испарится (конечно, я утрирую, но тем не менее представим ситуацию, что он покинул Акорду)? Что тогда будет с этим парламентом? Кто же в таком случае будет серьезно воспринимать Токаева или Джакупова полноценными носителями власти? На каких правах и основаниях они будут находиться в здании парламента Казахстана? Ведь их никто не избирал на честных и открытых выборах, не отдавал за них голоса, следовательно, они не могут быть представителями народа.
Обладает ли властью премьер-министр Карим Масимов в отсутствии Назарбаев? Нет! Ассамблея народа Казахстана? Полный пшик! Местные исполнительные органы и акимы городов, областей? Тоже нет. Все эти так называемые представители власти НЕЛЕГИТИМНЫ и существуют только благодаря «волшебному» присутствию в стране бессменного президента Назарбаева. Без НЕГО это сброд, праздношатающаяся толпа бюрократов.
Что касается оппозиции, то и ее в легитимном поле не существует. Есть отдельные партии, такие как ОСДП или КНПК, называющие себя оппозиционными. Конечно, можно называть себя кем угодно. Но это не значит, что так и есть на самом деле. «Народные коммунисты» даже орали во все горло, что их кандидат победит на президентских выборах. Чем рассмешил всю политическую тусовку до слез. Но сегодня всем более-менее интересующимся политикой в Казахстане известно, что эти партии существуют на деньги власти, получают указания КНБ и администрации президента, являются полностью подконтрольными им политическими марионетками.
В итоге получается, что Акорда повторяет ошибки Сталина или современного экс-диктатора Муаммара Каддафи. Ведь тот же Сталин отнюдь не собирался на покой, наоборот, затевал новый виток репрессий, гонений и не готовил ни преемника, ни политическое завещание своим последователям. Более того, известно, что он активно готовился разжечь третью мировую войну. Смерть Сталина стала полной неожиданностью для всех: от рыдавшего по усопшему тирану обывателя до полностью растерявшегося члена политбюро. И тогда ни один член политбюро по отдельности, ни все его члены вместе взятые не обладали ни легитимностью, ни властью. Но распада СССР тогда не произошло: слишком большой и защищенной была страна и система.
В современной Ливии получилась другая ситуация. После смещения с трона Каддафи страна погрузилась в гражданскую войну и де-факто распалась. Многочисленные разрозненные племена до сих пор борются за нефтеносные районы страны, и вряд ли эта война приведет к объединению Ливии в прежних границах. Пророссийские пропагандисты в присущей им манере в распаде Ливии обвиняют Запад. Возможно, западные технологии и западное образование, стремление молодежи к западным ценностям привели к свержению режима Каддафи. Но кто создал такое государство, где единственным легитимным правителем был один человек? Кто строил государство, где все разрушилось в один миг, как карточный домик, после смещения одного человека с высшего поста?
Памятуя об этих событиях, в некоторой степени надеялся, что Назарбаев действительно пойдет на реальные институциональные реформы. Ведь в том, что в верхах сложилась именно такая ситуация, виновата в первую очередь Акорда. На заре независимости никто и помыслить не мог о том, что единственным легитимным носителем власти будет один человек. Тогда реально работали Верховный совет, правительство, местные маслихаты, политические партии, общественные объединения и СМИ. Работали законы и Конституция. И это все было разрушено. Планомерно, жестко и до основания.
Разгон парламента, принятие новой Конституции, отказ от парламентской республики, референдум по продлению полномочий президента, уничтожение политических оппонентов, зачистка партий и независимых СМИ - все это делалось для того, чтобы построить в Казахстане авторитарный режим с неограниченными полномочиями одного человека. Трудно поверить, что индивид, который такую ситуацию и политическую систему создал под себя, в мгновение ока откажется от своей идеи и начнет реальные политические реформы. Но именно так и должен был поступить ответственный и честный перед своим народом руководитель. Но, видимо, придется в очередной раз разочароваться в нем.
«Может, все-таки президент начнет реальные реформы и политическую модернизацию в стране?». Такой вопрос в глубине души может себе задать неисправимый оптимист. Но даже при сильнейшем желании и зашкаливающей отвественности за судьбу страны у 97-процентного елбасы вряд ли это получится.
Что нужно сделать
Во-первых, члены той же комиссии, состоящей сплошь и рядом из чиновников высокого ранга, не позволят это сделать, даже если получат реальные поручения, будут саботировать их выполнение. Кто поверит в то, что чиновники, которые уже достаточно давно находятся в коридорах власти, вдруг начнут модернизацию в стране в рамках вновь созданной комиссии? Чтобы поручить Масимову или Нигматуллину политическую, экономическую, социальную модернизацию, не было никакого смысла создавать национальную комиссию - они по долгу службы должны эффективно работать и заниматься этим! Оттого что у этих чиновников появится новая должность, эффективность их работы вряд ли возрастет.
Во-вторых, комиссию по модернизации и демократизации страны должен был возглавить сам президент Назарбаев. В нее должны были войти представители не только власти, депутаты парламента и члены «Нур Отан», а также представители гражданского общества, эксперты, политики, ведущие экономисты, юристы, известные журналисты и публицисты. И президент мог бы запустить процесс реальной модернизации и последующей демократизации страны.
Например, объявил бы, что это его последний президентский срок, и, пользуясь своей властью, открыл бы дорогу здоровой политической конкуренции в Казахстане. Для этого необходимо: а) пересмотреть закон о политических партиях и разрешить регистрировать политические партии с 500-ми подписями граждан; б) упростить регистрацию новых СМИ, в том числе республиканских и местных телеканалов, отменить все законы, дающие возможность закрывать или преследовать издания и журналистов, внести соотвествующие поправки в Конституцию; в) начать реальную реформу судебной системы страны, введя выборность судей всех уровней; г) начать кардинальную реформу правоохранительной системы; е) сделать двухпалатный парламент однопалатным, то есть оставить только мажилис.
И только после таких минимальных политических реформ можно провести парламентские выборы, куда вошли бы разные политические силы, представляющие широкие слои населения. Именно парламент наряду с гражданским обществом и независимыми СМИ смогли бы воплотить в жизнь план по модернизации нашего государства. Здесь нет ничего нового и необычного: именно этим путем демократических реформ пошли такие страны, как Южная Корея и Бразилия, отказавшись от авторитаризма.
В-третьих, в стране должна начаться реальная борьба с коррупцией. Нынешний политический режим зиждется на коррумпированных чиновниках, полицейских, судьях и т.д. Но и президент, и общество должны понимать: коррумпированные чиновники не будут бороться за независимость государства, не будут отстаивать права и свободы граждан, не будут болеть душой за будущее страны. У коррумпированного чиновника нет родины, его прибежище - банковские счета, заполненные наворованными миллионами. И поэтому должна начаться широкомасштабная война против коррупции, и орган, который будет заниматься этим, должен возглавлять не высокопоставленный чиновник или прокурор, а авторитетный и честный перед государством представитель гражданского общества. С помощью СМИ, политических партий и легитимного парламента можно бороться и победить гидру под названием «коррупция». Еще раз повторяю, нельзя доверять вору борьбу с воровством.
Пессимистические выводы
Но, судя по всему, это все останется лишь мечтой, перенесенной на газетную бумагу. Власть для оправдания своих действий и дальше будет продолжать твердить о том, что общество не готово к демократии, мол, «нет у нас столько американцев» в стране. Но все это от лукавого. Модернизация и демократизация должны осуществляться государством. Как пишет известный мыслитель и профессор Гарвардского университета Дэниел Белл, «демократию не следует воспринимать в качестве некоего "естественного состояния", которое-де изначально присуще человеческому обществу. Напротив, демократический политический порядок - это очень высокая ступень общественной оргнизации, на которой люди признают себя равными друг другу и заявляют о готовности согласовывать свои действия и подчинять свою волю желаниям и стремлениям большинства. Демократия - это в высшей степени "неестественное" состояние, это исключительное достижение развитых обществ, подчеркивающее их особый характер и масштаб проделанного ими исторического пути».
К сожалению, у Акорды свой, особенный взгляд на демократию, который загнал страну в авторитарный тупик, выхода из которого пока не видно.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки