Советская оккупация – исторический факт, который следует принимать во внимание
У людей очень короткая память, пишет в своём блоге на «Новом времени» голландский правозащитник Роберт ван Ворен. В некоторых случаях это хорошо, и помогает забыть плохие события, способствует примирению в странах, переживших этнические конфликты или гражданскую войну, и дает радость снова переживать приятные моменты, будто это произошло впервые.
Но бывают и такие случаи, когда короткая память несет вред. Это точно можно сказать о недавнем репортаже голландского корреспондента Дэвида-Яна Готфройда для местного новостного агентства NOS из российской гимназии в Таллине.
Так, в своем репортаже Готфройд совсем не упомянул о том, что 25% российского населения Эстонии являются прямым результатом московской политики русификации после оккупации страны в 1940 году. В течение 1945–1991 годов российское меньшинство в Эстонии увеличилось с 23 до 475 тысяч человек, а славянское население в целом достигло 551 тысячи человек, что равно 35% всего населения страны. Десятилетиями центральное правительство активно приумножало российское население страны, депортируя эстонцев в другие части СССР, и перемещая на их место россиян. После распада Советского Союза большинство россиян решили остаться в Эстонии, но многие отказались интегрироваться в эстонское общество, предпочитая статус изгоев.
Об этом не вспомнил не только Готфройд, но и сами эстонские россияне. Вряд ли их можно винить, ведь они знают, что их пребывание в стране – результат 50 лет оккупации, что во многом влияет и на отношение к ним. Вместе с тем, журналист должен был об этом знать. Если нет, то стоило открыть учебник по истории или включить компьютер, чтобы разобраться в вопросе.
Вместо чего он заявил, что до 1991 года между россиянами и эстонцами не было практически никаких проблем. «Но все изменилось после того, как 1991 году Эстония стала независимой. Эстонцы начали смотреть на советский период, как на оккупацию. И поскольку Россия была самой большой из советских республик, то они считают, что ответственность за это лежит на россиянах», – дополнил Готфройд.
Я помню, как в 1985 году мой отец отправил статью об оккупации балтийских стран в одну из «хороших газет» Голландии только для того, чтобы удостовериться, что ее вернут обратно. «Оккупация балтийских стран более не является актуальным вопросом, и интересна лишь историкам», – было написано в ответном письме редакции.
Через пять лет Литва восстановит свою независимость, а еще через год все три страны Балтии станут свободными. Но это был только 1985-й. Возможно, ответ редакции и был недальновидным, особенно в стране, которая никогда не признавала оккупацию стран Балтии, но в те времена только оптимисты верили, что независимость наступит столь быстро.
Но Готфрид делал свой репортаж в другие времена. Сегодня вся необходимая информация доступна, и любой человек, обладающим интеллектом, может получить достоверные данные. Однако в своем удивительно поверхностном репортаже он просто проигнорировал 50 лет оккупации, которые повлекли за собой депортацию не менее 30 тысяч эстонцев, истребление тысяч других, а также десятилетия репрессий в отношении национальной культуры и длительные сроки в лагерях для тех немногих, кто посмел выступить против советской оккупации и московской политики.
Интересно, что бы написал Готфройд, если бы история его страны была несколько другой, и в Нидерландах сейчас проживали 4 млн немцев, как результат в 10 раз более длительной немецкой оккупации? Он бы тоже забыл о том, как эти немцы оказались в Нидерландах?
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки