Почему буксует реформа местного самоуправления
Формально говоря, за эту реформу (как и за реформу госслужбы, а как по мне – так это разные, хоть и соприкасающиеся вещи) у нас ответственно ведомство небезызвестного (в смысле англоязычного термина notorious) Геннадия Зубко.
Как эта реформа продвигается, можно ознакомиться здесь – это в определенной степени «официальный портал» программы реформ (коалиционного соглашения, «Стратегии-2020», you name it – как говорят американцы, ведь наплодили бумаженций столько, что хоть пункт по приему макулатуры открывай!).
Из существенного – вынужденно или добровольно, это отдельный вопрос – на места передали право на аккумуляцию множества государственных сборов, пошлин, налогов. Передал, собственно, парламент – в рамках бюджетного законодательства. Так что роль «ответственного» ведомства здесь не слишком ясна. Однако, Бог с ним, с Зубко, и его ведомством...
Надо ли доказывать отдельно, что реформа самоуправления является основной, базовой, которая меняет политический и экономический рельеф страны на декады вперед? Изначально, давайте отбросим разнообразные спекуляции, а также предвзятость.
Предвзятость могла бы состоять в том, что эту реформу проводит «икс», а не «игрек» или «зет», да и проводит пока что спустя рукава. Никому не запрещено так думать, но дело, собственно, не в этом – перераспределение бюджетных полномочий, которое уже произошло, и хотелось бы надеяться, не будет временным – это первый большой шаг.
Так или иначе, но местные (а это сельские, городские, а отчасти – районные и областные) общины получили инструментарий. Дальше - 11 лет мы топчемся вокруг единственной содержательной модели реформы самоуправления, которую предлагал еще Александр Мороз в 2004 году. В свое время она проходила множество обсуждений в парламенте и Конституционном суде. Вроде бы то, что раскладывают на столе и сейчас – с уточнениями, но она и есть.
Упрощая - регионы избирают свою краевую парламентскую власть.
А вот здесь проведем линию между объективной пользой и спекуляциями.
К спекуляциям необходимо отнести идею о федеральном устройстве – не потому, что она как-то плоха сама по себе, а потому что она превратилась в орудие открытых врагов украинской государственности как таковой.
Ведь эти враги понимают федерализм вовсе не как расширенное местное самоуправление страны «снизу», а как создание государства-калеки, такого как Босния и Герцеговина, и ради того лишь, чтобы влиять на внешнюю (!) политику Киева, а также навязывать Украине искусственные этнокультурные конфликты.
Поэтому на теме Украины как федерации с мифическими «ДНР» и «ЛНР», а также оккупированной территорией АРК крест поставлен на десятилетия вперед.
Реформа может (и, надеюсь, будет) двигаться в направлении замены, как минимум, нынешнего института областных государственных администраций полноценными краевыми правительствами (исполкомами), сформированными большинством депутатов областных рад. Но при наличии отдельного института представителей главы государства.
Что касается той же схемы для районов, а также отдельного представительства областей в рамках центральной законодательной власти (по модели американского сената или германского бундесрата), то пока что эта схема сложная, противоречивая и политически «скользковатая».
Хотя лично автор ей симпатизирует, поскольку она внутренне логична.
Правда, полноценный переход к цивилизованной модели местного самоуправления сопряжен со значительными изменениями - в Конституцию (легче, честное слово, принять новую!), законы о выборах народных депутатов, о Президенте Украины, добрый десяток других актов. Потому что можно и нужно спорить о том, как избирать краевые парламенты (по партийным пропорциям, по округам, но с жесткой партийной привязкой кандидатов?), как разграничивать полномочия краевого правительства и вертикали?
Вот чего точно не нужно, так это трогать границы регионов (печально известные прожекты Р. Безсмертного). При этом выборы президента, ВР и местных властей надо разнести на два года, иначе мы скоро начнем жить в режиме 5-6-летней диктатуры. Конечно, премьеру и президенту не хочется расставаться со сладким правом назначать «губернаторов» - еще бы!
Но и со статус-кво, в котором Украина существует в отсталом формате недавней испанской или португальской колонии в латинской Америке - тоже пора заканчивать.
В конце концов, подлинная (!) децентрализация власти является одним из главных требований европейской интеграции.
Максим МИХАЙЛЕНКО
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки